Обычаи и ритуалы древних славян.
О том, как славяне поклонялись своим богам, известно немного. Некоторые сведения дают нам археологические раскопки на месте древних святилищ. Идолы были либо каменные, либо деревянные. Этнография тоже даёт сведения об обрядах славян: некоторые обычаи, песни, народные праздники, сохранившиеся до наших дней, восходят к древнейшим языческим корням.
В древности у славян существовали святилища, располагавшиеся обычно на вершине холма. Иногда их называют капищами (от слова «капь» - изображение, идол). Часто для них выбирали лишённые растительности «лысые горы».
Славянское капище.
У славян были волхвы – волшебники, чародеи, гадатели. Об их деятельности почти ничего не говорится в летописях, зато они присутствуют в народных сказаниях. Богам приносили жертвы – животных, а иногда и людей. Иногда их «кормили» хлебом, мёдом, сыром.
Языческим ритуалом часто становилась совместная трапеза, пир, который сопровождался музыкой, игрой скоморохов, борьбой с медведями.
Славяне старались защитить свои дома от злых сил. Для этого они покрывали ставни окон, косяки дверей и сундуки для хранения вещей искусной резьбой, а края одежды отделывали вышивкой. От злых сил человека предохраняли также надеваемые одежды, ювелирные украшения, гребни. Очистительным ритуалом было мытьё в бане.
Славяне поклонялись душам умерших предков. Во время весеннего праздника Радуницы им было принято оставлять еду на кладбищах. Позднее такой обычай сохранится у христиан, которые поминают умерших в пасхальные дни.
Существует множество календарных обрядов, связанных с природным циклом. В разгар зимы справляют Колядки – магическое время, когда боги и духи живут среди людей, свободно разгуливают по земле. Колядки, или Коляды – это период гаданий о будущем.
В это время люди наряжались, надевали страшные маски, разыгрывали представления и ходили по дворам, требуя угощения и вознаграждения (колядовали). Это было важное дело, от которого зависела будущая жизнь. Наши предки опасались, а вдруг солнце не повернёт на лето?
Ранней весной встречали солнце, сжигали соломенное чучело зимы – Масленицы, пировали, ели блины (символ солнца). Считалось, что это сулит хороший урожай.
В самую короткую летнюю ночь отмечали праздник Ивана Купалы – языческого бога летнего солнца. Купала способствовал растительности и рождению земных плодов. Этот праздник был моментом очищения огнём и водой, когда природа действует с особенной оживляющей силой.
На праздник Купалы возле воды собирались девушки и парни, раскладывали
костры, прыгали через них, пели песни, жгли берёзовую кору. Девушки плели венки и пускали их на воду. Прыганье через огонь, купанье на заре, хороводы вокруг костров имели особый магический смысл – очищение от грехов.
Осенью славяне праздновали окончание сбора урожая, совершали магические действия над плодами.
Погребальные обряды славян тоже отличались особенностями: как правило, мёртвых они сжигали. Простых людей сжигали в ладье, которую специально строили для этого случая. Знатные и богатые сжигались с особыми почестями и приготовлениями: вместе с вещами домашнего обихода, скотом, для обеспечения их загробных потребностей. В ладью бросали изрубленных мечами коней, быков, собаку, петуха и курицу, которые должны были служить покойнику в загробном мире. Вместе с умершим сжигалась одна из девушек, дававшая на это добровольное согласие. На месте сожжённой ладьи насыпали холм (курган), ставили деревянный столб с именами покойника и русского князя.
Этот обряд был тесно связан у славян с верой в священный огонь, в культе которого соединялось огнепоклонничество и почитание солнца. Домашний очаг и солнце несли благосостояние человеку и считались священными. После сожжения устраивали поминальные пиршества и военные игры – тризны. Они должны были «отогнать» смерть от живых.
В.М.Васнецов. Тризна.
После принятия христианства на Руси языческие традиции полностью не были искоренены. Названия языческих праздников постепенно стали христианскими, а имена языческих божеств были заменены именами православных святых. Вместо коляд появились Святки, вместо «ярилок» и «русалий» - Иванов и Петров дни, тризну заменили Радуницей. Такое тесное переплетение язычества и христианства в сознании людей принято называть двоеверием. Двоеверие встречается у многих народов, но у русских проявилось особенно сильно. Христиане стали называть это суеверием.
5