СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Основы профессионально-педагогического общения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья знакомит читателя с важностью «живого», эмоционально окрашенного общения педагога с воспитанниками. Особое внимание в данной публикации акцентируется на важности умения слушать собеседника, дать ему высказать свою точку зрения, зажечь в нем искру интереса к Вашему предмету. В статье выделяются и описываются значение и значимость правильности пользования интонацией, дополнение речи мимикой и жестами, дополнения изучаемого материала примерами из жизни. Актуальность данной статьи в том, что педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Основы профессионально-педагогического общения"»

Основы профессионально-педагогического общения

Гриненко Галина Николаевна

преподаватель

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

г. Армавир, ул. Свердлова, 79

тел: 8-953-093-27-51

электронная почта: [email protected]


«Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное

во всяком обучении и воспитании»

А. Дистервег

Через разговор педагог, как и всякий другой человек, формирует первое, а иногда и единственное, мнение о собеседнике. Словесный контакт позволяет установить связь доверия или, наоборот, оттолкнуть от человека, вызвать негатив к нему. Поэтому умелое акцентирование интонации, мимики, жестов оставляет за собой право лидера в построении беседы.

Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.[1]

Учебный процесс- это непосредственное активное взаимодействие всех его участников, это диалог педагога и воспитанника, основанный на достижении общей цели и понимании сущности изучаемой темы.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы- есть важный признак ума и проницательности» (И. Кант). Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и учеником возникло диалоговое взаимодействие, необходимо научиться задавать правильные вопросы, уметь внимательно выслушать ответ воспитанника, аргументировать свое несогласие с высказанным предположением, найти правильное решение, поощрять активность учащихся.[2]

Каждую тему, каждое занятие обязательно надо строить на активном взаимодействии всех сторон. Монолог преподавателя в учебном процессе, с моей точки зрения, недопустим, так как искажается восприятие материала, меняется его понимание. Не всегда ученик расставит правильно приоритеты в прослушанном материале, поймет смысл темы и тем более запомнит её. Сухо отчитав новые термины и понятия, учитель может даже не заподозрить, что ученик не воспринял его речь как что-то новое, запоминающееся, или интерпретировал его по своему, искаженно. Главным в процессе обучения является достижение конечной цели: понимание сути и значимости изучаемого материала.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н.В. Кузьмина). Общение- основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера. Урок- это, прежде всего, общение с учащимися.[2]

Подача и изучение нового материала должны быть активными, яркими, запоминающимися. В этом случае прямой задачей грамотного педагога является эмоциональная окраска занятия на всем его протяжении. Педагог, будучи дирижером учебного процесса, в течении всего занятия вынужден вовлекать всех его участников, не давая скучать и расслабляться никому. Потеря интереса учащихся к процессу усвоения нового материала или закрепления ранее пройденного должна мотивировать преподавателя на поиск новых методов и способов проведения занятий. Каждый урок - это своеобразная игра, главная роль которой отведена изучаемому материалу.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением. [4]

Слово педагога- это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский).[3] В зависимости от цели речь должна быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной- дает новое представление о предмете ; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей- предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, паузы. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и фразы, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к излагаемой информации, к результату деятельности: удивление, радость сомнение.

В то же время чрезмерно «захватывающая» подача материала способна вызвать обратный эффект: психика воспринимающего ее человека создаст некую защитную оболочку от переизбытка эмоций преподавателя. Ученик может воспринять его не с целью понимания и запоминания, а как одномоментный игровой процесс, который отложится в сознании на непродолжительное время. Действия педагога должны быть настолько гармоничны, эмоционально уравновешены, максимально точны, насколько этого требует тема, контингент учащихся и важность усвоения данного материала.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в основном в форме диалога. Диалог- это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. В этом случае возможно определить степень активности учащихся, увлеченности их предметом и самим процессом обучения. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением. Важно дать возможность высказать свое мнение каждому участнику процесса, дать им почувствовать свою значимость. Ведь невысказанное мнение порождает сомнение и недоверие.

Каждое свое занятие, будь то лекция или практика, я начинаю с диалога, посредством которого раскрываю значимость темы занятия, ее актуальность и важность. Интересуюсь у слушателей, согласны ли они со мной или нет. Прошу объяснитесь свою точку зрения на те или иные моменты. В процессе обучения продолжается двусторонний обмен информацией между мною и студентами. Так мне проще ориентироваться в том, что они поняли и как они это поняли. И подвожу итоги пройденного материала я тоже используя диалог. То есть я систематизирую весь усвоенный студентами материал, расставляю его по полочкам, отвечаю на вопросы. Это позволяет студентам увидят во мне не диктатора с единственно верным решением поставленной задачи, не преподавателя, подающего свой предмет с «неинтересной» позиции, а прежде всего человека, умеющего общаться, слушать, слышать и понимать собеседника.

Не менее важным моментом в учебном процессе является подача педагогом самого себя, как личности и как профессионала: его жизненная и научная концепция, его самодостаточность и компетентность как наставника педагогического процесса, его внешний облик, стиль в одежде и грамотная речь. Ученики должны быть уверены в том, что информация исходит из уст компетентного, знающего и опытного педагога, который не сомневается ни в одном сказанном слове. И эта информация воспринимается как истина.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и вне учебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

В.А. Канн-Калик и Н.Д. Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия». Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение -процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и учащихся в общении.[4]

Не менее важным моментом в учебном процессе является выбор стиля педагогического общения, так как именно метод преподнесения своего предмета играет ключевую роль в отношении к нему и лично к педагогу. Наличие индивидуального стиля деятельности у профессионала свидетельствует о максимально возможном раскрытии своего внутреннего потенциала и индивидуальности.

Педагог - творец своего предмета. Он должен видеть в учениках не просто молчаливых слушателей, а разглядеть в них соучастников процесса познания. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, это важно — взглянуть в лицо ребенка и сразу понять, что с ним происходит![4]

Не менее важным моментом является умение найти подход к учащимся, расположить к себе. И если они разглядят в Вас не только руководителя учебного процесса, а понимающего наставника, их познавательная деятельность перейдет на качественно новый уровень.

Для себя я нашла наиболее оптимальный и эффективный стиль общения со студентами, который имеет ассоциативный характер общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общения на основе дружеского расположения. Я хочу, чтоб студенты во мне видели, во-первых, старшего товарища, во-вторых, человека, знающего «много интересного и полезного», в-третьих, понимающего педагога. По моему мнению, нет смысла выбирать авторитарный стиль общения, он вызовет в слушателях негативное отношение к процессу обучения. Какой студент будет с желанием идти на Ваши лекции, если ничего, кроме криков и грубости он не услышит?

С той же позиции можно охарактеризовать и либеральный (попустительский) стиль общения, как стиль «некомпетентного» педагога. «Некомпетентного» не в смысле незнающего свой предмет, а в смысле создающего впечатление не совсем разбирающегося в науке, либо потерявшего интерес к процессу передачи знаний. Преподавателю проще сухо изложить материал, затем дать задание для самостоятельного выполнения, то есть фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете нет никакой речи. А еще в идеале студенты не должны задавать никаких вопросов и ни о чем не спрашивать, дабы своей любознательность не поставить преподавателя в неловкое положение. Мне кажется, что такой путь выбирают либо молодые начинающие педагоги, которые еще не выбрали свой стиль и хотят понравится ученикам, либо педагоги с большим стажем, но «уставшие» от преподавания.

Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются отдаленные отношения, отсутствие доверия, безразличие к учащимся, нежелание отвечать на их вопросы, явное акцентирование на свое превосходство и господствующее положение.

Альтернативой же этим двум стиля является, выбранный мною, демократический стиль общения. В этом случае педагог стремится повысить субъектную роль студента во взаимодействии, привлечь каждого к решению общих дел, заинтересовать своим предметом и расположить к себе как к человеку, который может научить интересному и полезному. В результате совместного обсуждения возникающих проблем студенты совместно с педагогом приходят к общему решению. Демократический стиль общения – единственный способ привить интерес и любовь к учебе и конкретно к своему предмету.

Педагогов, придерживающихся данного стиля, выдает дружелюбный тон речи, открытый ясный взгляд, любовь к своему предмету и обучению, как процессу взаимодействия преподавателя с учениками. По внешним признакам своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Взаимоотношения в них наполнены доверием, теплотой и высокой требовательностью к себе и другим.

В заключении хочется добавить, что любовь к своему предмету, позитивное отношение к студентам и коллегам, несмотря на их отношение к Вам, интерес к процессу передачи своих знаний способны творить чудеса.


Список литературы

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.

  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

  3. В.А. Сухомлинский Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям).- Киев.: Издательство «Радянська школа», 1975.- 236с.

  4. Кан-Калик В. А. К19 Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 190 с.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!