УДК 378
Латышева Н.Л.
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени Василия Михайловича Пескова», преподаватель, [email protected]
ОПЫТ АПРОБАЦИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ СПО, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА БАЗЕ ОСНВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В сентябре 2021 учебного года наш колледж участвовал в апробации методики преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования. Преподаватели – участники рабочей группы ознакомились с нормативными документами и методическими рекомендациями по реализации данной методики, разработали варианты практических заданий с учетом профессиональной направленности участвующих в апробации профессиональных образовательных программ, использовали в учебном процессе рекомендуемые формы и методы организации обучения. В настоящее время ведется работа по разработке профессионально ориентированных рабочих программ общеобразовательных дисциплин в рамках программ подготовки специалистов среднего звена.
В рамках апробации методики преподавания математики были разработаны следующие варианты заданий:
Для специальности 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы были скорректированы темы индивидуальных проектов. Например, «Математические и логические основы устройства компьютера», «Теория графов и ее применение в программировании», «Алгоритмизация математических формул» и другие.
Студентам специальности 38.02.07. Банковское дело были предложены следующие задания: подготовить презентацию «Число е и его применение в финансовых расчетах», провести мини-исследование «Сравнительный анализ различных способов размещения сбережений», составить подборка задач с экономическим содержанием по выбранной теме курса.
В качестве примеров заданий для специальности 44.02.01 Дошкольное образование можно привести эссе «Ответ маленькому ребенку: зачем ему надо изучать математику», реферат «Формирование понятия величины и ее измерения у дошкольников», задание «Составить план статистического наблюдения для группы детей детского сада».
В процессе апробации методики были выявлены ее достоинства и недостатки.
К положительным результатам апробации методики преподавания математики можно отнести:
повышение интереса к предмету,
стимулирование творческой, самостоятельной деятельности, стремления к получению новых знаний,
более глубокое понимание выбранной профессии.
Однако следует отметить, что на 1 курсе содержание учебного предмета дает мало возможностей для использования профессионально-направленных заданий. На 2 курсе таких возможностей значительно больше, т.к. содержание дисциплины там не привязано к школьной программе, а специально «заточено» под профессию. Кроме того, на 1 курсе студент еще не изучает ни общепрофессиональных, ни тем более специальных дисциплин, что также отражается на возможностях использования прикладных задач.
Таким образом, данная методика на 1 курсе может быть успешно реализована лишь в индивидуальном проектировании и частично во внеурочной работе по предмету. Из предложенных в Методических рекомендациях [1,20] методов и форм организации обучения математике интересным представляется также метод «Портфель студента». Он может быть применен как по отдельной дисциплине, так и суммарно по всем предметам курса.
По результатам апробации можно сформулировать следующие предложения для доработки методики преподавания общеобразовательных дисциплин:
В части точных наук необходимо доработать список методов обучения. Методы «анализ ситуаций», семинар, дискуссия, мозговой штурм, предлагаемые авторами методики [1,19], более подходят для гуманитарного и социально-экономического профиля. Для точных и естественно-научных дисциплин необходимо более тщательно продумать методы и технологии обучения.
Необходимо также разработать методики междисциплинарного интегрированного обучения, направленные на включение знаний по общеобразовательным предметам в дисциплины и модули профессионального цикла, комплексы междисциплинарных задач, циклы интегрированных уроков, т.к. преподаватели общеобразовательных предметов не всегда имеют глубокое понимание профессии, а преподаватели проф. дисциплин не всегда владеют на нужном уровне общеобразовательным предметом.
Необходимо разработать и издать сборники заданий профессиональной направленности, позволяющие педагогам легко включать профессиональные задания в уроки по общеобразовательным предметам и тем самым способствовать более широкому использованию данной методики.
Литература:
1. Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования. Математика. / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», – Санкт-Петербург, 2021. – 26 с.