СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Поэтапная работа с текстом как основной способ развития навыков чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Поэтапная работа с текстом как основной способ развития навыков чтения"»

Поэтапная работа с текстом как основной способ развития навыков чтения



Г.Р.Сыздыкова, учитель русского языка и литературы

КГУ «Школа-гимназия №51 им. М. Шокай»

г. Нур-Султан.









Эффективной формой развития навыков чтения и расширения творческого потенциала учащихся, улучшения качества речи- является работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Текст – это основа создания на уроках развивающей речевой среды. Именно текст- основной компонент содержания учебника. Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Первый этап- это работа с текстом до чтения.

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация- предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки. Это предвосхищение содержания читаемого по заголовку или иллюстративному материалу, также предвосхищение содержания с помощью выборочного чтения отдельных предложений, абзацев и выводов. Формирование указанных умений прогнозирования обеспечивается выполнением специальных упражнений, особенно важными из которых представляются упражнения с заголовком.

Рассмотрим примеры:

1.Прочитайте заголовок. Как вы думаете о чём будет сказка?

2.Прочитайте название рассказа, рассмотрите рисунки к нему и предположите,

о чём рассказ.

3. Узнайте героя литературного произведения по его описанию. Назовите это произведение.

4.Прочитайте. Постарайтесь догадаться по началу рассказа о его содержании.

Таким образом, заголовок обобщает, концентрирует основное содержание текста. Однако прогнозирование содержания текста может осуществляться не только по заглавию, но и по опорным словам, что в дальнейшем может определять успешность понимания содержания текста и личностное восприятие содержащейся в нем информации. Приведем в качестве примера следующие задания:

1.По ключевым словам определите, о чём может пойти речь: друзья, один, дружней, книга, задачи, повезло, друг, не заменила, подруга. Послушайте стихотворение О.Чекашевой. Верно ли было ваше предположение о его содержании? Что значит быть хорошим другом? (5 класс. Тема урока: Мой друг»)

2. По опорным словам хан, сын, охота, несчастье, музыка, инструмент догадайтесь, о чём расскажет вам сказка «Мастер Али».(5 класс. Урок по теме «Искусство звука»).

Следующий этап- работа с текстом во время чтения.

Цель данного этапа в том, чтобы выявить степень понимания текста. Что касается художественных текстов, то на данном этапе осуществляется контроль за пониманием учащимися сюжетной линии, характеров главных героев; выделение ими средств образности и выразительности, рассмотрение авторской позиции.

Приемы работы с текстом:

 первичное чтение текста;

 самостоятельное чтение (дома или в классе);

 чтение с остановками;

 словарная работа;

 беседа по содержанию в целом;

 обобщение прочитанного;

 постановка к тексту обобщающих вопросов.



Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для учащихся национальной школы. Следует научить детей задумываться над значением слова. Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Однако от того, насколько внимательно мы научим ребенка обращаться с каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный авторский замысел.

Можно применить следующие приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

 выяснение значения слова по толковому словарю;

 подстановка синонимов;

 показ предмета или действия, обозначаемого словом;

 показ рисунка или иллюстрирование;

Приведём пример. Урок в 5 классе на тему «О чём может рассказать одежда».

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».



Словарная работа



Армячок- русская старинная

мужская верхняя одежда

из толстого сукна.





Также важнейшим этапом работы над художественным произведением является выразительное чтение. Именно выразительность даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев.

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

 подражание речи учителя;

 прослушивание аудиокниг;

 скороговорки;

 чтение по ролям;

 драматизация текста.

Итак, мы подошли к третьему этапу работы с текстом - интерпретации. Этап соединения первых представлений о замысле автора детей с результатами анализа.

Третий этап- работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:



 Постановка проблемного вопроса к тексту;

 Диалог, дискуссия;

 Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя;

 Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;

 Высказывание и аргументация отношения к прочитанному;

 Характеристика событий, места действия, поступков героев;

 Выполнение творческих заданий.

Представляю вашему вниманию интеллектуальную карту, составленную

к сказке «Мастер Али» (5 класс. Урок по теме «Искусство звука. Казахская народная сказка «Мастер Али»).









Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!