СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Основные этапы формирования экологической культуры"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос формирования экологической культуры во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Основные этапы формирования экологической культуры"»





Статья «Основные этапы формирования экологической культуры»

Автор: Вдовина Ж.В., учитель биологии

МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»





Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации [1]. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. «Человек, вооруженный ружьем и машиной, с глухим и жестоким сердцем, ради наживы может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель. Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах… А ведь человек «Бог» природы. Ему в ней жить. Ему ее и оберегать» [2]. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. В первые семь лет жизни ребенка в формировании экологических понятий главную роль играет семья. Дети проявляют особый интерес к существам и задают своим родителям массу вопросов, но к сожалению, ответы очень часто не поддерживают интереса. А дошкольное детство — это важный этап жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть общие особенности, то есть условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья, есть и останется важнейшей средой формирования личности. И так в экологическом образовании дошкольников формируются первоначальные навыки экологической культуры, элементарные навыки взаимодействия с природными объектами, воспитание доброты, ответственного отношения к природе. Это достигается чтением художественной литературы, проведением тематических праздников, экскурсий, путешествий, простейших опытов, игр, инсценированием сказок.

С возрастом внимание детей к связям человека со средой растет. Младшие школьники начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе. Формирование экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот период характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Формирование экологических понятий происходит в процессе изучения дисциплин естественно-математического цикла. Это ведет к формированию экологического мышления и происходит только тогда, когда экологические аспекты пронизывают все учебные предметы. В учебно-воспитательном процессе наиболее эффективны такие формы как, уроки-путешествия, экскурсии, экологические акции; нужно органично сочетать разнообразные методы экологического образования – этические беседы, метод проектов, дидактические игры. Однако формальное овладение экологическими знаниями при отсутствии ответственного отношения вряд ли станет руководством к действию. Можно обладать знаниями, но не использовать их в повседневной жизни или производственной деятельности и затухает, по крайней мере, временно, так как очень часто скучнейшие уроки по биологии в школе создают отвращение ко всему живому .[3] В настоящее время возникла необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Поэтому экологическое воспитание обучающихся проводится в учебной, во внеклассной и во внеучебной деятельности. Основы экологического воспитания в учебной деятельности школьники получают на уроках биологии, лабораторных и практических занятиях, факультативах, во время фенологических наблюдений, участия в школьных мониторингах. Во внеклассной деятельности экологическое воспитание проводится в следующих формах: беседы, видеофильмы, игры, викторины, КВН с экологическим содержанием, экскурсии в природу, беседы о правилах поведения в ней. Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в выполнении домашних работ экологической тематики, опытов, наблюдений в природе, живом уголке, работ на пришкольном участке [4].

Учебно-опытный участок является элементарной экологической лабораторией, где в процессе экспериментов, наблюдений закрепляются теоретические знания учеников. Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств обучающихся, воспитание любви и бережного отношения к природе, уважения к трудовой деятельности. На экскурсиях, как и на практических занятиях обучающиеся знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Они учатся не сорить, не ломать деревья, не убивать животных, тушить костер, не кричать. Таким образом, природа является самым талантливым и мудрым педагогом. Поэтому задача учителя заключается в формировании общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе через организацию экологических троп. Главной целью которых является знакомство с проблемами, явлениями и процессами окружающей природы, овладение правилами грамотного поведения в природе.

В летнее время целесообразно использовать возможности летних оздоровительных лагерей для младших школьников и подростков, где есть возможность проводить исследования в природе в течение продолжительного времени. Дети занимаются не только научными проблемами, но и создаются условия для оздоровления.

Итогом экологического образования является формирование у детей экологической культуры и повышение социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды[5]. А экологическая культура личности складывается из определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.



Литература.

1.Ягодин Г., Третьякова Л. Образование в области окружающей среды, Казань, 1990г.

2.В.Коньяков. Наедине с природой. Новосибирск, 1978г.

3.Е.Одун. Экология, изд. «Просвещение», М.1968г.

4.Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования: материалы научно – практической конференции. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1999.

5.Миркин Б.М.Наумова Л.Г. О мировоззренческой направленности экологического образования, ж. «Биология в школе» №1, 2005г.

6.ЛитвиноваЛ.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников, М.2005г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!