СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Организация исследовательской учебной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время учащихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по реализации проекта "Организация исследовательской учебной деятельности в урочное и внеурочное время учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Статья Организация исследовательской учебной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время учащихся»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Сердобска Пензенской области






Тема опыта: РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРОЧНОЕ И ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ЛИСЕНКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА,

учитель русского языка и литературы высшей категории






















Сердобск, 2020 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРОЧНОЕ И ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Е.А.Лисенкова

МОУ СОШ №4 г.Сердобска Пензенской области

Краткая аннотация статьи

В данной статье раскрывается применение технологии исследовательской учебной деятельности в урочное и внеурочное время обучающихся, что обеспечивает системный характер научно-исследовательской деятельности обучающихся. Данная технология позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения в его активный мыслящий субъект.

Одна из важнейших сторон сегодняшнего учебно-воспитательного процесса – развитие индивидуальных способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, обладающей коммуникативными компетенциями и активной личностной позицией в образовательном процессе. В этой связи перед каждым учителем стоит задача создания наиболее благоприятных условий для развития такой личности.

Исходя из этой задачи на данном этапе организации образовательного процесса в школе на первый план выходит такая технология организации учебной деятельности, как проектная. Исследовательскую же деятельность вполне можно рассматривать как один из вариантов проектной деятельности.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развивает интеллектуальный потенциал учащихся, формирует языковую коммуникативную культуру школьников, воспитывает подлинно свободную личность – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.

Наш проект содержит реальные пути осуществления исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время.

Идея нашего проекта заключается в создании такой модели образовательного процесса, которая позволила бы ученику перейти из статуса пассивного объекта обучения в его активно мыслящий субъект.

Это возможно тогда, когда ученик обучен главному умению образовательного процесса – умению учиться. Другими словами, когда он будет оснащён современными технологиями обучения. Учебно-исследовательская деятельность – одна из таких технологий. Работа по формированию навыков такого вида деятельности может дать ощутимый результат, когда она носит системный и систематический характер.

Целью нашего проекта является вовлечение школьников в учебную исследовательскую деятельность, активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, развитие творческих способностей школьников.

Приобщение школьников к учебной исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

- развитие интереса и повышение мотивации к изучаемому предмету, расширению и актуализации знаний по нему;

- формирование самостоятельности;

- освоение творческого подхода к любому виду деятельности;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- расширение представлений о способах получения информации;

- развитие коммуникативных навыков;

- привлечение школьников к участию в олимпиадах, творческих

конкурсах, научно-практических конференциях.

Новизна проекта заключается в обеспечении системного подхода к реализации исследовательской учебной деятельности, опирающегося на методику поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности в области русского языка и литературы.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков и развитию творческих умений школьников осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.д.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения. Тематический план знакомства учащихся с основными понятиями исследования на уроках литературы в 5- 8 классах может выглядеть, как в таблице 1.

Таблица 1. Тематический план введения основных понятий учебного исследования на уроках литературы в 5-8 классах

класс

понятие

произведение

форма работы

форма представления

5

исследовательская деятельность, проблемный вопрос, гипотеза

Русская народная сказка «Царевна- лягушка», мордовская сказка «Юрт-ава»

коллективная

коллективная исследовательская работа

6

сбор и систематизация материала

Л.Н.Толстой. «Отрочество, глава «Гроза»

коллективная

коллективная исследовательская работа

7-8

формулировка цели, задач и выводов исследовательской работы, описание еѐ методики, оформление перечня использованной литературы

По усмотрению учителя, например, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Групповая, индивиду альная

Групповая исследовательская работа

Реализация тематического плана в урочной и внеурочной деятельности учащихся среднего звена начинается в 5-м классе. где вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации. Рассмотрим, как это происходит на примере самой первой исследовательской работы пятиклассников «Сравнение композиционных особенностей русской и мордовской народной волшебной сказки», которая осуществляется на уроке литературного краеведения.

Сначала в классе читается фрагмент исследовательской работы, касающейся особенностей русской народной сказки. Работа вызывает интерес. Затем школьникам сообщается, что они тоже могут выполнить подобную работу.

Вводя понятие проблемного вопроса и гипотезы, учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, есть ли общие черты в построении волшебных сказок русского и мордовского народа?» Для ответа на поставленный вопрос активизируются знания учащихся о композиционных особенностях русских народных волшебных сказок и заполняется в тетради второй столбец таблицы 2.

Таблица 2. Построение волшебных сказок русского и мордовского народа.

Элементы волшебной сказки

Русской

Мордовской

Присказка



Зачин



Спокойное повествование



Беда



Преодоление беды



Троекратность повествования



Наличие волшебных существ и предметов



Затем учащиеся знакомятся с мордовской сказкой «Юрт-ава» и самостоятельно находят в тексте сказки элементы, указанные в таблице. Важно подчеркнуть, что, поскольку пятиклассникам ещё не под силу работа по сбору научной информации и её обработке, учитель сам читает в классе фрагменты работ литературоведов, касающиеся композиционных особенностей мордовских волшебных сказок, подтверждающие правильность ранее сформулированной школьниками гипотезы о сходном строении волшебных сказок русского и мордовского народа. Продуктом работы является коллективная исследовательская работа, которая оформляется учениками совместно с учителем. Однако главной целью учителя является не она, а приобретённые учащимися навыки выдвижения и подтверждения гипотезы, которое закрепляется в дальнейшем как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

В 6-м классе учитель продолжает работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации. Так, на уроке при анализе главы «Гроза» из повести Л.Н.Толстого «Отрочество» можно задаться проблемным вопросом: «Какими словами автор передаёт душевное состояние героя во время грозы?». Предварительно учащиеся узнают об отрицательно и положительно эмоционально окрашенных словах. Выписав и распределив слова в две группы по данному признаку (здесь же может происходить обучение заполнению карточек с материалами исследования), учащиеся приобретают опыт систематизации и обобщения полученных данных

Сопоставление соотношения слов одной и другой групп в указанной главе помогает понять, как слова влияют на создание эмоционального фона произведения. Теперь при выписывании на карточки примеров из художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят знак «+» или «- ».

Исследовательская деятельность шестиклассников по-прежнему носит коллективный характер.

В 7-8 классах может быть использована групповая работа. В ходе выполнения исследовательских работ обучающиеся продолжают отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбора и классификации.

В этом возрасте школьники также учатся работать с источниками информации, оформлять список литературы. Кроме того, учитель ведёт работу по формированию и отработке у школьников навыков формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описанию её методики.

Учителем организуется две формы работы в группах: 1) на уроках; 2) во внеурочное время. Остановимся на особенностях каждой из этих форм.

1. На уроке учитель сообщает тему исследовательской работы. Участники групп предлагают свои варианты гипотез. Как правило, школьники приходят к выводу о том, что для решения проблемы необходимо выполнить несколько исследований, включающих наблюдение над литературным произведением, сбор материала, его группировку и классификацию. В целях экономии учебного времени каждая из групп проводит одно из таких исследований, а затем сообщает о его результатах всему классу. Главное в таких уроках – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В качестве домашнего задания учитель предлагает группам самостоятельно изучить научную литературу по данному вопросу, оформить исследовательскую работу и защитить её. Целесообразно предварительно познакомить учащихся с критериями оценки научно исследовательской работы. На следующем уроке (примерно через две недели) участники групп предъявляют результаты своей деятельности. На уроке можно объявить конкурс на лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.

2. В начале изучения какого-либо крупного произведения учитель предлагает участникам групп несколько тем исследовательских работ. После выбора темы обучающиеся приступают к работе, которая длится 2-3 недели. Учитель во внеурочное время проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, обмениваясь информацией. Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе.

Данное тематическое планирование носит примерный характер, учитель может и должен развивать приобретённые учащимися навыки учебных исследований и на уроках, посвящённых другим программным темам.

Технология учебной исследовательской деятельности может стать одной из ведущих на уроках в старшем звене. Так, она является основой проектной учебной деятельности.

Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Так, разработанный нами урок-проект «Изображение Верхнедонского восстания казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (литература, 11 класс) построен на самостоятельном отборе информации из ресурсов системы Интернет, её критическом осмыслении и интеграции с другими областями знаний (на данном уроке - с историей и историческим краеведением).

Технология дебатов, позволяющая решить целый ряд педагогических установок и как нельзя лучше стимулирует учащихся к повторению пройденного материала, к чтению дополнительной литературы, к поиску путей решения поставленной задачи, также во многом опирается на исследовательскую учебную деятельность. Темой урока-дебатов может быть нравственная проблема, по которой существуют неоднозначные, чаще всего противоположные мнения, принципиально разные подходы к ее разрешению. Класс делится на две противоборствующие команды: «пессимистов и «оптимистов», т.е. сторонников позитивного и негативного взгляда на проблему. Характерной особенностью урока-дебатов является участие в ней третьей стороны: экспертов, судей, заинтересованной публики, так или иначе оценивающей оппонентов. Условия проведения дебатов сводятся к тому, чтобы партнеры были равноправными, соблюдали правила дискуссии, стремились к участию в ней, были готовы признать логическую аргументацию друг друга, изменять свою точку зрения в соответствии с критериями истинности. Примером такого урока является разработанный нами урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «век нынешний и век минувший в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»: конфликт поколений или столкновение нравственно-политических представлений?».

Технология групповой поисковой деятельности близка по своей идее методу «мозгового штурма». Суть данной технологии заключается в том, что в начале урока перед учащимися ставится некая проблема или творческая задача. Так, к примеру, при изучении особенностей лирики Б.Л.Пастернака сначала изучаются особенности одного стихотворения поэта, затем происходит сравнение с другими лирическими произведениями поэта и выводятся закономерности их построения. На заключительном этапе проводится эксперимент-узнавание автора произведения по особенностям, характерным для него особенностям.

Дополнительным резервом целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков является внеурочная работа учащихся. Для её организации считаем целесообразным ввести в учебный план школы элективный курс «Организация научно-исследовательской деятельности школьников» по разработанной нами авторской программе с таким же названием.

Программа элективного курса «Организация научно-исследовательской работы учащихся» рассчитана на учащихся старшего звена, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности. Её структура такова, что позволяет в течение первого полугодия дать учащимся представление о научно-исследовательской работе, её методах и методиках, раскрыть перед ними основные понятия данной области деятельности, познакомить с алгоритмом исследования и параллельно с этим провести основные исследования по избранной теме. В этом заключается практическая значимость программы и её новизна. Содержание программы предусматривает знакомство с основными понятиями исследования и его этапами, рациональными приёмами работы с источниками информации; способами оформления исследования и формами его представления. Программа сопровождается примерным тематическим планированием и методическими рекомендациями по ведущим темам.

Данный проект может осуществляться и при преподавании других школьных предметов: введение основных научных понятий или их закрепление возможно при составлении соответствующего тематического плана по данному предмету.

Одним из самых важных моментов реализации любого проекта является отслеживание его результативности. Так, разрабатываемые учащимися темы можно разделить по уровню сложности на три категории.

1-й уровень – исследовательские работы, проводимые на основе одного произведения одного автора.

2-й уровень – исследовательские работы, проводимые на основе нескольких произведений одного автора.

3-й уровень – исследовательские работы, проводимые на основе нескольких произведений разных авторов.

Карта наблюдений за продвижением отдельного ученика в освоении научно-исследовательской учебной технологии может выглядеть так, как в Таблице 3:

Таблица 3. Карта наблюдений за продвижением ученика в освоении научно-исследовательской учебной технологии.

п/п

Учебный год

Тема, изучаемая на уроке

Тема исследовательской работы

Уровень сложности работы

Полученный балл

Данные для заполнения последней графы получаются путём суммирования баллов, получаемых учащимися по критериям оценки выполненной ими исследовательской работы: оригинальность темы; формулировка гипотезы; формулировка цели и задач; описание методики исследовательской работы; работа с источниками информации; отбор и классификация исследуемого материала; формулировка выводов; наличие приложений; умение цитировать; речевое оформление. Набронное учащимися количество баллов показывает уровень сформированности навыков исследовательской деятельности:низкий, средний, продвинутый, высокий.

Для отслеживания продвижения учащихся в освоении научно-исследовательской учебной деятельности нами предлагается использовать методику диагностики творческой активности учащихся, разработанную М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем. Замеры осуществляются по четырем кри­териям: чувство новизны; критичность; способность преоб­разовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагаю­щий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осу­ществляемой испытуемыми.Оценивание критерия осуществляется по средней оцен­ке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. При этом выделяются три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

Использование нами на протяжении пяти лет технологии исследовательской учебной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время даёт положительные результаты, о чём говорят результаты диагностики. Ведётся также наблюдение достижений учащимися личностно-значимых результатов в области исследовательской и творческой деятельности.

Высокий уровень участия обучающихся в конкурсах различной тематики и разных уровней свидетельствует о повышенной мотивации изучения предмета за рамками школьной программы, что и требуется современным обществом.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!