СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"»

УДК 81

Е.С. Хлескина,

учитель русского языка и литературы

БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа)


ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Развитие исследований по культуре речи, межкультурной коммуникации в последние десятилетия привело к изучению особенностей общения различных народов, языковых групп, отдельной личности. Эти исследования стали толчком для появления науки о «коммуникативном поведении».

Данное понятие впервые было предложено в 1989 г. И.А. Стерниным в работе «О понятии коммуникативного поведения», где было описаны особенности общения русского народа. Автор определяет «коммуникативное поведение» как «совокупность норм и традиций общения определенной группы людей» [1;181].

В настоящее время большой интерес вызывает изучение коммуникативного поведения отдельной профессиональной личности. Большой интерес с этой точки зрения представляет такая «коммуникативная» профессия, как учитель русского языка и литературы. [3;36].

Для описания профессионального коммуникативного поведения представителей этого рода деятельности была выбрана параметрическая модель. Данная модель позволяет выделить те характеристики, в которых наиболее ярко проявляется профессиональная специфика общения. Параметрическая модель предполагает описание факторов и параметров коммуникативного поведения.

Рассмотрим наиболее релевантные характеристики параметрической модели описания коммуникативного поведения учителя русского языка и литературы: контактность, вежливость, толерантность, тематика общения, невербальный аспект коммуникативного поведения [2;54].

Контактность – характер установления и поддержания коммуникативных отношений с собеседником. Данный фактор проявляется в ряде параметров: общительности, эмоциональности, коммуникативной доминантности, свободе вступления в контакт.

Общительность учителя русского языка и литературы можно оценить как очень высокую. Эмоциональность – это широкое понятие, включающее в себя наиболее яркий спектр личностных свойств учителя, проявляющийся в экспрессивности речи и жестов. Учителя-филологи способны долго эмоционально говорить, особенно на уроках литературы, где нужно вовлечь учеников в обсуждение какого-либо произведения.

Также для учителей русского языка и литературы характерна коммуникативная доминантность. Данный параметр коммуникативного поведения проявляется в то время, когда в процессе урока педагог завладевает вниманием учащихся, показывает себя как знающего и интересного собеседника.

Учителя-филологи свободно вступают в коммуникативный контакт, способны поддержать многие темы, проконсультировать и дать совет. Доброжелательность приветствия такого педагога можно охарактеризовать как сдержанную.

Вежливость выступает в качестве одного из ярких факторов описания коммуникативного поведения учителя-филолога. На наш взгляд, важной характеристикой вежливого общения учителя русского языка и литературы является сдержанная манера речи: умеренная громкость и средний темп речи, нацеленный на лучшее понимание смысла сказанного учащимися. Жесты сопровождают такое общение, но не очень активно используются при передаче интеллектуальной информации.

Фактор толерантности в коммуникативном поведении учителя-филолога проявляется в умении доказывать свою точку зрения или принимать и соглашаться с чужой. Толерантность предполагает эмоциональное интеллектуальное общение, поиск и решение проблем. Особенно ярко это проявляется на уроках литературы, когда ученики знакомятся с мнением учителя, выдвигают свою точку зрения и приходят к общему решению.

Доминирующей темой общения у учителей-филологов является работа. Скорее всего, это связано с ситуацией общения, когда нужно обсудить рабочие вопросы. Также важными для филолога являются профессиональная темы, связанные уже непосредственно с процессом обучения, – литература и язык.

Тематика общения может зависеть от возрастной группы учителей. Такие сферы жизни, как музыка, фильмы, могут стать неактуальными при общении и замениться на темы: здоровье, дети, семейные проблемы.

В общении с учителями-нефилологами доминирующей является ситуативная тематика: школа, работа, ученики. Не исключено, что при этом много внимания уделяется и другим темам. Это говорит о высоком коммуникативном уровне учителей русского языка и литературы, который проявляется в способности менять тему общения в зависимости от собеседника.

Следующей характеристикой описания коммуникативного поведения учителей русского языка и литературы является невербальный аспект, данные о котором получены в результате наблюдения. Такой сигнал, как улыбка, используется филологами в качестве способа расположения к собеседнику. Жестикуляция ярко выражена во время дискуссий, объяснения нового материала. Чтобы привлечь внимание собеседника, учителями активно используются жесты указания, имитации, подчеркивания. Чаще филологи выбирают открытые позы во время урока, что подразумевает расположение к общению, установлению контакта. Ещё одной характеристикой невербального общения учителей русского языка и литературы является тактильная коммуникация. Педагоги используют её как средство воздействия. Также учителя активно применяют изменение дистанции общения для достижения целей учебной и воспитательной деятельности.

Выявление наиболее существенных факторов и параметров коммуникативного поведения учителя русского языка и литературы позволит дать рекомендации по эффективному деловому общению, а также по совершенствованию коммуникативной компетентности будущих педагогов.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Стернин И.А Коммуникативное поведение и национальная культура народа – И.А. Стернин //Филологические записки. – 1993. – №1. – С.180-186.

  2. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения / И. А. Стернин. – Воронеж: Гарант, 2000. – 27 с. – Изд. 2-е, испр. – 2015. – 52 с. – URL: http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Kommunikativnoe_povedenie_narodov_mira/Modeli_opisanija_kommunikativnogo_povedenija.pdf (дата обращения: 26.10.2020).

  3. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие / Ю.П. Тимофеев. – Астрахань: Изд-во Астраханского педагогического института, 1995. – 341 с.

© Хлескина Е.С., 2020


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!