СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы РМЛИ ДОД Гасановой Д.Д. Приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гасанова Д.Д. на уроках русского языка и литературы ведет большую разнообразную работу по развитию устной и письменной речи учащихся, что является важнейшей задачей обучения русскому языку. За время своей педагогической деятельности учителем накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, по материалам которых обобщается опыт.

В календарно-тематическом планировании Гасановой Д.Д. в 8-х классах, где всего на русский язык выделено 136 часов, на развитие речи приходится 20 часов. В 9-х классах на русский язык отведено 102 часа, на развитие речи отводится 26 часов. В 10 и 11 классах на русский язык отведено 102 часа, на развитие речи приходится 12 часов.

Итак, в сфере развития речи у словесника имеются большие возможности, но и требования к нему велики. Неслучайно творческие работы на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку самые высокобалльные: сжатое изложение на ОГЭ (задание 1) – 7 баллов, сочинение (задание 15) – 9 баллов, сочинение-рассуждение на ЕГЭ (задание 27) – 24 балла! Только сочинение развивает логическую мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и роль этой творческой работы трудно переоценить.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы РМЛИ ДОД Гасановой Д.Д. Приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы"»

Обобщение передового педагогического опыта учителя русского языка и литературы ГБОУ РД

«Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей» Гасановой Джамили Джамалутдиновны



Приемы развития устной и письменной речи

на уроках русского языка и литературы

Гасанова Джамиля Джамалутдиновна работает в Республиканском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей учителем русского языка и литературы с августа 2011 года. Джамиля Джамалутдиновна зарекомендовала себя как педагог, обладающий высоким творческим потенциалом, знающий специфику работы с учащимися разного уровня подготовленности.

Джамиля Джамалутдиновна имеет хорошую профессиональную подготовленность, обладает широкими знаниями по русскому языку, по русской и зарубежной литературе.

Ее преподавание отличается глубокой научностью, продуманным отбором учебного материала, ясностью и доступностью изложения.

Джамиля Джамалутдиновна использует в практике своей работы современные образовательные технологии, активные формы организации обучения, владеет разнообразными способами оптимизации учебного процесса, добивается высокой эффективности урока, обоснованно оценивает знания учащихся. Все это и многое другое обеспечивает устойчивые показатели качества знаний, умений и навыков учащихся.

Гасанова Д.Д. очень требовательная к себе, а высокую требовательность к учащимся сочетает с доброжелательным отношением к ним. Она систематически повышает свою квалификацию, в курсе всех методических новинок. Ее отличает широкая эрудиция. Все это обеспечивает интерес учащихся к предмету.

Джамиля Джамалутдиновна щедро делится опытом работы, проводит открытые уроки для слушателей курсов повышения квалификации Дагестанского института развития образования.

За короткое время она создала кабинет русского языка и литературы. В кабинете сосредоточен богатый дидактическим материал с учетом индивидуализации и дифференциации обучения.

По ее инициативе и при поддержке учащихся и родителей в кабинете создается библиотека, где имеются как программно-художественные тексты, так и разнообразные тексты для проведения кружковых и индивидуальных занятий. Все это прививает любовь и интерес учащихся к предмету. Учащиеся Джамили Джамалутдиновны неоднократно становятся победителями и призерами республиканских конкурсов по литературе, таких как «Мой любимый Пушкин», «Сражаюсь, верую, люблю», финалистами Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». В апреле 2018 года Гасанова Д.Д. стала полуфиналистом республиканского этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года Дагестана – 2018».

Огромное трудолюбие и работоспособность, творческое отношение к работе, доверительное отношение к личности ученика снискали ей авторитет и уважение со стороны учащихся, их родителей и коллег.

Гасанова Д.Д. на уроках русского языка и литературы ведет большую разнообразную работу по развитию устной и письменной речи учащихся, что является важнейшей задачей обучения русскому языку. За время своей педагогической деятельности учителем накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, по материалам которых обобщается опыт.

В календарно-тематическом планировании Гасановой Д.Д. в 8-х классах, где всего на русский язык выделено 136 часов, на развитие речи приходится 20 часов. В 9-х классах на русский язык отведено 102 часа, на развитие речи отводится 26 часов. В 10 и 11 классах на русский язык отведено 102 часа, на развитие речи приходится 12 часов.

Итак, в сфере развития речи у словесника имеются большие возможности, но и требования к нему велики. Неслучайно творческие работы на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку самые высокобалльные: сжатое изложение на ОГЭ (задание 1) – 7 баллов, сочинение (задание 15) – 9 баллов, сочинение-рассуждение на ЕГЭ (задание 27) – 24 балла! Только сочинение развивает логическую мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и роль этой творческой работы трудно переоценить.

Мы знаем, что дети по возможностям, по своей речевой подготовленности различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объёмом его активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований к написанию творческой работы. Формы работы по развитию речи, применяемые Джамилей Джамалутдиновной на уроках русского языка и литературы, многообразны:

- сочинение, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, так сказать, на основе личных впечатлений;

- сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох;

- сочинения-описания природы, различных её уголков;

- творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нём, делает из него выводы;

- сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу;

- сочинение публицистического характера;

- сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей;

- сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей;

- сочинения с грамматическим заданием.

Учитель подбирает творческую работу – сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение – в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Кроме того, любой вид работы по развитию речи на уроках Гасановой Д.Д. проходит и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются, а учитель дает их в сочетании. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь. Очень важно развивать не только письменную речь, но и устную, особенно с учетом введения обязательного экзамена-допуска к ОГЭ – итогового собеседования.

Приведем фрагменты уроков учителя, чей опыт обобщается, методические находки, приемы, формы и методы развития речи на уроках русского языка и литературы.

«В 7 классе я предлагаю школьникам такую тему сочинения-размышления «Приглашение к зеркалу». Ребята должны посмотреть на себя в зеркало и описать не только свою внешность, одежду, но и как бы взглянуть на себя со стороны, постараться разобраться в своих мыслях и чувствах, а наблюдения изложить в сочинении. Хочу отметить, что учащиеся с интересом выполняют такое задание.

Кроме того, часто использую на уроках упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда. Основная цель этих упражнений – развитие речевой памяти детей, их языкового чутья.

Например:

1. Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие – ошибочными?

Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.

2. Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

А) Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.

Б) Он вполне ясно объяснил нам это.

В) В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

Благодаря таким заданиям обучающиеся находят речевые ошибки, определяют речевое излишество, знакомятся с лингвистическим понятием «плеоназм». Обращаем внимание учеников, что именно на выявлении речевых ошибок построено задание 6 ЕГЭ по русскому языку.

На уроках использую и такие упражнения, при проведении которых обращается внимание на функционально-стилистическую и тематическую закреплённость анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи.

Например:

1. Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.

(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

Выполняя это задание, дети работают с паронимами. Обращаю внимание, что неверное употребление слова ведет к речевой ошибке (задание 5 ЕГЭ по русскому языку).

2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.

Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака затемнили солнце, делая его медно-красным.

3. Составьте предложения на тему «Осенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, жёлтые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

4. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?»

Для развития речи обучающихся Гасанова Д.Д. использует свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины дети используют разнообразные изобразительно-выразительные средства языка – тропы, стилистические фигуры, лексические и синтаксические средства выразительности – для выражения той или иной мысли.

Использование на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», – говорил Ф.И. Буслаев. Нельзя забывать о том, что игра – естественная потребность для детей. В игре ребёнок раскрепощается, творит и лучше познает мир через творчество.

На уроках русского языка Джамиля Джамалутдиновна вводит дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок интересным, запоминающимся. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.

Игра «Переводчик».

1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных слов) синонимами?

А) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Б) Разъярённая вьюга замела тропинки.

В) Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Г) Доктор прописал пациенту инъекции.

2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено немало дефектов.

Б) Мы гордимся нашим голкипером.

В) Ваши аргументы убедительны.

Г) Он пишет мемуары.

Д) В газете появилась информация о футбольном матче.

Е) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Игра «Эрудит».

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

А) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

Б) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

В) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

Г) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос).

2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, опечатка – отпечаток, поглотить – проглотить.

3. Найди лишнее слово.

А) Робинзон ослаб от недоедания пищи.

Б) Многие города были превращены в руины и развалины.

В) Он написал свою автобиографию.

Игра «Бумеранг».

1. Найди синоним (или антоним) к слову.

2. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Берёзка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая); трава зелёная (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая).

Учитель говорит: «Мне кажется, что на уроках развития речи нужно обращаться к разным видам искусства, например, к кино, живописи или музыке, поскольку они дают возможность раскрепостить ученика, будят в нём творческое начало, мотивируют его речевую деятельность. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами».

Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому важным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся на уроках Джамили Джамалутдиновны много говорят и записывают, задают вопросы, работают со словарями. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки. Их приучили чаще задавать вопросы «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?», вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет учителю разнообразить формы работы по развитию речи, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку.

Итак, цель уроков развития речи, которые ставит перед собой Гасанова Д.Д., – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, грамотной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову – достигается изо дня в день кропотливой работой. Учитель понимает, что в центре его внимания должен быть ученик.

Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!