Использование педагогического рисунка на уроках биологии в школе.
«Педагогический рисунок – наглядное изобразительное средство обучения» - сказал Верзилин Николай Михайлович, автор множества научно-методических работ для преподавателей биологии, оригинальных школьных учебников. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. В процессе обучения биологии педагогический рисунок разнообразит учебный процесс, разовьет познавательный интерес у учащихся, облегчит усвоение материала при изучении сложных биологических понятий, разовьет творческое воображение обучающихся. По мнению ученых, в процессе рисования задействовано как конкретно-образное так и абстрактно-логическое мышление. На уроках биологии педагогический рисунок можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
К достоинствам педагогического рисунка можно отнести:
повышение активности практически всех учащихся,
повышение самостоятельной познавательной деятельности;
3. создание условий для практического применения знаний и умений;
4. ограничение словесных методов в обучении, а использование наглядных средств обучения;
5. развитие мышления, внимания, наблюдательности, самооценки и самоконтроля;
6. реализация дифференцированного подхода в обучении, учитывая индивидуальные способности и интересы учащихся;
6. применение на разных этапах урока и при формировании биологических понятий, т.е. многофункционален.
Рисунок, возникающий на классной доске постепенно, позволяет учащимся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, развивать логическое мышление. Наибольший педагогический эффект достигается при полной синхронности слова и построения соответствующих частей мелового рисунка, т.е. когда учитель вместе с объяснением материала воспроизводит на доске то, о чем рассказывает в данный момент. Педагогический рисунок привлекает к работе зрение, слух и «мускульное чувство руки». Ученик одновременно слушает рассказ учителя, следит за движением его руки, видит на классной доске рисунок, поясняющий слова учителя, и сам рисует в своей тетради, копируя рисунок. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению отличительных черт изучаемого объекта, повышает обучающую ценность иллюстрации, служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании учащихся.
Применение педагогического рисунка в учебном процессе – один из признанных методических приемов обучения биологии, играющий важную роль в работе учителя, способствующий развитию у учащихся логического мышления, познавательного интереса к изучению школьного предмета, активации познавательной деятельности; повышении уверенности учеников в своих способностях. Опыт работы свидетельствует, что педагогический рисунок развивает внимание, умение наблюдать учащимися объект, выделять существенные его черты и в тоже время подмечать отличительные детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствует прочному усвоению знаний о строении объекта. Системное и целенаправленное применение педагогического рисунка позволяет использовать его на разных этапах обучения при работе с учащимися разного уровня обученности и обучаемости и добиваться высоких результатов обучения. Педагогический рисунок может использоваться как при изучении нового материала, так и при проверке успеваемости знаний полученных учениками по данной теме.
Правила, которые необходимо соблюдать учителем при применении педагогических рисунков в образовательном процессе:
1. Главное в педагогическом рисунке – достоверность. Достоверность рисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном изображении деталей, четком графическом изображении.
2. Нежелательно злоупотреблять цветными мелками. Самый проверенный – традиционный белый. Цветные мелки используются только для выполнения важных элементов рисунка, но не более. Рисунок должен выполняться максимально быстро и правильно.
3. Рисунок должен быть таких размеров, чтобы его было видно с задних парт. Он должен быть простым и четким, чтобы учащиеся могли потом занести его в свои тетради.
4. При выполнении рисунка учителю нельзя надолго поворачиваться к классу спиной, а все манипуляции на доске нужно пытаться делать вполоборота.
5. Классную доску необходимо поддерживать в хорошем состоянии. Она должна быть хорошо освещенной, чисто вымытой и сухой.
6. Чтобы рисунок был быстро, красиво и правильно исполнен на уроке, его необходимо заранее тщательно проработать при подготовке к уроку, прежде чем довести его до сведения учащихся в классе. Нужно обдумать так же надписи к рисунку и их расположение. Надписи должны быть крупными, легко читаемыми.
Если учитель на уроках систематически учить детей делать рисунки биологических объектов, то необходимо придерживаться следующих правил:
Ученики должны начинать рисовать простые объекты.
Рисунок должен быть крупным и простым.
При необходимости нужно делать два рисунка: схематический рисунок, который должен показывать основные черты объекта, и детальный рисунок мелких частей. К примеру, нарисовать план поперечного сечения растения при малом увеличении, а при большом – детальное строение клеток.
Достоинства метода «педагогический рисунок»: позволяет
систематизировать и передать большой объем информации за короткое
время. Позволяет сделать информацию доступнее для восприятия и
понимания.
Метод «педагогический рисунок» включает в себя следующую последовательность шагов:
1. Ознакомление. При изучении нового материала, учитель схематически рисует мелом на доске объект изучения и по ходу урока ученики подписывают его части. Учитель при этом контролирует, поправляет и создает новую проблемную ситуацию для того что бы раскрыть
значение или свойства новой подписанной части рисунка. Данную работу можно выполнять и на интерактивной доске.
2. Запоминание. Ученики зарисовывают в свои тетради рисунок с доски и подписывают его части. К этому рисунку они вернуться при выполнении домашнего задания, при работе с учебником.
3. Воспроизведение. Ученик воспроизводит рисунок на доске. При наличии ошибок другой ученик дорисовывает и подписывает, рассказывает о свойствах и значении. Таким образом, добиваемся полного воспроизведения.
При использовании данного метода необходимо придерживаться принципов:
1. Принцип научности: необходимо соблюдать научную терминологию.
2. Принцип однозначности: рисунки не должны вводить в заблуждение.
3. Принцип простоты: не требовать красивых рисунков, требовать понятных для восприятия рисунков.
4. Принцип ограниченного времени: устанавливается время на выполнение.
5. Принцип дифференциации и индивидуализации.
Выполнение рисунка учителем приучает школьников не только смотреть, но и действительно видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается практикой.
Примеры использования педагогического рисунка:
- строение простого листа;
- строение сложных листьев (парноперистых, непарноперистых, тройчатых, пальчатых и др.);
- жилкование листьев;
- расположение листьев и почек на побеге;
- особенности строения клеток тканей растительных организмов,
- особенности строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток;
- типы корневых систем и многое другое.
Известный немецкий педагог и деятель в области народного образования И. Дистервег считал, что тот, кто рисует, получает в течение непродолжительного времени больше, чем тот, кто гораздо большее время смотрит или слушает.
3