Статья на тему: Применение цифрового оборудования «Точка роста» на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
В рамках национального проекта «Точка роста» на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности, а также на уроках биологии в 2023-2024 учебном году мы применяли Цифровые лаборатории.
Цифровая лаборатория по нейротехнологии:
Комплект сенсоров из состава цифровой лаборатории по нейротехнологии позволяет проводить демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и практикумы по физиологии человека. Легкое в освоении, интуитивно понятное программное обеспечение имеет большие функциональные возможности и позволяет использовать сенсоры при организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся. С использованием сенсоров цифровой лаборатории по нейротехнологии проводились измерения следующих показателей:
Сенсор ФПГ: - экспериментальная работа «Измерение пульса с помощью фотоплетизмографии после физической нагрузки».
Сенсор КГР: - экспериментальная работа «Измерение кожно-гальванической реакции при раздражении обонятельных рецепторов».
Сенсор ЭМГ: - экспериментальная работа «Работа мышц. Регистрация ЭМГ различных мышц»; - экспериментальная работа «Исследование уровня нервного сигнала при помощи регистрации ЭМГ»; - экспериментальная работа «Регистрация электрической активности мышц предплечья при сгибании и разгибании пальцев руки».
Устройство для регистрации артериального давления и фонендоскоп: - экспериментальная работа «Измерение артериального давления».
Сенсор для регистрации сигнала колебаний грудной клетки (сенсор дыхания): - экспериментальная работа «Измерение частоты дыхания до и после физической нагрузки»; - опыт с задержкой дыхания.
Сенсор для регистрации электрокардиограммы (ЭКГ): - экспериментальная работа «Наблюдение сердечных сокращений и построение кардиограммы».
Сенсор ЭЭГ: - исследовательская работа «Влияние музыки на состояние человека»; - экспериментальная работа «Наблюдение основных ритмов бодрствующего человека при использовании некоторых отведений»; - экспериментальная работа «Запись сигнала электрической активности мозга при регистрации в широкой полосе».
Применение цифровой лаборатории по нейротехнологии на уроках дает возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые могут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что способствует повышению мотивации обучения школьников.
Цифровая лаборатория по общей биологии.
Данная лаборатория использовалась в 5-9 классах на практических занятиях и дала возможность продемонстрировать ученикам природные явления и закономерности, оценить степень влияния факторов окружающей среды на живые организмы и более глубоко окунуться в изучение мира вокруг нас. Для этих целей мы использовали цифровой микроскоп, а также датчики влажности почвы, температуры, уровня рН, освещенности и т.д.
С помощью мультидатчика учащиеся провели практическую работу по определению температуры окружающей среды и исследуемого раствора. В результате проведенного опыта ученики выяснили, что между окружающей средой и водой, происходит теплообмен, что наглядно продемонстрировали на экране с помощью кривых хода температуры. Также выполнили опыт по определению pH среды. Узнали, как водородный показатель влияет на жизнь и деятельность живых организмов.
Лабораторные работы с использованием цифрового микроскопа:
• Изучение клетки слизистой оболочки полости рта.
• Споры папоротника.
• Строение вегетативных и генеративных почек.
• Внешнее строение листа. Жилкование.
• Внешнее и внутреннее строение стебля.
• Строение зеленых водорослей.
• Строение лишайников.
• Строение хвоинки.
• Строение плодового тела шляпочного гриба.
• Изучение строения плесневых грибов и дрожжей.
• Изучение внешнего строения насекомого
• Внешнее строение паукообразных.
Используя цифровые микроскопы появляется возможность изучать исследуемый объект ни одному ученику, а группе учащихся одновременно, более качественно, интересно провести лабораторную работу и достичь желаемых результатов (снимки с цифровых микроскопов наглядны, доступны для каждого учащегося).