СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности"»

Статья «Организация работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства.

Автор: учитель изобразительного искусства МОБУСОШ № 1 им. М.М.Бограда г. Новокубанска Суворова Ирина Викторовна.

«…Все дети талантливы.

Каждый человек по-своему одарен»

Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования и поэтому работа в этом направлении признана одним из приоритетных   в образовании на государственном уровне. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача  и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.

 В работе  с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я ставлю     своей    целью    создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его личностных качеств     в     условиях общеобразовательной школы.

     Особенности работы с одаренными детьми в школе.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одарённым?

Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Выделяют две формы проявления у детей одарённости:

- явная (обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребёнка очевидны);

 - скрытая (проявляется в замаскированной форме).

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы. Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении к будущей профессии.

Типы одаренности:

  1. Интеллектуальный: высокий интеллект, развитый ум, легко усваивают разные предметы.

  2. Академический: интеллектуалы, способные самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных проблем

  3. Творческий (креативный): нестандартность мышления, в особом, непохожем на других взгляде на мир.

  4. Лидерский: способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

  5. Художественно – исполнительский: высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

  6. Психомоторный или спортивный: высокие достижения в спорте.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. Система работы с одарёнными детьми логически выстроена и проходит несколько этапов:

  1. Выявление одаренных детей. Создание банка данных.

  2. Планирование работы с одаренными детьми.

  3. Создание условий и организация работы с одарёнными детьми.

  4. Развитие способностей во внеурочной деятельности, подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

  5. Организация участия одаренных детей в различных делах и мероприятиях.

  6. Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для пополнения портфолио ученика.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

    Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.

Представляю  портрет одарённого ребенка:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  4. Многие из них имеют четкую, ёмкую память.

  5. Обладает богатой фантазией, воображением.

  6. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

  1. Ответы и рассуждения детей  отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями.

  2. Могут демонстрировать окружающим независимость, индивидуализм, желание выполнять самостоятельно сложные задания.

  3. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  4. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

  5. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Лучше всего, для работы с одаренными детьми, использовать такие формы работы:
- Внеурочная деятельность и дополнительное образование по предмету;

- Конкурсы, марафоны и конференции;

- Участие в олимпиадах;

- Индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

- Дополнительные занятия с одаренными детьми в совместной деятельности;

- Проектная деятельность;

- Экскурсии;

- Интеллектуальные игры, викторины;

- Ведение детских портфолио.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  при которой  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,  навыками, при этом  развиваются мыслительные способности.  

 Работа  с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

При проведении уроков изобразительного искусства педагог преимущественно ориентируется:

  1. на основной метод обучения — от знаний к творчеству;

  1. на требование обязательной грамотности исполнения работы — композиционной и изобразительной;

  2. на требование завершённости, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе (независимо от её характера);

  3. на обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;

  4. на требование умения защитить и объяснить свой замысел, рефлексию, анализ результатов работы;

  5. на стимулирование активного участия в конкурсах (для поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения).

Так же  положительные результаты обеспечивает использование:

- мультимедийного оборудования, позволяющего сочетать информацию различного типа (голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию). Усиление наглядности повышает интерес к предмету и стимулирует высокие результаты;

- графического редактора Paint,  принцип собирания — выполнение натюрморта с использованием фигур и линий, от общего к частному);

- различных техник и материалов для выполнения заданий, что тоже развивает творческую индивидуальность учеников;

- диагностики уровня сформированности навыков рисования в конце каждого звена.

Специфика предмета «Изобразительное искусство» в школе такова, что главным в обучении является ориентирование на развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности в выполнении творческих работ. Важно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои творческие возможности, талант и фантазию.

Собственный педагогический опыт в работе с одарёнными детьми раскрыл  многие  нетрадиционные техники  изобразительной деятельности, которые так же  развивают способности и творчество: это батик, пластилинография, коллаж, рисование на мокрой бумаге, рисование ладонями,  , разбрызгивание, монотипия, оттиски и отпечатки предметами, рисование свечой или восковыми  карандашами, рисунок точками, рисование мелом

При работе обязательно необходимо помнить и применять о здоровьесберегающие технологии: технологии дифференцированного обучения; технологии коллективног овзаимообучения (различные виды групповых работ); игровые технологии; технология проблемного обучения;

профилактика ЗОЖ; применение на каждом уроке физкультминуток;

проведение динамических перемен на свежем воздухе; поддержание санитарного состояния классных помещений в соответствии с гигиеническими требованиями.

Основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды. Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности - нового мировоззрения нового времени.

Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

Вывод: Организация работы с одаренными детьми очень актуальна в наше время, так как это вызвано объективной необходимостью, реалиями  жизни. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Список литературы

1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.
2. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко — М; 1997 г.
3. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с. 5..
4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5.http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTI5NjEwLw%3D%3D



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!