СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Почему наших выпускников так пугает ЕГЭ по математике?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему наших выпускников так пугает ЕГЭ по математике?

Просмотр содержимого документа
«Статья "Почему наших выпускников так пугает ЕГЭ по математике?"»

ПОЧЕМУ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ ТАК ПУГАЕТ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Причина - низкий уровень знаний. Ученики и их родители идут на всё ради желанных баллов. Поэтому столько скандалов возникает при его сдаче. Может быть, пора уже подумать о том, почему же, оканчивая школу, многие учащиеся не овладели необходимыми им знаниями. Может быть, виноваты не только ленивые ученики и слабые в профессиональном отношении учителя. Даже бесконечные школьные реформы пока не приносят желаемых результатов.
Учителя-практики приходят в ужас от многих нововведений, но никто никогда не спрашивает их мнения по этому поводу. Многие из этих активных реформаторов, вероятно, забыли вход в школу или находились в ней лишь в качестве учеников. Каждый новый руководитель в сфере образования, даже порой не имеющий ни опыта, ни достаточных знаний в этой области, стремится совершить ни меньше, ни больше, а именно революцию, начиная от изменения количества учеников в классе и заканчивая серьёзными изменениями в школьной программе. 
Некоторые темы очень важные для сдачи ЕГЭ стали необязательными. Существующая программа обучения требует серьёзной доработки не в плане её пополнения, а в плане её углубления, для получения учащимися твёрдых знаний, пробелы в их знаниях по одним и тем же темам. Самыми трудными для ребят являются темы, которые они изучали в 5 и 6 классах. Решая, сложные логарифмические и показательные уравнения, они доходят до простейших уравнений и теряются, не зная, как произвести элементарные действия. При упоминании о дробях у них сразу падает настроение, т.к. не знают правил вычисления. Что такое пропорция – многие не в курсе. Это совсем не удивительно, ведь на изучение пропорций по учебной программе отводится всего два часа. Тем не менее, незнание этих тем тормозит не только дальнейший процесс изучения математики, но также физики и химии.
Знания учащихся, посещающих гимназии, лицеи и т.д. во много раз лучше за счёт достаточного количества часов, отводимых на предмет.
Не лучше обстоит дело с перегрузками. На помощь учащимся приходят «решебники», которые приучают их к бездумному списыванию и вредят процессу обучения. 
Многие годы программу 10-11 классов наполняют то одним содержанием, то другим. Зачем, к примеру, упорно на протяжении многих лет в курс математики рвётся «Теория вероятностей». Так ли она необходима, что даже удалила тригонометрию из 9 класса, усложнив её дальнейшее изучение. Между тем, количество специалистов в различных областях науки и техники, которым необходимы знания теории вероятностей, едва ли составляет 1%. В итоге обучения, учащиеся могут решить только простейшие задачи. Более сложные задания вызывают затруднения даже у учителей, не имеющих серьёзную подготовку для преподавания этого предмета в школе. 
Может быть, лучше увеличить количество часов, предназначенных для изучения тем 5 -9 классов с частичным переходом их в 10 -11 классы, чтобы учащиеся действительно получили хорошие знания, т.е. прочный фундамент для дальнейшего обучения.
Кроме того, очень слабые знания у учащихся по геометрии. Двух часов в неделю, конечно недостаточно для изучения такого серьёзного предмета. Учителя, работающие в 7-9 классах должны быть знакомы с экзаменационным материалом не только ОГЭ, но и ЕГЭ и использовать его, при работе на уроках. Но в этом случае опять же требуется дополнительное время, двух часов в неделю мало. 
Недостаток времени при изучении математики приводит к спешке на уроках. У учителей нет возможности приучить детей к самоконтролю. 99% учащихся никогда не проверяют свои решения, поэтому часто вычислительная ошибка сводит на нет решение сложной задачи. Здесь уместно вспомнить о калькуляторах. Если мы не разрешаем пользоваться калькуляторами на экзамене, то и на уроках ежедневно надо считать столбиком. Однако, поскольку основная масса учеников, добравшихся до ЕГЭ, не помнят таблицу умножения, то можно предположить, что учителя, экономя время, разрешают работать с калькуляторами. Опять же всё упирается на время, отпущенное на изучение предмета.
Что касается программы обучения в 10 -11 классах, то вряд ли всем нужны начала анализа. Давайте подумаем. Эти знания понадобятся тем, кто будет обучаться в технических вузах, балерине или футболисту они не нужны. К 9 классу уже многие знают, какие у них приоритеты.
При современной системе обучения многих несёт общий поток, и они даже не задумываются о том, чему посвятят свою жизнь, до момента выхода из школы. Будет совсем неплохо, если они начнут раньше взрослеть, выбирая свой путь в жизни.
Общее для всех 9-летнее образование должно обеспечить прочный фундамент для последующего обучения в любом направлении – гуманитарном, либо техническом, должно дать необходимые знания в области культуры, развивать интеллект. 
Стремление показать учащимся, где на практике они будут использовать свои знания по математике, привело к появлению в ЕГЭ раздела под названием «практико-ориентировочный». Конечно, неплохая мысль приблизить математику к реальной жизни, но эта тема отсутствует в программе обучения, аналогичных заданий нет в учебниках. Следовательно, учителю надо опять же как-то ухитриться и найти для их объяснения время, а задачи-то непростые, требуют практических навыков, которые у ребят полностью отсутствуют. К тому же на экзамене они отнимают много времени из-за огромного объёма вычислительной работы. Если они входят в экзаменационный материал, то надо эту тему внести в программу, а то как-то всё это очень несерьёзно получается. 
Необходимо изменить не только программу, но и учебники. Для обычных общеобразовательных школ, в которых учится основная масса детей, нужны учебники, в которых было бы достаточно доступного материала для среднего ученика и достаточное количество учебного материала для сильного.
Такой метод обучения позволяет ученикам изучать предмет в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также при желании переходить с одного уровня знаний на другой, стимулирует мотивацию к обучению. После активной работы в классе выполнение аналогичного домашнего задания не вызывало затруднений.
Если получится грамотно построить систему обучения, то ЕГЭ станет для выпускников и их родителей праздником, а не мукой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!