Воспитание толерантности в начальной школе.
Автор - Ермакова Наталья Вячеславовна.
Гражданское воспитание на современном этапе приобретает все большую актуальность.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.
Толерантность, по моему мнению, представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
Толерантность в контексте духовно-нравственного развития, на котором базируется гражданское воспитание, я понимаю как условие приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, национальным и общечеловеческим ценностям.
Толерантность, наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другими качествами личности, представляется мне одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского воспитания:
- в сфере нравственного воспитания толерантность предстает как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;
- в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;
- экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;
- с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;
- в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;
- с позицией интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.
Я считаю важным способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в дошкольном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих.
Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя?
Обучение дошкольников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности преподавателя дошкольного образования. Нравственное воспитание дошкольника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в детском. Разнообразие предметов в саду дает возможность воспитателю так организовать деятельность воспитанника, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь задания – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.
Воспитатель использует разнообразные формы работы на уроке. Это:
- работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких занятиях дошкольники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;
- использование на занятиях естественных ситуаций или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к труду, дружбе, поступкам);
- знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
- использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);
- личный пример воспитателя.
Все это и создает, формирует разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем их опыт толерантности.
Один из наиболее продуктивных способов формирования толерантности в процессе обучения, по моему мнению, - проектная деятельность. Дошкольники могут активно участвовать в выборе проблемы и способов ее решения. Кроме того, совместная работа над проектом в группах способствует формированию важнейших качеств: терпимости к позициям и мнениям, не совпадающих с собственными; стремления к диалогу, взаимопомощи; умении отстаивать свою позицию, видеть вариативность решений и находить компромисс.
Воспитанниками были разработаны и защищены проекты «Национальная одежда», «Моя родословная» и др.
В этом и состоят суть и содержание воспитания толерантности в детском саду.
Используемая литература:
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение,2009
Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: Мозаика – синтез, 2001г.