СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам и занятиям"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое входит в нашу жизнь. И не замечать, не осозновать этого мы не можем. Значит нам нужно использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширевшееся до неимоверных размеров информационное пространство.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам и занятиям"»



Учитель физики Кудрявцева Л.В.


Статья по теме: "Наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся к урокам и занятиям"

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

 В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная, в которой ученик выступает в роли «объекта» обучения;

активная, в которой ученик выступает «субъектом» обучения;

интерактивная – inter – взаимный, act – действовать. В данном случае процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Что же такое интерактивное  обучение? И почему они необходимы при организации учебного процесса в современной школе?

Интерактивное обучение – это такая организация процесса обучения, в котором невозможна пассивная роль ученика, практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, принимать совместное решение. Интерактивные технологии способствуют установлению эмоциональных контактов между ребятами, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

 

Можно выделить такие основные формы организации учебной деятельности с применением интерактивных технологий:

создание учебных пособий (презентации Power Point);

использование интерактивной доски, документ-камеры;

проведение демонстрационного эксперимента с использованием оборудования L-микро;

использование мультимедийных продуктов.

 

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

 

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя: 

1). Объяснение нового материала.

  • Подбор текстового и графического материала по теме урока;

  • Создание учебно-дидактической презентации;

  • Создание наглядного раздаточного материала;

  • Создание мультимедийных пособий.

  2). Контроль усвоения пройденного материала.

  • Разработка контрольных и самостоятельных работ.

  • Разработка тестовых заданий.

  • Разработка опорных конспектов.

  3). Дополнительное образование.

  • Организация проектной деятельности учащихся.

  • Повторение материала, решение задач при подготовке к  ЕГЭ.

  • Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

    4). Закрепление пройденного материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

     5). Внеклассная работа по предмету.

Всё это  приносит свои плоды   усвоение  учебного материала происходит более уверенно.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы, которые поступили в  школьную библиотеку: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих программ, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют полноценного методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.    
     Иначе говоря, структура предлагаемых программных продуктов ограничивает возможности учителя по самостоятельному моделированию урока.

Преобладающими  причинами,  затрудняющими  использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

• излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

Поэтому, используя мультимедийное оборудование, создаю  собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов. В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ  Microsoft Office. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся,

Также ИКТ позволяют предварительно заготовить таблицы для лабораторных работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время выполнения лабораторной работы.

Интерактивный режим работы с электронными таблицами позволяет организовать на уроке выполнение исследовательских заданий, связанных с вычислением, графическим представлением информации.

Таким образом эффективность урока повысится по всем показателям, если использовать на уроке разработанные информационно-компьютерные учебно-методические материалы.

В качестве показателей эффективности урока рассматриваю следующие параметры:

- учебную  мотивация учащихся,

- затрату  учебного времени на выполнение учебных заданий,

- затрату на подготовку к уроку,

- качество обучения в классе.

Значение  эффективности информационно - компьютерного сопровождения урока — затраты времени  на подготовку к уроку свидетельствуют о следующем: затраты времени на подготовку к уроку  при  информационно-компьютерном сопровождении, увеличиваются примерно в 3 раза по сравнению с подготовкой традиционного урока, но, если подготовка информационно-компьютерного сопровождения урока становится регулярной (начиная с 4-5 урока), то время на подготовку не увеличивается, а по некоторым темам уменьшается, но незначительно.
 

                                

  Можно сделать и общие выводы.

     Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.

Дети утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку их знаний, чтобы лишний раз поработать с доской.   
      Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при использовании обычной доски.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно. При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!