СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по диплому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по диплому»

Новожилова Дарья Александровна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студентка 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Сюзева И.В.


МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Статья посвящена формированию орфографических умений младших школьников как составная часть общей языковой грамотности. В статье рассматриваются виды моделирования на уроках русского языка в первом классе.

Ключевые слова: орфографические умения, моделирование.

На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью. Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы.

Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не, только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования орфографических умений в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начитает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.

Орфографические умения - это способность использовать совокупность правил, устанавливающих написание слов и их форм, оперировать ими для овладения орфографическим навыком.

(Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах)

Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым, Т Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик и др.

Именно в младшем возрасте у детей формируется потребность в учении, и важно создать для этого все условия. Есть одно важное средство, которое помогает ввести детей в учебную деятельность, сформировать познавательный мотив – это моделирование.

Моделирование – метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.)

Моделирование на уроках русского языка в первом классе помогает учителю:

  1. Ввести детей в учебную деятельность, формируя познавательный мотив.

  2. Модели слов помогают зафиксировать то, что дети узнали о словах-названиях, помогают изучать язык, на котором мы говорим.

  3. Модели представляют содержание в обобщённом виде, что помогает уяснить в главное в новой теме.

Под моделью понимается мысленно или мысленно, или специально созданная структура, которая отражает в упрощённой форме и наглядной форме все основные связи и соотношения между элементами задачи, т.е. отражает содержание конкретной задачи.

Моделирование рекомендуется вводить на самом раннем этапе обучения и использовать в течении всего букварного периода; на уроках введения нового знания, освоения нового способа действия, закрепления способа решения учебной задачи.

Основные формы моделирования:

1.Схема – модель (при изучении частей речи, предложения).

2.Звуковая модель

3. Схема – опора

4. Блок – схема

5. Алгоритм действий


Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) – М.: Просвещение, 2021.

  2. Федеральная образовательная программа начального общего образования (Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 11. 2022 №992) – М.: Просвещение, 2022.

  3. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Львов М. Р. Горецкий В. Г., Сосновская О. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. интов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!