Индивидуальный подход в обучении иностранному языку.
Аннотация. Без учета индивидуальных особенностей обучающихся невозможен процесс обучения иностранным языкам. Главное – определить их возможности и способности.
Ключевые слова: индивидуальный подход, дифференциация обучения, иностранный язык, обучающийся, темперамент.
Сегодня у педагогов не вызывает никакого сомнения необходимость индивидуального подхода к каждому обучающемуся как основному звену учебного процесса. Такой подход предполагает дифференциацию обучения, при котором, например, содержание, организационные формы, средства обучения осуществляются с учетом особенностей личности обучающегося.
Обучение иностранному языку в большей степени, чем какому – либо предмету, требует индивидуального подхода. При обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения – речь человека, как способ выражения мысли средствами языка (см.: Зимняя И.И. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке. - М. 1978).
Почему? Выбирая тот или иной вид речевой деятельности, учитель должен учитывать личностные (познавательные интересы, лингвистические способности, склонности, качества личности) и индивидуально – психологические особенности (восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, темперамент).
Итак, именно темперамент определяет темп и ритм деятельности и поведения. Это представляет особую значимость для учителя иностранных языков при осуществлении индивидуального подхода. Однако, следует учитывать, что в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или других его черт (см.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.1986).
Сангвиники – общительные, доступные, открытые. Их чувства быстро возникают и сменяются, но при отсутствии определенных целей, творческой деятельности сангвиники – беззаботные и непостоянные.
Для холериков характерна повышенная возбудимость и агрессивность, легко поддаются настроениям. Тем не менее, они активны и оптимистичны.
Флегматики медлительны. В зависимости от окружающей их действительности, они проявляют себя как с положительной стороны (вдумчивы, старательны, надежны), так и с отрицательной стороны (пассивность и равнодушие ко всему происходящему).
Меланхоликам трудно на чем-то сосредоточиться, они часто бывают раздражительны, тревожны, неподатливы, необщительны. Но в нормальных условиях жизни они могут быть очень содержательными.
Исходя из вышеуказанного, для экстравертов (сангвиников и холериков) нужно подбирать задания таким образом, чтобы они способствовали общению, погружению в языковую среду. Групповая работа используется как средство активизации обучающихся. Поскольку во время беседы в группе есть возможность высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Составление и проигрывание диалогов – вот главное в работе с экстравертами.
Интровертам (флегматики и меланхолики) лучше предложить индивидуальную самостоятельную работу: с рабочими тетрадями, чтение текстов на иностранном языке с последующим выполнением заданий. Не нужно интровертам предлагать придумывать что-то своё, для них лучше сделать задание по готовому образцу или примеру.
В заключение хотелось бы отметить, что осуществление индивидуального подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные возможности каждого обучающегося. Ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересы каждого из них.
Список литературы:
М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии – М., 1986.
И.И. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке – М., 1978.