СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья : "Обучение гиперактивных детей в музыкальной школе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье  рассматривается  вопрос обучения в музыкальной школе детей с синдромом гиперактивности ( СДВГ). Приводятся  правила к обучению  детей с СДВГ, методы  работы с такими детьми, конечный результат.

Просмотр содержимого документа
«Статья : "Обучение гиперактивных детей в музыкальной школе"»

Инякина Наталия Владимировна

МБУ ДО ДШИ п .Строитель

Тамбовская область, Россия

[email protected]

ОБУЧЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Аннотация: в статье рассматривается вопрос обучения в музыкальной школе детей с синдромом гиперактивности (СДВГ). Приводятся правила к обучению детей с СДВГ, методы работы с такими детьми, конечный результат.

Ключевые слова: организация занятий, правила, методы обучения с синдромом гиперактивности.

Работая в музыкальной школе с обычными детьми, мне пришлось столкнуться с одним не вполне ординардным для моей немалой практики случаем.

В 2016 году мама привела ребенка в музыкальную школу. Ученик второго класса средней школы. У мальчика обнаружился хороший слух, он правильно интонирует мелодию, повторяет ритм. Выбрали инструмент, на котором хочет заниматься - аккордеон. Буквально с первых уроков мне стало понятно, что ребенок неусидчив, невнимателен, быстро теряет интерес к процессу обучения. На уроке он может работать 10-15 минут не больше, и все. Далее он начинает капризничать, плакать, ложиться на пол, может залезть под стол и практически ни на что не реагирует.

Позже выяснилось, что у ребенка синдром гиперактивности СДВГ.

Как ни странно, но я смогла с ним освоить небольшой теоретический материал, причем он хорошо понимает, хорошо считает длительности нот, а вот память очень плохая, где находятся ноты, трудно запоминает.

Длительности нот считает, а как они выглядят забывает, путает. На уроках мы начали раскрашивать цветными карандашами : ноты на линейках - красным, между линеек - зеленым. Нам удалось освоить несколько детских пьес правой рукой. Он играл и пел со словами, а в дальнейшем мы играли вместе, благодаря тому, что он хорошо слышит, чувствует музыку. Конечно есть еще и посадка и постановка инструмента, а также постановка руки и много всего. Сконцентрировать внимание на всех аспектах невозможно. Усидчивости нет, внимания нет. Стало понятно, что спешить не нужно. Начинать нужно постепенно с малого, затем все это закреплять и так дальше. По данным исследователей Заваденко Н.Н.(2000г), Брязгунова И.П, Касатиковой Н.В.(2008г) и других, гиперактивное поведение встречается довольно часто: до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью.

Для организации занятий с гиперактивными детьми необходимо использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы. Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Дети с СДВГ постоянно возбужденные, непоседливые, крикливые, поэтому проблема обучения гиперактивных становится все более актуальной и обсуждаемой. Работая с такими детьми, нужно придерживаться некоторых правил.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1 Работать в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку.

3 .Использовать физкульт минутку.

4 .Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.

5 .Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

6 .Давать короткие, четкие, конкретные инструкции.

7 .Поощрять ребенка сразу.

Наиболее важными для детей с СДВГ являются тренировка наблюдательности и внимательности, развитие чувства темпа, развитие общей тонкой моторики, координации рук и пальцев. Многие ученые считают ритм и темп музыкального произведения главными факторами, влияющими на изменение мышечного тонуса. Со всеми этими задачами гиперактивному ребенку поможет справиться обучение в детской музыкальной школе[ 1].

Многочисленные исследования, показали, что при занятиях на различных музыкальных инструментах, особенно на клавишных, происходит массаж пальцев, оказывая оздоравливающее и стимулирующее воздействие на ребенка. А так же значительно увеличивают устойчивость внимания к посторонним раздражителям, способствуют выработке усидчивости у детей с диагнозом СДВГ

Основой лечения гиперактивных детей служит развитие интереса к какой-либо деятельности, требующей сосредоточенности и усидчивости (например, опять таки обучение игре на музыкальном инструменте)

Обучаясь в музыкальной школе, гиперактивный ребенок приобретает способность регулировать двигательную, поведенческую сферу. Все это складывается из конкретных умений. Рассмотрим эти умения подробнее.

Двигательная сфера:

1.Умение произвольно направлять свое внимание на мышцы (напряжение при акценте, аккорды и т. п.)

2.Умение определять:

соответствующий характер движений (сила - слабость, резкость- плавность, темп, ритм).

3.Умение менять характер движений. Все эти умения с успехом прививает и развивает музыкальная школа при обучении ребенка игре на различных музыкальных инструментах.

Приобретаемые умения в поведении гиперактивного ребенка:

1) умение определять конкретные цели своих поступков (готовлюсь к исполнению на концерте, экзамене, конкурсе);

2) умение искать и находить решения;

3) умение брать на себя ответственность.

. Обучаясь в музыкальной школе, такой ребенок постоянно находится в процессе поиска средства достижения цели, конечного результата (выступление на концерте, в классе).

В работе с такими детьми используются разные средства и методы. Музыкальная терапия - это метод восстановительной медицины. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое

состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии симптомов неуравновешенности, возникающей у данного контингента детей ,развитии и коррекции сенсорных и когнитивных процессов, их способностей[ 2].

Музыкотерапия включает:

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен;

- собственное исполнение музыкальных произведений;

- музыкальное творчество;

- ритмические движения под музыку.

Всеми этими видами деятельности занимаются дети, учась в музыкальной школе.

Перечислим, что дает гиперактивному ребенку обучение в музыкальной школе:

1) физическое развитие: развивается чувство ритма, музыкальный слух. Тренируется мелкая моторика, зрительно-моторная координация;

2) психическое развитие: вырабатывается сила воли, усидчивость, дисциплинированность, внимание и память, терпение, настойчивость, самоконтроль;

3) дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование, документ государственного образца об окончании ДМШ;

4) выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе, повысят самооценку;

5) развитие творческих способностей;

Занятия и обучение в ДМШ играют немаловажную роль для ребенка с СДВГ: способствуют развитию общих и музыкальных способностей, повышают усидчивость и самооценку. Учеба заставит маленького человека стать внимательнее и ответственнее, ведь надо самостоятельно решать задачи: вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день.

Отсюда следует вывод: обучение в музыкальной школе уже само по себе будет одновременно развивать и корректировать ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.Богатова Л.С. Подготовка будущего учителя музыки к коррекционно-реабилитационной работе в общеобразовательной школе. -М.,1994.-С.43-44

2.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия //Руководство по психотерапии/Под ред .В. Е.Рожнова.-3-е изд,перераб. и доп.-Ташкент,1985.-С.273-304.

3.Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок. Издательство Института психотерапии Год:2002 С:96

4.Лохов М.Н. Фесенко Ю.И. Плохой хороший ребенок. 3-е издание. СПб,2008-320 с., ил.

5.Петрушев В. И. Музыкальная психология -М,2006-400с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!