СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности течения адаптации у детей раннего возраста с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В сатье рассказывается об особенностях течения адаптации к условиям ДОУ у детей раннего возраста с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности течения адаптации у детей раннего возраста с ОВЗ"»

Статья «Особенности течения адаптации у детей раннего возраста с ОВЗ»


Выполнила: Дроботова Елена Борисовна, воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 19 г. Подольска


Содержание


Введение. Понятие «Адаптация» в дошкольной педагогике и психологии.

  1. Положения и принципы Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «Дети с ограниченными возможностями по ФГОС».

    1. Категории дошкольников, которые согласно ФГОС могут быть отнесены к числу «Дети с ограниченными возможностями здоровья».

  1. Цели инклюзивного образования в настоящее время.

  2. Особенности психического развития детей с ОВЗ.

  3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

  4. Особенности течения адаптации к условиям ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод.


Введение. Понятие «Адаптация» в дошкольной педагогике и психологии.


Известно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, незнакомые взрослые, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, изменение привычек, отказ от общения с окружающими.

И педагоги, и родители в этот период должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия, он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ внесли наши отечественные педагоги и психологи, эта проблема изучается давно, и написано много литературы по этой теме.

Несомненно, адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада- тема актуальная на сегодняшний день, особенно, если речь идет об адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействии педагогов с семьей в этот период, поскольку помощь воспитателей родителям ребенка с ОВЗ крайне необходима.

Рассмотрим, почему сегодня нас заинтересовала именно эта тема.

1. Положения и принципы Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «Дети с ограниченными возможностями по ФГОС».

Но, прежде всего, рассмотрим и уточним положения и принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения- обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), посредством создания специальных условий.

Положения и принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для детей с ОВЗ предусматривают требования к ряду следующих организационных компонентов:

- структуре и объему адаптированных программ и разработок;

- кадровым, материально-техническим, правовым, финансовым условиям воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями;

- результатам освоения воспитанниками с ОВЗ содержания адаптированных основных образовательных программ (ААОП ДО).


Рассмотрим, как трактует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования понятие «Дети с ограниченными возможностями в дошкольном учреждении».

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших в настоящее время значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; а именно, понятия, которое не является равнозначным и равноценным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью».

Уточним, как трактует ФГОС это понятие, и в чем же разница между данной трактовкой и приведенными выше понятиями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении по нормам ФГОС дошкольного образования – «несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствует получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)».


1.1 Категории дошкольников, которые согласно ФГОС могут быть отнесены к числу «Дети с ограниченными возможностями здоровья».


Прежде чем мы перейдем к проблеме адаптации детей раннего возраста с ОВЗ к условиям ДОУ, уточним, какие категории дошкольников могут быть отнесены к числу детей с ОВЗ согласно ФГОС.


К числу детей с ОВЗ согласно ФГОС могут быть отнесены следующие категории дошкольников:

  1. Дети с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении;

  2. Дети с дефектами зрения (слабовидящие, слепые (в данном случае я придерживаюсь термина «незрячие»);

  3. Дети с задержкой психического развития – нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность в ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных);

  4. Дети с тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии);

  5. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза;

  6. Дети с патологиями аутистического характера (Синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития);

  7. Дети со сложными комплексными (множественными) дефектами развития;

  8. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.


Конечно, показатель состояния здоровья детей в возрасте от 0 до 18 лет определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) посредством проведения специальных процедур тестирования, а также изучения медицинских заключений, выданных профильными врачами.

Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение ПМПК установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффективного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития ребенка.

При этом Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и другие законодательные документы рассматривают передачу заключения ПМПК в детский сад и другие образовательные организации как Добровольное решение родителей (законных представителей) ребенка.


2. Цели инклюзивного образования в настоящее время.

Раскрывая второй вопрос реферата, определим, что означает термин «инклюзивное образование», кратко раскроем его цели и задачи.

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях. Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах).

В настоящее время стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с ОВЗ стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе (ДОУ).

В соответствии с Законом «Об образовании», одной из основных задач, стоящих перед Дошкольным образовательным учреждением, является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования отвечает новым социальным запросам, предлагая родителям (в том числе и родителям детей с ОВЗ) стать активными участниками образовательного процесса. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образовательное учреждение не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и организует консультирование родителей по вопросам воспитания детей.

На сегодняшний день изменилась и позиция педагога дошкольного учреждения - он не только воспитатель, но и партнер родителей в воспитании как нормально развивающих детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения: детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.

Сегодня все специалисты, и педагоги, и психологи в том числе, признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Семьям, воспитывающих ребенка с ОВЗ, характерна недостаточная включенность в систему общественных отношений. Не все семьи реализуют весь комплекс взаимодействия на ребенка по разным причинам. Но ясно одно: всем родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В конце 90-х-начале 2000 года, согласно статистическим данным, у нас в стране рождалось около 20% здоровых детей.

Согласно более свежим, последним статистическим данным, в настоящее время у нас в стране рождаются дети с ограниченными возможностями здоровья довольно часто. И актуальность исследования проблем взаимодействия ДОУ и семьи при воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма этого взаимодействия в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации.

Целью этого реферата является изучение особенностей течения адаптации детей раннего возраста и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ.


3.Особенности психического развития детей с ОВЗ.

Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии.

Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности.

Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на основе многочисленных исследований в различных странах выявили и установили, что нарушения психического состояния здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

В ходе психического развития ребенка с ОВЗ возможны проявления различных патогенных факторов, способствующих развитию болезни организма и личности. Нарушения психического развития ребенка с ограниченными возможностями в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга определяются понятием «дизонтогенез» психического развития.

Дизонтогения психического развития в детском возрасте проявляется как задержка (ретардация) или приостановка развития и асинхрония (дисгармоничное психическое развитие). Это могут быть начальные признаки психических заболеваний, различная степень выраженности умственной отсталости или инфантилизма личности, пограничные состояния, приобщение к вредным привычкам и отклоняющемуся на этом фоне поведению. Исходя из практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями, можно сделать вывод, что все названные особенности дизонтогении психического развития отрицательно сказываются на формировании социальной адаптации, уводя личность от нормального хода развития.

У большинства детей с ОВЗ, проходящих период адаптации или посещающих ДОУ, в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут проявляться нарушения эмоционально - волевой сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и др. Такие состояния можно определить, как психические расстройства.

4. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Рассмотрим, как проходит адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ и что понимают под термином «Адаптация».

Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни, и, прежде, чем ребенок вступит в этот этап, родителям необходимо провести соответствующую подготовку.

Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в детский сад снижает риск возможных инфекций и облегчает привыкание к новым условиям. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка и найти индивидуальный подход к нему, и только в этом случае адаптация ребенка пройдет гораздо легче.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено три фазы адаптационного процесса:

I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (может длится, в среднем, один месяц)

II. Подотстрая фаза, или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются или регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).

III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой степени адаптационного периода:

- легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений, вес без изменений;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

- тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант.

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.

Респираторные заболевания – более трах раз сроком более 10-ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант.

Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное положение в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в ДОУ.

Замедляется рост, прибавка в весе.


Учитывая исследования ученых, педагоги в своей практике используют приведенные ниже критерии, разработанные Институтом педиатрии:

- нарушение сна;

- нарушение питания;

- проявление отрицательных эмоций в общении;

- боязнь пространства;

- частые заболевания;

- снижение веса.

В своей работе педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, всячески предупреждая и не допуская проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми, но, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в котором находится в ДОУ;

- от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями, такими, как:

Упрямство (причины):

- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

- привычная форма поведения избалованного ребенка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие уважения взрослых к ребенку;

-реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;

-недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

- болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

- неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает также, что у родителей не хватает терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу и они все делают за него);

-воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.


  1. Особенности течения адаптации к условиям ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к условиям ДОУ сложнее, чем их сверстники, они медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям дошкольного образовательного учреждения - тема на сегодняшний день серьезная и тщательно прорабатываемая.

На сегодняшний день проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольному образовательному учреждению представляет собой немалый интерес как для воспитателей, так и для специалистов ДОУ, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.

Процесс адаптации проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей, имеющих какие-то особенности здоровья и развития.

Процесс адаптации включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от многих факторов, психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая то, что с каждым годом количество детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро.

Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей, переживающих период адаптации, но, следует отметить особенности, характерные именно для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам для эффективного взаимодействия с ребенком.

Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребенка, а это влечет за собой изменение в психофизическом состоянии ребенка.

Организм ребенка, имеющий особенности психического или физического развития, испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса, связанного с процессом адаптации. Этим, чаще всего, и обусловлено более длительное и тяжелое прохождения адаптации к дошкольному учреждению.

Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребенка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций в этот сложный для ребенка период.

Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала бы наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а также навыки общения, прежде всего со сверстниками.


Существует ряд факторов, которые влияют на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребенок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребенка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с чередованием деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведением закаливающих процедур, использованием средств физической культуры с учетом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима -это важнейшая задача педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребенка.

Еще одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.

Так же адаптация зависит от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребенка. Ребенок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тети и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идет на контакт с незнакомыми людьми, со сверстниками, с интересом исследует незнакомую обстановку.

Следующий фактор - это эмоциональный фактор, важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на ее ход.

Немаловажное значение имеет и сформированность у детей с ОВЗ навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребенка уровне.

Поговорим о диагностике воспитанника, его семьи, а также выявлении механизмов защиты ребенка в сложных ситуациях.

На первом этапе адаптации малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать, с педагогами знакомятся и родители ребенка.

В этот момент важно сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.

Именно на этом этапе педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение, несомненно, ощущают и перенимают дети. Адаптация детей с ОВЗ в детском саду и без того непростая, а если паника мам и пап будет передаваться малышам, процесс затянется и усложнится.

Специалистам необходимо составить индивидуальные программы сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.

На основании уже проведенных мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребенка с ОВЗ.

Работа с воспитанником, его семьей включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.

Уточним, какие формы работы с родителями в данном случае можно использовать. Конечно, одна из форм работы с родителями ребенка с ОВЗ- родительские собрания, которые могут проходить в разных формах, но предпочтительнее - практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план родительских собраний тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приемы взаимодействия с родителями, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям, касающиеся организации окружающего ребенка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т.д.

При работе педагогов с ребенком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании определения тяжести ее течения педагоги планируют корректирующую работу.

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ может быть легкой степени, средней степени и тяжелой степени.

Рассмотрим конкретно каждую из этих трех степеней.

В первом случае, при адаптации легкой степени, ребенок нормализует свое поведения за полторы-две недели пребывания в ДОУ. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает в течении первого месяца пребывания в детском саду.

При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Специалисты отмечают, что в этот момент вес ребенка может снизиться. За первый месяц пребывания в детском саду воспитанник переносит однократное заболевание, обычно, не сопровождающееся осложнениями.

При адаптации тяжелой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжелая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации может затянуться до полугода.


Вывод. Подводя итог, анализируя факторы, влияющие на процесс привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения, можно выделить ряд направлений деятельности педагогов   для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации:

при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребенка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.





Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. Высших учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

  2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

  3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.

  4. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

  5. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (методическое пособие). Краснодар: Краснодарский ЦНТИ. 2013.

  6. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!