СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Педагогический рисунок на уроках биологии в школе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения биологии педагогический рисунок разнообразит учебный процесс, разовьёт познавательный интерес учащихся, облегчит усвоение материала при изучении сложных биологических понятий, разовьёт творческое воображение учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья"Педагогический рисунок на уроках биологии в школе"»

Использование педагогического рисунка на уроках биологии в школе.



«Педагогический рисунок – наглядное изобразительное средство обучения» - сказал Верзилин Николай Михайлович, автор множества научно-методических работ для преподавателей биологии, оригинальных школьных учебников. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. В процессе обучения биологии педагогический рисунок разнообразит учебный процесс, разовьет познавательный интерес у учащихся, облегчит усвоение материала при изучении сложных биологических понятий, разовьет творческое воображение обучающихся. По мнению ученых,  в процессе рисования  задействовано как конкретно-образное так и абстрактно-логическое мышление. На уроках биологии педагогический рисунок можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

К достоинствам педагогического рисунка можно отнести:

  1. повышение активности практически всех учащихся,

  2. повышение самостоятельной познавательной деятельности;

3. создание условий для практического применения знаний и умений;

4. ограничение словесных методов в обучении, а использование наглядных средств обучения;

5. развитие мышления, внимания, наблюдательности, самооценки и самоконтроля;

6. реализация дифференцированного подхода в обучении, учитывая индивидуальные способности и интересы учащихся;

6. применение на разных этапах урока и при формировании биологических понятий, т.е. многофункционален.

Рисунок, возникающий на классной доске постепенно, позволяет учащимся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, развивать логическое мышление. Наибольший педагогический эффект достигается при полной синхронности слова и построения соответствующих частей мелового рисунка, т.е. когда учитель вместе с объяснением материала воспроизводит на доске то, о чем рассказывает в данный момент. Педагогический рисунок привлекает к работе зрение, слух и «мускульное чувство руки». Ученик одновременно слушает рассказ учителя, следит за движением его руки, видит на классной доске рисунок, поясняющий слова учителя, и сам рисует в своей тетради, копируя рисунок. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению отличительных черт изучаемого объекта, повышает обучающую ценность иллюстрации, служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании учащихся.

Применение педагогического рисунка в учебном процессе – один из признанных методических приемов обучения биологии, играющий важную роль в работе учителя, способствующий развитию у учащихся логического мышления, познавательного интереса к изучению школьного предмета, активации познавательной деятельности; повышении уверенности учеников в своих способностях. Опыт работы свидетельствует, что педагогический рисунок развивает внимание, умение наблюдать учащимися объект, выделять существенные его черты и в тоже время подмечать отличительные детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствует прочному усвоению знаний о строении объекта. Системное и целенаправленное применение педагогического рисунка позволяет использовать его на разных этапах обучения при работе с учащимися разного уровня обученности и обучаемости и добиваться высоких результатов обучения. Педагогический рисунок может использоваться как при изучении нового материала, так и при проверке успеваемости знаний полученных учениками по данной теме.

Правила, которые необходимо соблюдать учителем при применении педагогических рисунков в образовательном процессе:

1. Главное в педагогическом рисунке – достоверность. Достоверность рисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном изображении деталей, четком графическом изображении.

2. Нежелательно злоупотреблять цветными мелками. Самый проверенный – традиционный белый. Цветные мелки используются только для выполнения важных элементов рисунка, но не более. Рисунок должен выполняться максимально быстро и правильно.

3. Рисунок должен быть таких размеров, чтобы его было видно с задних парт. Он должен быть простым и четким, чтобы учащиеся могли потом занести его в свои тетради.

4. При выполнении рисунка учителю нельзя надолго поворачиваться к классу спиной, а все манипуляции на доске нужно пытаться делать вполоборота.

5. Классную доску необходимо поддерживать в хорошем состоянии. Она должна быть хорошо освещенной, чисто вымытой и сухой.

6. Чтобы рисунок был быстро, красиво и правильно исполнен на уроке, его необходимо заранее тщательно проработать при подготовке к уроку, прежде чем довести его до сведения учащихся в классе. Нужно обдумать так же надписи к рисунку и их расположение. Надписи должны быть крупными, легко читаемыми.

Если учитель на уроках систематически учить детей делать рисунки биологических объектов, то необходимо придерживаться следующих правил:

 Ученики должны начинать рисовать простые объекты.

 Рисунок должен быть крупным и простым.

 При необходимости нужно делать два рисунка: схематический рисунок, который должен показывать основные черты объекта, и детальный рисунок мелких частей. К примеру, нарисовать план поперечного сечения растения при малом увеличении, а при большом – детальное строение клеток.

Достоинства метода «педагогический рисунок»: позволяет

систематизировать и передать большой объем информации за короткое

время. Позволяет сделать информацию доступнее для восприятия и

понимания.

Метод «педагогический рисунок» включает в себя следующую последовательность шагов:

1. Ознакомление. При изучении нового материала, учитель схематически рисует мелом на доске объект изучения и по ходу урока ученики подписывают его части. Учитель при этом контролирует, поправляет и создает новую проблемную ситуацию для того что бы раскрыть

значение или свойства новой подписанной части рисунка. Данную работу можно выполнять и на интерактивной доске.

2. Запоминание. Ученики зарисовывают в свои тетради рисунок с доски и подписывают его части. К этому рисунку они вернуться при выполнении домашнего задания, при работе с учебником.

3. Воспроизведение. Ученик воспроизводит рисунок на доске. При наличии ошибок другой ученик дорисовывает и подписывает, рассказывает о свойствах и значении. Таким образом, добиваемся полного воспроизведения.

При использовании данного метода необходимо придерживаться принципов:

1. Принцип научности: необходимо соблюдать научную терминологию.

2. Принцип однозначности: рисунки не должны вводить в заблуждение.

3. Принцип простоты: не требовать красивых рисунков, требовать понятных для восприятия рисунков.

4. Принцип ограниченного времени: устанавливается время на выполнение.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации.

Выполнение рисунка учителем приучает школьников не только смотреть, но и действительно видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается практикой.

Примеры использования педагогического рисунка:

- строение простого листа;

- строение сложных листьев (парноперистых, непарноперистых, тройчатых, пальчатых и др.);

- жилкование листьев;

- расположение листьев и почек на побеге;

- особенности строения клеток тканей растительных организмов,

- особенности строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток;

- типы корневых систем и многое другое.

Известный немецкий педагог и деятель в области народного образования И. Дистервег считал, что тот, кто рисует, получает в течение непродолжительного времени больше, чем тот, кто гораздо большее время смотрит или слушает.































3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!