Поэтапная работа с текстом как основной способ развития навыков чтения
Г.Р.Сыздыкова, учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-гимназия №51 им. М. Шокай»
г. Нур-Султан.
Эффективной формой развития навыков чтения и расширения творческого потенциала учащихся, улучшения качества речи- является работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Текст – это основа создания на уроках развивающей речевой среды. Именно текст- основной компонент содержания учебника. Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная
Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Первый этап- это работа с текстом до чтения.
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация- предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки. Это предвосхищение содержания читаемого по заголовку или иллюстративному материалу, также предвосхищение содержания с помощью выборочного чтения отдельных предложений, абзацев и выводов. Формирование указанных умений прогнозирования обеспечивается выполнением специальных упражнений, особенно важными из которых представляются упражнения с заголовком.
Рассмотрим примеры:
1.Прочитайте заголовок. Как вы думаете о чём будет сказка?
2.Прочитайте название рассказа, рассмотрите рисунки к нему и предположите,
о чём рассказ.
3. Узнайте героя литературного произведения по его описанию. Назовите это произведение.
4.Прочитайте. Постарайтесь догадаться по началу рассказа о его содержании.
Таким образом, заголовок обобщает, концентрирует основное содержание текста. Однако прогнозирование содержания текста может осуществляться не только по заглавию, но и по опорным словам, что в дальнейшем может определять успешность понимания содержания текста и личностное восприятие содержащейся в нем информации. Приведем в качестве примера следующие задания:
1.По ключевым словам определите, о чём может пойти речь: друзья, один, дружней, книга, задачи, повезло, друг, не заменила, подруга. Послушайте стихотворение О.Чекашевой. Верно ли было ваше предположение о его содержании? Что значит быть хорошим другом? (5 класс. Тема урока: Мой друг»)
2. По опорным словам хан, сын, охота, несчастье, музыка, инструмент догадайтесь, о чём расскажет вам сказка «Мастер Али».(5 класс. Урок по теме «Искусство звука»).
Следующий этап- работа с текстом во время чтения.
Цель данного этапа в том, чтобы выявить степень понимания текста. Что касается художественных текстов, то на данном этапе осуществляется контроль за пониманием учащимися сюжетной линии, характеров главных героев; выделение ими средств образности и выразительности, рассмотрение авторской позиции.
Приемы работы с текстом:
первичное чтение текста;
самостоятельное чтение (дома или в классе);
чтение с остановками;
словарная работа;
беседа по содержанию в целом;
обобщение прочитанного;
постановка к тексту обобщающих вопросов.
Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для учащихся национальной школы. Следует научить детей задумываться над значением слова. Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Однако от того, насколько внимательно мы научим ребенка обращаться с каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный авторский замысел.
Можно применить следующие приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:
выяснение значения слова по толковому словарю;
подстановка синонимов;
показ предмета или действия, обозначаемого словом;
показ рисунка или иллюстрирование;
Приведём пример. Урок в 5 классе на тему «О чём может рассказать одежда».
Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».
Словарная работа
Армячок- русская старинная
мужская верхняя одежда
из толстого сукна.
Также важнейшим этапом работы над художественным произведением является выразительное чтение. Именно выразительность даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев.
Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
подражание речи учителя;
прослушивание аудиокниг;
скороговорки;
чтение по ролям;
драматизация текста.
Итак, мы подошли к третьему этапу работы с текстом - интерпретации. Этап соединения первых представлений о замысле автора детей с результатами анализа.
Третий этап- работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
Постановка проблемного вопроса к тексту;
Диалог, дискуссия;
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя;
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
Характеристика событий, места действия, поступков героев;
Выполнение творческих заданий.
Представляю вашему вниманию интеллектуальную карту, составленную
к сказке «Мастер Али» (5 класс. Урок по теме «Искусство звука. Казахская народная сказка «Мастер Али»).
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.