СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Обучение учащихся с целью реализации системно-деятельностного подхода."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно -деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение учащихся с целью реализации системно-деятельностного подхода."»



Самойлова Оксана Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ пгт. Атамановка

Забайкальский край Читинский район

Обучение учащихся с целью реализации системно-деятельностного подхода.

Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, в формировании его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в формировании личности с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными установками.

Задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Диалог между учителем и учеником превратился в диалог сотрудников. Учитель, теперь, - руководящий деятельностью ребёнка по добыванию знаний самостоятельно.

На мой взгляд, педагог сам должен быть готов принципиально поменять содержание своей деятельности как учителя в учебном процессе, организуя интерактивную учебно- познавательную деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных, возрастных, психологических физиологических особенностей. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых учащийся будет открывать, приобретать и конструировать знания, взаимодействуя с другими участниками учебного процесса.

По развивающей системе Л.В. Занкова я работаю почти 8 лет. Мне нравится, как проходят уроки по этой системе. Ученик сам делает открытие, а не получает его в готовом виде. Делая открытие, ученик использует ранее полученные знания, переносит их в новые условия, находя сходство и различие. На каждом уроке возникает ситуация, которую нужно рассмотреть, разрешить.

Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии и при этом, держит паузу после проблемного вопроса, чтобы дать возможность ученикам подумать, обсудить друг с другом. Ответы детей часто начинаются со слов: «Я думаю», «Мы обсудили». Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности «ориентированной на приобретение самостоятельной мысли и чувства ребёнка». Активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В заданиях учебников предусматривается разный уровень трудности их выполнения, что является решающим для создания ситуации успеха для каждого ученика. На уроке каждый ученик проводит рефлексию – оценку собственной деятельности, усилий и приобретённых знаний.

На уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико – ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие методы обучения. Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Методы, позволяющие организовывать процесс обучения, способствующий взаимоотношениям между учителем и учеником. Использование новых информационных технологий облегчает учителю в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учёта его способностей.

В классах с неодинаковым развитием учеников, разной степенью подготовленности, есть дети с ОВЗ. Которые, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто отказываются работать: «Я не могу», «Я не знаю», «Я устал». Из-за низкого протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются повести итог – забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна помочь ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, школьные занятия – это получение знаний, необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с использованием как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Урок для детей с ОВЗ – это урок с использование техники, урок, на котором осуществляется индивидуальный подход, урок, содержащий разные виды деятельности, урок, на котором должно быть комфортно, урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной деятельности, урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлечённости. Только при таком подходе к построению урока, ученик становится живым участником образовательного процесса, так как ребёнок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии материала. Поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. Обычно использую различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

Например, на уроках обучения грамоте использую дифференцированные задания на карточках, которые можно использовать как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время. При изучении буквы на этапе закрепления и способов действий ученик получает карточку. Все задания разделены на варианты по группам в соответствии с уровнем овладения учениками навыка чтения: 1 группа – ученики на ступени овладения звуко-буквенными соответствиями, 2 группа – медленного слогового, 3 группа –слогового чтения, 4 группа – на становлении чтения. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/16/kartochki-po-obucheniyu-gramote

Постепенно усложняется оценочная ситуация. Не сообщается какие задания проще-труднее, ученики сами оценивают уровень сложности и свои возможности. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий. Так, карточки с математическими заданиями помещаются в разноцветные конверты, а ученикам сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта, при этом, указан уровень на конверте. Через некоторое время ученики берут конверты с уровнем выше. Работают в группах – после определённого времени выступают. В результате, у детей при работе в группе повышается самооценка.

Например, русский язык.

Тема «Однокоренные слова»

  1. Определение темы и цели урока.

  2. Работа по теме.

  1. Карточки. Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.

- Прочитайте. (перед детьми текст с пропущенными буквами, однокоренными словами,)

- Что вы прочитали, докажите.

- Какого вида данный текст?

- Что нужно сделать в тексте?

- Вспомните тему, какую работу вы могли бы предложить одноклассникам? (назвать однокоренные слова, выделить корень. Сказать почему однокоренные)

Работа с детьми с ОВЗ.

-Прочитайте, объясните написание выделенных букв (выделены безударные гласные).

- Что общего у почёркнутых слов? (однокоренные)

- Выпишите их и выделите корень.

На уроках окружающего мира ученики работают в сменных групповых составах.

Таким образом, методические приёмы, способы и использование современных педагогических технологий дают возможность учащимся с ОВЗ приобретать знания, осваивать способы самостоятельной работы, развивать потенциал, познавательную активность, поддерживать учебную мотивацию, и как результат этого – способствовать повышению качества знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!