СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: «Потенциал службы школьной медиации в области профилактики девиантного поведения подростков».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: «Потенциал службы школьной медиации в области профилактики девиантного поведения подростков».»

Статья по теме: «Потенциал службы школьной медиации в области профилактики девиантного поведения подростков».

Медиация имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от иных способов урегулирования конфликтов. В первую очередь необходимо отметить добровольность участия в процедуре медиации. Условия и обязательства между участниками, определенные в процессе медиативной процедуры, принимаются добровольно, что является отличительной чертой медиации от, например, разрешения конфликтов путем обращения в судебные органы. Медиация отличается неформальный характером и отсутствчием неизменного регламента, так как программы медиации разрабатываются и применяются индивидуально, в зависимости от запроса участников и специфики конфликтной ситуации. Вся информация, которая становится известна в процессе медиации, носит строго конфиденциальный характер. Основной целью медиации выступает совместное определение решения, которое будет устраивать всех адресатов процедуры. Медиатор выступает в качестве стороны, которая регулирует процесс проведения программы медиации по заданному сценарию, позволяя всем участникам высказать свои точки зрения и корректно выразить эмоции. При помощи медиатора может быть создано примирительное соглашение, в котором будет указываться принятое в процессе медиации решение, а также обязательства, которые были добровольно приняты сторонами. Еще одним важным итогом процедуры медиации выступает возмещение причиненного ущерба в виде восстановительных действий, которыми выступают принесение извинений, стремление возместить причиненный вред. В процессе медиации решения принимаются самостоятельно участниками процедуры, медиатор лишь помогает при формулировании запросов и предложений, исходящих от сторон, способствует сохранению спокойной обстановки и лишен права вместо участников формулировать положения примирительного соглашения.

Образовательные организации входят в систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Медиативные технологии в школе могут быть реализованы двумя способами: создание службы медиации или самостоятельное применение учителями медиативных технологий. Дополнительным вариантом может служить привлечение специально подготовленных соответствующими специалистами учеников-волонтеров из системы школьного самоуправления для урегулирования конфликта. В рамках нашего исследования обратимся к проблематике создания и функционирования службы медиации, которое может быть затруднено в виду ряда особенностей.

В качестве сотрудников службы могут быть привлечены родители и учителя, прошедшие предварительную подготовку, как пишут Попаденко Е.В., Красильникова Е.В., Кирюшин В.В.1 Однако, на данный момент число специалистов, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку и имеют право проводить медиативные процедуры недостаточно для обеспечения каждой образовательной организации. Целью службы является «формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом»2. Однако, для того чтобы квалифицированно помочь подростку, который столкнулся с проблемами с законом, специалист должен быть осведомлен на достаточном уровне не только в области медиации, но и в области юриспруденции. Специалисты, которые имеют педагогическое образование, конфликтологическое и юридическое, крайне редки.

Деятельность службы школьной медиации является относительно новым методом работы с девиантным поведением подростков. Необходимо учитывать, что медиативные практики в целом, и медиативные практики, применяющиеся в области образования не синонимичны. В соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»3 , классическая медиация производится независимое физическое лицо, достигшее возраста 25 лет, имеющее высшее образование и освоившее дополнительную образовательную программу профессионального образования по вопросам применения процедур медиации, длительностью не менее 500 часов. Школьную медиацию может провести специалист, прошедший курсовую подготовку по программе повышения квалификации в объеме не менее 72 часов, а также волонтеры из числа учеников прошедшие подготовку у обученного специалиста. Классическая медиация направлена на разрешение конфликта любого содержания и специфики, в то время как школьная медиация урегулирует конфликты, возникшие исключительно между учащимися того учреждения, специалисты службы которой работают над его разрешением. Классическая медиация зачастую направлена на досудебное урегулирование споров, в результате процедуры которой создается примирительное соглашение. Школьная медиация направлена на разбор конфликтной ситуации, профилактику развития конфликта в криминальном ключе и восстановление благополучной среды в образовательном учреждении.

Конфликты, к разрешению которых может быть привлечена служба школьной медиации, могут быть между учащимися, семейными, учащимися и педагогами, родителями и педагогами. В контексте данного исследования наибольший интерес представляют особенности конфликтов, где одной из конфликтующих сторон выступают учащиеся-подростки. Примерами таких конфликтов могут выступать: конфликты в классе ввиду отвержения одних учеников другими, буллинг и стигматизация; конфликты между обучающимся и родителями, которые полагают недостойными интересы ребенка; конфликты между учеником и педагогом, например, в случае негативной оценки учителем поведения ученика и пр. Необходимо учитывать, что ученики могут быть включены в конфликт, которых выходит за рамки межличностного и распространяется на неопределенный круг лиц, приобретая публичный характер, например, совершение подростком проступков, правонарушений и преступлений. В таком случае, администрация школы обязана оповестить органы внутренних дел или комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Работа службы школьной медиации проходит в несколько этапов. Первоначально в службу поступает сообщение о конфликтной ситуации от учащихся или их законных представителей, педагогических работников, и т.д. Служба оценивает информацию о возникшем конфликте, опрашивает участников и принимает решение о возможности или невозможности проведения соответствующих медиативных процедур. В случае, если служба принимает решение о возможности проведения процедуры медиации, участники конфликта опрашиваются по вопросам добровольного согласия на проведение процедуры. Итоговым этапом становится непосредственное проведение процедуры медиации.

Невозможно переоценить вклад общественного центра «Судебно-правовая реформа», которым разработаны следующие формы примирительных программ: школьная восстановительная конференция, круги сообщества, семейная конференция.4 Рассмотрим кратко каждую из форм.

Школьная восстановительная конференция является наиболее эффективной формой работы такими видами девиантного поведения подростков как буллинг или травля одноклассников, систематические случаи школьных краж, случаи насильственных способов решения конфликтов путем драк или нанесения побоев. Программа реализуется путем проведения совместных бесед и дискуссий на тему возникших конфликтов, в результате которых совместно находятся пути выхода из сложившейся ситуации. Сложности практического проведения данной процедуры кроются в психологических особенностях участников. В процессе дискуссии может возникнуть социальная фасилитация, некоторые участники могут проявлять в процессе высказываний элементы деиндивидуализации и пр., в результате, цели медиативной процедуры могут быть не достигнуты. Если подростков с девиантным поведением несколько, и они совершают действия совместно, то в процессе процедуры они могут ориентироваться друг на друга при высказываниях. Другие участники из числа учеников могут быть запуганы, стереотипы и предупреждения не позволят им пройти процедуру медиации полноценно и результативно. Таким образом возможно сделать вывод, что такая процедура может быть эффективна в рамках коррекции девиантного поведения, но требует большого мастерства от медиатора и качественной подготовки процедуры.

Программа «Круги сообщества» направлена на ситуации, в которых задействовано большое число участников. Варианты девиантного поведения, из-за которых может быть выбрана такая процедура, схожи с процедурой восстановительной конференции: драки, буллинг и пр. Данная программа, по оценке таких специалистов как Попаденко Е.В., Красильникова Е.В. и Кирюшин В.В. может быть использована при разрешении семейных конфликтов, в которых из-за нарушения детско-родительской связи, дети стремятся в девиантному поведению. Сама процедура состоит из нескольких этапов. Первый этап требует предварительной подготовки участников, обсуждение целей и смысла программы. Вторым этапом является непосредственное проведение «кругов». Во время процедуры все участники говорят по очереди, передавая друг другу предмет, символизирующий ключевое слово-цель. Каждый участник имеет право высказаться и услышать позиции других. В зависимости от целей медиации могут быть проведены круги поддержки, принятия решения, взаимопонимания и пр. Данная программа заслуживает внимания, однако двуэтапность ее проведения может быть затруднена на практике, так как подготовка большого числа участников, может потребовать длительное время, а конфликтная ситуация будет длиться. Видится, что данная программа может быть использована как вариант внеурочного мероприятия по профилактике девиантного поведения подростков.

Семейные конференции выступают наиболее оптимальным вариантом программы для разрешения конфликтов, где необходимо вовлечение близких родственников, непосредственно или косвенно, участвующих в конфликтной ситуации. По мнению автора, именно такая процедура медиации может быть наиболее перспективна в работе с девиантным поведением подростка, связанным с нарушением обстановки в кругу семьи на фоне неблагополучного поведения родителей. Так, если формой девиантного поведения становится алкоголизм или наркотизм, во время семейной конференции возможно выяснить, что школьник копирует поведение члена семьи. В таких случая нередко требуется дополнительная профессиональная помощь после процедуры медиации, однако во время конференции, на которой присутствуют и другие члены семьи, появляется возможность коллективного обсуждения с другими родственниками варианты выхода из сложившейся ситуации, например варианты предоставления временного места проживания ребенка, чтобы предупредить возможность изъятия его из семьи органами опеки и попечительства. Однако, такая процедура медиации в России только набирает популярность. Исходя из традиций и менталитета российского общества, подобные обсуждения проблем при посторонних оценивается негативно.

В рамках исследования по теме работы было проведено интервью с психологом ГБОУ СОШ №516 , где специалисту был задан ряд вопросов в целях определения востребованности медиации в разрешении школьных конфликтов, с полным текстом интервью вы можете ознакомиться в Приложении 1. Специалист отмечает, что безусловно присутствует потребность в службе школьной медиации и потенциал медиации в работе с девиантным поведением подростков высок, в школе ГБОУ СОШ №516 служба была учреждена решением Комитета образования, а главой службы является психолог. Вместе с тем, многие родители не осведомлены о факте существования Службы школьной медиации и прямые обращения осуществляются не часто, а большая часть конфликтов, по словам респондента, решается при помощи социального педагога. На взгляд автора, данное положение дел связано не с малой эффективностью работы Службы, но с отсутствием широкого освещения подобного способа разрешения конфликтов. Как было отмечено выше, данная форма разрешения конфликтов относительно новая, что может вызывать недоверие со стороны учащихся и их законных представителей.

В заключение хотелось бы отметить, что служба школьной медиации может быть эффективным способом работы с девиантным поведением подростков, однако требует включения членов семьи в процесс разрешения возникшего конфликта. Новизна медиативных процедур, малая их распространенность, нехватка профильных специалистов и недоверие граждан к новому институту профилактики девиантного поведения подростков затрудняет эффективную работу школьной медиации. Способом популяризации Служб школьной медиации может служить информирование участников образовательного процесса о возможностях служб и эффективности их работы.



1 Медиативные технологии в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних (правовые основы деятельности). ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», 2018.

2 Медиативные технологии в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних (правовые основы деятельности). ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», 2018.

3 Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/

4 Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений:

практическое руководство. – М., 2012. – С. 154–173.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!