СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности развития тактильного восприятия у учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья " Особенности развития тактильного восприятия у учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата" будет интересна учителям-дефектологам классов интегрированного обучения и воспитания, а так же родителям воспитывающим детей с ДЦП. Предложенный материал можно использовать как на коррекционных занятиях по сенсорному развитию, так и дома, как увлекательные, развивающие игры.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности развития тактильного восприятия у учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата"»

Особенности развития тактильного восприятия у учащихся с НФОДА

К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Умение узнавать предметы на ощупь называется стереогнозом.

Кожа – это самый большой орган человека, и можно подобрать приёмы для развития восприятия всей её поверхности, но работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего мы развиваем тактильную чувствительность пальцев рук. Это, в свою очередь, способствует развитию движений. Также важно отметить, что тактильные импульсы от кончиков пальцев поступают в те зоны коры головного мозга, которые отвечают за речь, память, мышление, и стимулируют развитие этих функций. Кроме того, у детей, имеющих какие-либо поражения центральной нервной системы, очень часто отмечаются нарушения мышечного тонуса пальцев рук. Поэтому одной из важных задач коррекции моторной области является нормализация мышечного тонуса, чего можно достичь с помощью некоторых упражнений на развитие тактильной чувствительности.

При ДЦП в большинстве случаев отмечается нарушение тактильной чувствительности: дети не четко ощущают прикосновение предмета, что значительно затрудняет развитие предметной деятельности, а в дальнейшем – усвоение графических навыков, при возможности их формирования.

Начать работу по развитию тактильного восприятия необходимо как можно раньше. Часто сам ребёнок с церебральным параличом не имеет возможности взять предмет и манипулировать, действовать с ним, тогда нашей задачей является постоянно, систематически создавать эти возможности. Для этого нужно вкладывать ребёнку в обе ручки предметы, разные по величине, форме, фактуре. При этом очень важно обеспечить разнообразие тактильных ощущений. Взрослый сам называет игрушку или другой предмет, который у ребёнка в руках. Двигательная активность ребёнка с ДЦП часто оказывается значительно сниженной (ребёнок не может сам может быть даже удержать предмет в руках, не говоря уже о поглаживании, ощупывании его), поэтому педагогу необходимо осуществлять манипуляции, действия с предметом пассивно. Важно отметить, что нужно обращать внимание ребёнка на его собственные ощущения, но слово, обозначающее признак, вводить после того, как соответствующее перцептивное действие уже осуществили. Например, нажали на мягкий мячик рукой ребёнка несколько раз, а потом уже назвали признак: мячик мягкий. Многие признаки можно понять только в сравнении. Поэтому в данном случае нужно взять ещё и твёрдый мячик, и провести аналогичную работу.

Для знакомства с признаками, которые можно определять на ощупь, лучше использовать контрастные предметы: большой и маленький, твёрдый и мягкий, гладкий и шероховатый, шар и фигуру с углами (кубик, призму).

Для развития тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж. Игры, игровые упражнения с элементами массажа, которые предлагаются детям на занятиях, занимают важное место среди других многочисленных средств. Для этого можно использовать губки, разнообразные ворсовые щётки, специальные массажные игрушки, покупные и самодельные массажёры, «тактильные таблички» (массажные поверхности, шарики и мн. др.).

Можно сделать интересный тактильный альбом или лото из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, вельвета, шерсти, шелка, меха, ситца, бархата. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, гофрированную и наждачную бумагу, и многое другое. Очень полезно перематывать с катушки на катушку нитки разной толщины, фактуры.

Замечательным средством для развития тактильного восприятия является «пальчиковый бассейн» – ёмкость, наполненная фасолью, горохом и другими сыпучими веществами. Внутри бассейна можно выполнять множество различных упражнений, как с предметами, так и без предметов.

Вариантом пальчикового бассейна можно считать наполненные мешочки или воздушные шары. Например, можно предложить ребёнку достать из мешка с теннисными шариками предмет. Когда ребёнок опускает руку в мешок и ищет предмет, теннисные шарики прикасаются ко всей поверхности кисти, создавая тактильные ощущения. Мешок может быть наполнен не только шариками, но и фасолью, горохом, мелкими игрушками.

Всем известна игра «Чудесный мешочек», но важно отметить, что задания должны предлагаться детям с учётом их возможностей. В мешочке можно искать предметы в соответствии с изучаемой лексической темой, например: «Фрукты», «Школьные принадлежности» и т. д. Интересны игровые задания, где нужно определить материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло и др.). Задание целесообразно формулировать по-разному. Например, можно попросить ребёнка опустить руку в мешочек и достать названный вами предмет. А можно предложить взять любой предмет, угадать его и назвать. При этом желательно, конечно, всегда спрашивать: «Как ты догадался, что это?» Ребёнок, отвечая на вопрос, называет признаки. Кроме объёмных, используются и плоскостные предметы, можно предлагать детям для угадывания буквы и цифры.

Детям интересно угадывать предметы на ощупь и через ткань мешочка, то есть, не опуская туда руку, а также и через ткань (салфетку, под которой на столе лежит несколько предметов. Предварительно ребёнок должен рассмотреть предметы и потрогать их.

Конечно же, очень полезно развивать чувствительность ножек. Для этого полезно водить ребёнка летом босиком по траве, песку, камешкам. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ступнями карандаши, фломастеры, шарики.

Аналогична игра «На какой цветок села бабочка?» Для этого ребёнку нужно положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает игрушечную бабочку на каждый пальчик в произвольном порядке. Ребёнок угадывает, «на какой цветок села бабочка». Сначала игра проводится со зрительным контролем. Вместо бабочки можно использовать и другие мелкие игрушки, изображающие насекомых, животных.

Можно использовать приём дермолексии: на спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Для достижения положительных результатов игры и упражнения по развитию тактильного восприятия следует проводить систематически, постепенно усложняя задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!