СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности преподавания современных направлений хореографии в саратовской детской хореографической школе "Антре"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье выявляются основные направления современной хореографии, анализируется их популярность в настоящее время, рассматривается специфика и особенности преподавания современных направлений хореографии в детском образовательном учреждении на примере Саратовской детской хореографической школы «Антре».

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности преподавания современных направлений хореографии в саратовской детской хореографической школе "Антре"»

С.И. Таранухина

МУДО «Саратовская детская

хореографическая школа «Антре», Саратов

магистрант 1 курса заочной формы обучения,

направление «Народная художественная культура»,

профиль «Танцевальная культура»

Института искусств НИ СГУ имени Н.Г. Чернышевского

Е.П. Шевченко

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства

Института искусств НИ СГУ имени Н.Г. Чернышевского

S. I. Taranuhinа

The Saratov children̕ s choreographic school «Antre», Saratov

Student of a magistracy of 1 course of distance learning,

the direction «National art culture»,

profile «Dancing Culture»,

The Institute of arts of National research SGU of N. G. Chernyshevsky

E.P. Shevchenko

the candidate of pedagogical sciences,

the associate professor of the theory, history and pedagogics of art

The Institute of arts of National research SGU of N. G. Chernyshevsky

E-mail: [email protected]


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ В САРАТОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ «АНТРЕ»


FEATURES OF TEACHING OF MODERN TRENDS IN CHOREOGRAPHY IN THE SARATOV CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC SCHOOL "ANTRE"


АННОТАЦИЯ: В данной статье выявляются основные направления современной хореографии, анализируется их популярность в настоящее время, рассматривается специфика и особенности преподавания современных направлений хореографии в детском образовательном учреждении на примере Саратовской детской хореографической школы «Антре».


ABSTRACT: This article identifies the main trends of modern choreography, analyze their popularity is now considered the specific nature of teaching of modern trends in choreography in children's educational institutions on the example of the Saratov children's choreographic school " Antre " .


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современная хореография, модерн, джазовый танец, африканский танец, афро-джаз танец, хореографическое образование


KEYWORDS: modern choreography, modern, jazz dance, African dance, afro-jazz dance, dance education


Современная хореография чрезвычайно многогранна в своих проявлениях, в настоящее время она представлена смешением различных танцевальных стилей и направлений, развивающихся на протяжении XX века. В 90-х годах XX века современные направления начинают проникать в Россию, влияя на развитие профессионального и любительского хореографического искусства. В настоящее время Россия пытается влиться в процесс развития современной хореографии. Существуя в условиях быстро расширяющегося поля цивилизации, интенсивно развивающихся средств массовой информации и, в частности, таких всеобъемлющих, как телевидение и сеть Интернет все больше хореографов в России интересуются новыми направлениями танца и приобщаются к современной хореографии, появляется новое прочтение тех или иных принципов танцевального искусства. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах, этому также способствуют различные телевизионные танцевальные проекты. Благодаря мастер-классам, летним школам, зарубежным выездам и тренингам приглашенных западных педагогов появляются хорошо обученные танцовщики, и, главное, по-разному мыслящие хореографы [1, с. 234]. Современные направления хореографии изучаются в любительских студиях, коллективах, в школах искусств, ВУЗах, они также являются системообразующим элементом в подготовке артистов балета.

Если в Москве и Санкт-Петербурге все-таки идут постоянные поиски подходов, стилей, техник, то в Саратове и других отдаленных от центра городах по-прежнему это явление не популярное, и эксперименты в области хореографии, спектакли и отдельные номера, основанные на современных направлениях хореографии, наталкиваются на непонимание, неприятие и не вызывают интерес у зрителей. Особенностью развития современного сценического танца в России, в силу определенных политических условий, является отсутствие исторического опыта, как в воспитании танцоров и хореографов, так и в восприятии зрителей [1, с. 233]. Процесс развития современного танца, начавшийся в ХХ веке, в нашей стране был искусственно прерван. Едва наметившаяся линия модерна пресеклась в России, когда в 1924 году специальным декретом запретили деятельность всех пластических и ритмопластических студий.

Однако стоит отметить, что многие профессиональные труппы являются выходцами из провинции (Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Саранск, Новосибирск, Владивосток и другие). В Саратове существует большое количество хореографических коллективов, стремящихся, в силу потребности времени, работать в современных направлениях, но часто хореографы не понимают до конца, что же такое современная хореография, имеют ложное представление о направлениях, не владеют техниками и лексикой, страдают от нехватки практики и учебно-методической литературы. Саратовская детская хореографическая школа «Антре», созданная в 1995 году Игорем Александровичем Перепелкиным на базе Центра Эстетического Воспитания - Детского Спорт Шоу Балета «Антре», первое и единственное муниципальное учреждение дополнительного образования в городе Саратове и Саратовской области специализирующееся на обучении детей и подростков современным направлениям хореографии. Главное направление школы - современный сценический танец (модерн, модерн-джаз танец). Педагоги школы «Антре» ежегодно участвуют в Международных образовательных программах, проходят обучение у зарубежных хореографов из США, Франции, Нидерландов, Германии, Финляндии, Испании по различным направлениям современной хореографии: modern, modern-jazz (техника М. Грэхем, техника голландской школы танца модерн, стиль А.Эйли, техника М. Маттокса), классический jazz, afro-jazz, contemporary dance (соматик, партнеринг и контактная импровизация, «flying low», техника релиза, contemporary jazz, African contemporary).

Так что есть современный танец и современные направления хореографии? Какие признаки отличают их от классического балета и других направлений танца? Профессор МГУКИ, автор книг, посвященных истории, теории и методики модерн-джаз танца Никитин В.Ю. выделяет три основных направления современной хореографии: танец модерн, джазовый танец и contemporary dance.

Обращаясь к истории, стоит отметить, танец модерн рождался и получил развитие в Соединенных Штатах и Германии в начале XX века, в атмосфере глубокой неудовлетворенности танцевальным искусством конца XIX века. Он возник как альтернатива классическому танцу, новый, авторский танец, созвучный идеям современности, отсюда произошло название «modern» - «новейший, современный». Представители современного танца начала XX века считали, что отказавшись от всех классических канонов, они смогут открыть новые художественные средства. Они проводили творческие эксперименты, выстраивая свою концепцию творчества, воплощая новые темы и сюжеты новой оригинальной лексикой, провоцируя зрителей к новому пониманию внутренних или внешних фактов реальности, отраженных через форму танца. Конечно, в настоящее время эта танцевальная система отличается от того, что существовало в начале прошлого столетия. Сейчас «танец модерн» - это, прежде всего, сосредоточенность постановщика и исполнителя на душевном состоянии, нежели на движениях тела, стремление выстроить связь между лексикой и формой танца с внутренним психологическим состоянием. В основе танца модерн всегда определенная философская идея, концепция или определенное видение мира. «Движение не может родиться из ничего, внутреннее оправдание внешней выразительности - одна из основополагающих идей этого направления в хореографии. Художнику танца модерн важна определенная концепция своего творчества, определенная идея, которую он воплощает в зримой видимости танца» [2, с. 70].

Если обратиться к wikipedia.org (энциклопедическому сайту), то согласно ему contemporary dance - это современный сценический танец, являющийся дальнейшим развитием танца модерн и включающий в себя самые разные направления и техники. Это скорее совокупность различных авторских соматических техник, методов тренинга, способов работы с движением и самобытного творческого мышления хореографа (техника релиза, «низкий полет» - «flying low», техника контактной импровизации). Появляется в танцевальных школах Европы и США в 60-е годы XX века, в России же возникает в 80-х годах XX века. В настоящее время продолжает развиваться и видоизменяться [3].

На фоне танца модерн и contemporary dance явно контрастирует джазовый танец – он эмоциональный, яркий, энергичный. В отличие от танца модерн он не базируется на философских идеях, он, прежде всего, рассчитан на внешнее восприятие, демонстрацию технического мастерства исполнителя.

Зарождение джазового танца происходит в конце XIX века на основе африканской культуры (фольклорных традиций и ритуалов). Он был привезен из Африки. Это не случайно, музыка, ритм и танец являются основой африканской культуры. Суть, идеи африканского танца созвучны с джазовым танцем. Похожа и техника танца - активные ритмичные движения бедрами, тазом, головой, плечами, грудной клеткой. Александрова Н.А. и Макарова Н.В. выделяют несколько стилей африканского танца, повлиявших на технику джазового танца. «На джаз-танец более других повлияли особо три стиля: суданский, западно-африканский, конголезский» [4, с. 11]. Из суданского стиля в джаз проникли различные проходки и шаги с ударами, из западно-африканского стиля (народы южной Либерии, Берега Слоновой Кости, Ганы, Того, Бенина, Нигерии) - движения бедрами, пластичные движения корпуса, сложные по ритмическому рисунку шаги, из конголезского стиля (народы Конго, Анголы, Нигерии, Камеруна, Габона) - изоляция, большая подвижность частей тела. Но сформировался джазовый танец как система именно в США, объединив европейские и африканские традиции. В основе джазового танца, также как и в основе африканского танца, свободные изолированные движения частей тела, с охватом максимума сценического пространства. «Джаз, как и классика, - прежде всего танец формы. Но, в отличие от классики и модерна, джаз невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, как в классике или танце модерн, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной хореографом формы» [2, с. 70]. К концу 60-х годов XX века джазовый танец становится наряду с другими полноправным направлением хореографического искусства. В процессе становления джазовый танец обращается к наработкам и средствам выразительности классического, народного, модерн танцев, ассимилирует и изменяется. В настоящее время джазовый танец эволюционирует, он органично объединяется с другими стилями и направлениями: с этническим танцем (афро-джаз), классическим балетом, степом, популярными уличными направлениями (стрит-джаз, фанки-джаз). Джазовый танец используется на театральной сцене (бродвейский джаз), в кино, на основе джазовой лексики создаются хореографические спектакли (спектакли А. Эйли). Одной из разновидностей джазового танца является афро-джаз танец - это самобытное явление мировой хореографии, основанное на синтезе джазовой лексики с принципами и особенностями этнического африканского танца, что оправдано, учитывая его африканские корни.

В школе «Антре» современные направления хореографии изучаются параллельно. Обучение строится комплексно по семилетней или одиннадцатилетней программе. Полное обучение в школе «Антре» занимает 11 лет - 4 года подготовительные классы (учащиеся 7-10 лет) и 7 лет основное обучение (учащиеся 11-17лет). Начиная с пятого года обучения, происходит освоение современных направлений хореографии - танца модерн с элементами contemporary dance, джазового и афро-джаз танца. Таким образом, учащиеся имеют возможность глубоко и всестронне изучить лексику современного танца, понять общность и различия направлений, развить универсальную исполнительскую технику.

Значительное место в учебном плане отводится классическому танцу. Все разнообразие современных танцевальных направлений, существующих в современном искусстве, объединяют основы классического танца, которые просматриваются в каждом стиле: схожесть лексики (положений, вращений, прыжков), терминологии, структуры занятий. Классический танец повышает уровень технической базы исполнителя современного танца, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся. Такие качества как сила ног, гибкость тела, шаг, устойчивость, равновесие, выносливость, элевация и легкость, безусловно, важны для исполнителя любого танцевального направления. В школе «Антре» обучение основам современной хореографии начинается только после ознакомлением учащихся с основами классического танца и в дальнейшем строится с опорой на классический танец. В процессе обучения важно найти оптимальное соответствие между сложившимися традициями классической хореографии и современными направлениями танца. Несмотря на то, что при исполнении современной хореографии не требуется пальцевая техника в школе «Антре» в процессе обучения классическому танцу вводятся экзерсисы у станка и на середине зала на пуантах, которые развивают устойчивость, техничность, подтянутость мышц, выразительность. Важным предметом в цикле дисциплин является специальная физическая подготовка с акробатикой - гимнастические упражнения, способствующие развитию гибкости, выносливости, силы, устойчивости, ловкости, прыгучести, улучшению растяжки.

Для развития и реализации творческого потенциала учащихся, важно учитывать индивидуальные и психологические особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и подбирать разнообразные формы работы в соответствии с возрастом детей. В младших классах это, прежде всего, использование игровых методик, ообразных выражений, иллюстрирование упражнений понятными детям сюжетами и образами. Помимо обучения танцу важно разбудить в детях стремление к творчеству, к созданию нового. Именно поэтому в структурах занятий в школе «Антре» на всех уровнях обучения используются упражнения на развитие импровизационных способностей, использование тематических этюдов и заданий на осознание пластических возможностей тела. Понятие «импровизация» означает деятельность личности, создающей «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. В личностном плане способность к импровизации не столько основана на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализация [5, с. 89-90]. Искания в этом направлении подхватывает ежегодный проводимый в школе «Антре» Открытый конкурс молодых хореографов имени А.Ю. Горбачева (с 1995г.). Учась импровизировать, учащиеся постепенно создают свои хореографические произведения, выступая на конкурсе уже в качестве балетмейстеров. Что, безусловно, очень важно для развития личности учащихся и совершенствования исполнительских навыков. Значительное место в учебно-воспитательном процессе отводится классной и сценической практике. Учащиеся школы ежедневно заняты на основных учебных занятиях, в постановочной и репетиционной работе, совершенствуют исполнительскую технику в составе Учебного театра балета «Антре» - творческого коллектива школы. Работа Учебного театра всегда плодотворна, ежегодные премьеры – это в основном спектакли, построенные на лексике модерн и модерн-джаз танца («Сны» (1998г.), «Игры» (1999г.), «Mad» (2002г.), «Танцоры на краю времени» (2003г.), «Великий танцор» (2003г.), «Найти ее» (2005г.), «Падшие ангелы» (2006г.), «Дефиниции навсегда» (2006г.), «Тело» (2011г.), «Я вернусь к тебе, Париж» (2012г.), «Картинки с выставки» (2015г.) В 2005г. хореографы Королевства Нидерланды - Саския Ван Гоол (солистка Королевского балета Нидерландов, директор «Balletstudio Valentin»), Юдит де Вос, Флор де Бест (выпускницы академии хореографии Нидерландов) познакомили учащихся школы «Антре» с голландской техникой модерн-джаз танца. Результатом этой работы стал спектакль «Найти ее».

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в 2011 году в учебный план школы «Антре» был введен предмет «Афро-джаз танец». Безусловно, это новое для города Саратова, самобытное и достаточно перспективное направление для творческих поисков хореографов. Афро-джаз танец в наше время отличается большей виртуозностью, в отличие от фольклорного танца, не имеет значительной функциональной нагрузки, не является частью религиозного ритуала. Этот танцевальный синтез оправдан, так как джазовый танец имеет африканские корни и соответственно оба эти направления базируются на схожих принципах и сильно отличается от европейской танцевальной традиции с ее прямым поставленным корпусом.

В технике афро-джаз танца объединились принципы обоих танцевальных направлений. Именно эти принципы используются при обучении детей в школе «Антре». Попробуем сформулировать их:

1) Изолированные свободные движения различными частями тела независимо друг от друга, совершая разнонаправленные и параллельные движения.

Изолированные движения, «изоляции», как их принято называть - могут быть простыми, сложными, в параллельных или противоположных направлениях разным образом. Центр всех движений - это солнечное сплетение, изоляции начинаются импульсом из этого центра.

2) Из джазового танца - импульс и ведение. Это означает, что одна часть тела дает импульс, начинает движение и автоматически приводит в движение другую часть тела, ведет ее за собой. Например, при поднимании плеча автоматически поднимается рука, - но при этом рука не делает усилия, чтобы подняться, она «ведома» плечом [4, с. 10].

3) Сложный ритмический рисунок, синкопированный ритм, полиритмия - наложение одного ритма на другой, когда разные части тела двигаются - одновременно - каждая в своем темпоритме.

4) Спокойная ненапряженность, мягкость, своего рода «экономичность» движений (напрягается только то, что нужно при этом движении), расслабленность корпуса (вместе с головой), его свободное, естественное, целесообразное, удобное положение.

5) Движения на согнутых коленях. В отличие от классической европейской традиции, известной своей устремленностью вверх, для движений африканского танца (прыжков, шагов, прочих движений) присущи такие черты,

как тенденция выполнять движения на согнутых коленях, исполнение шагов на целую ступню, быстрое перенесение веса с ноги на ногу [4, с. 11].

6) Постоянная внутренняя пульсация - постоянное движение, мультипликация -мелкие связанные движения.

7) Использование терминологии джазового танца.

8) Из джазового танца - смена уровней, стоя, сидя, на коленях, лежа на полу.


9) Синхронизация дыхания и движения.

10) Понятия «contraction» - «сжатие» и «release» – «освобождение, открытие».

В основе структуры урока афро-джаз танца лежит структура джазового урока, но упражнения изучаются только на середине класса, постепенно объединяясь в комбинации: изоляция, упражнения для позвоночника, упражнения на середине: plie, battement tendu, jete, rond, fondu, adagio, kick, grand battement, кроссовые комбинации, этюдные комбинации. Для музыкального сопровождения используются барабанные ритмы, этническая и джазовая музыка в обработке, что способствует развитию музыкальности и чувства ритма, отображает синкопированность движений и разнообразие акцентов. Цель предмета «Афро-джаз танец» - освоение афро-джазовой манеры исполнения учащимися. Учащиеся на данном этапе обучения уже имеют определенную хореографическую подготовку, поэтому все комбинации насыщаются разнообразной танцевальной лексикой и превращаются в мини-танцы. В уроке афро-джаз танца нет строгой последовательности движений, отталкиваясь от цели и задач конкретного урока педагог создает собственную систему преподавания. Существует определенная сложность при изучении основ афро-джаз танца на первом году обучения, некоторым учащимся бывает сложно переключаться с классической постановки корпуса к свободной и изолированной работе в афро манере, но в дальнейшем практикуясь и осваивая специфику данного предмета, учащиеся получают больше двигательных возможностей. В качестве сценической практики в школе «Антре» были созданы этюдные композиции и концертные номера на лексике афро-джаз танца: «Африканцы» (2012г), «Зов шамана» (2013г.), «Однажды в Африке» (2014г.).

В заключение стоит отметить, что в Саратовской детской хореографической школе «Антре» созданы авторские методики преподавания, с помощью которых происходит всестороннее хореографическое образование учащихся: формирование прочной технической базы на классическом танце, закрепление изученного материала в классной и сценической практике на основе современных направлений хореографии, развитие пластики тела и подвижности корпуса, изучение принципов изоляции, совершенствование мышечной и музыкально-ритмической координации средствами танца модерн, модерн-джаз и афро-джаз танца, происходит глубокая работа с образами и пластической выразительностью на актерском мастерстве, обогащается двигательная база акробатическими элементами, развиваются импровизационные и балетмейстерские способности с помощью творческих конкурсов. В школе «Антре» созданы оптимальные организационно-педагогические условия для учебно-творческого процесса, способствующие раскрытию творческого и исполнительского потенциала учащихся возможностями современной хореографии, не нарушая естественный путь творческого развития личности, создана благоприятная эмоциональная творческая среда, помогающая развитию творческих способностей личности детей и подростков, закреплению приобретаемого опыта учащихся, воспитанию волевых качеств личности, а также формированию предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Никитин В.Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы//Вестник МГУКИ. 2013. № 2. – С. 232-238.

2. Никитин В.Ю. К вопросу о стилевых определениях в современной хореографии//Театр.Живопись.Кино.Музыка. 2010. № 3. – С. 66-82.

3. Контемпорари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru/wikipedia.org/wiki/Контемпорари (дата обращения 30.10.2015).

4. Джаз-танец. Пособие для начинающих: Учебное пособие /Н.А. Александрова, Н.В. Макарова – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012.-192 с.

5. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности//Вестник Новосиб. гос. пед. ун-та. 2012. № 2. Т. 6. - С. 87-91.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!