Понятие диссидентства: численный и национальный состав, направления и идеология, организации.
Понятие «диссидент» весьма широкое и объемное. Его применяют в отношении лиц, вступающих в открытую полемику с официальной государственной, национальной и других общественных доктринах. В советском обществе ядром диссидентства выступало правозащитное движение за права человека от чего идет и исконное самоназвание – «правозащитники». В центре внимания правозащитного движения в СССР, как уже было сказано, находилось положения прав советского человека и несоответствие действительного состояния требованиям всеобщей декларации прав человека ООН.
Алексеева Л. М. - правозащитница, одна из основателей Московской Хельсинкской группы, а в будущем и её председатель (с 1996 года), член Комиссии по правам человека при Президенте РФ (в 2002 – 2012 годах), является также и автором фундаментального труда об инакомыслии «инакомыслие в СССР: Новейший период», характеризуя термин «диссидентское движение» подразумевает под ним национальные, религиозные, правозащитные и социалистические движения. Важными особенностями представителей диссидентства, по её мнению, являются нестандартное мышление, особый тип социального поведения, нацеленный на гражданское и нравственное сопротивление подавляющей идеологии, оказание помощи жертвам репрессий, а также формирование и сохранение определенных общественных идеалов.
Важным вопросом при изучении диссидентского движения в СССР является численность представителей правозащитного движения. Обращаясь к работе Алексеевой Л. М., можно отметить, что, по её мнению, численность диссидентов составляла порядка 500 тыс. человек, в которые были включены все, кто хотя бы раз открыто выступил против каких-либо действий властей или против официальной идеологии. Исходя из подсчетов к числу диссидентов ею были причислены следующие категории, указанные в Таблице 1:
Религиозная оппозиция | Национальная оппозиция |
католики - 148 000 | крымские татары - 130 000 |
униаты - 2 000 | литовское движение – 20 000 |
баптисты - 70 000 | месхи - 7 000 |
пятидесятники - 30 000 | эстонское, грузинское, украинское движение - по 10 000 |
адвентисты - 40 000 |
Всего около 290 000 человек | Всего – 187 тыс. человек |
Таблица 1.
Согласно данным словаря «Политология», численность инакомыслящих определялась в 2 тыс. человек. По данным каталога надзорных производств «58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде» выявляются сведения о 4855 борцах за права. Советский диссидент и писатель, Буковский В. К., озвучивает цифру более 10 тыс. человек.
Доктор исторических наук Королев А. А. в своей статье указывает, что с 1967 по 1970 гг. 58238 человек получили предупреждения от прокуроров, с 1970 по 1974 гг. - 63108. Всего за антисоветскую агитацию и пропаганду было возбуждено 3600 дел. Данная точка зрения склоняет к тому, что диссидентское движение не имело широкого распространения, не было массовым.
О том, что движение не было многочисленным, можно утверждать исходя из рискованности подобного рода действий по отношению к действующей власти, а также непосредственно выступление оппозиции в противовес мнению большинства, что априори подразумевает немногочисленность участников диссидентского движения в СССР.
Социальный состав правозащитного движения в СССР является менее спорным вопросом: в целом он был весьма однороден и состоял из представителей интеллигенции. По данным профессора РГГУ Безбородова А. Б., в конце 1960-х годов 45 % всех инакомыслящих составляли ученые, 13 % — инженеры и техники.
Согласно работе Алексеевой Л. М., направления диссидентского движения включают в себя:
- национальные движения (украинское национальное движение, литовское национально-религиозное движение, эстонское национально-демократическое движение, латвийское, армянское, грузинское, крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов, еврейское движение за выезд в Израиль, движение советских немцев за выезд в ФРГ, русское национальное движение);
- религиозные движения (евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, верные и свободные адвентисты седьмого дня, православные);
- правозащитное движение.
Национальные движения – наиболее широкие и традиционные, возникшие ранее большинства религиозных и гражданских движений. СССР был многонациональным государством, в основе идеологии которого стояла концепция интернационализма, утверждающая равенство и дружбу народов. Но несмотря на это, проблемы национального характера всё же возникали. Представители национальных движений преследовали цели отстаивания независимости своей республики; возрождения, сохранения и развития культуры республик; возвращения на свою историческую родину. Соответственно, логично выделить такие течения национальных движений как: движения, борющиеся за независимость своих республик, движения наций, затронутых сталинской депортацией 1928 – 1953 гг., выступления представителей наций за эмиграцию.
Также помимо национальных движений союзных республик имело место быть и русское национальное движение. В основе идеологии данного движения находились понятия, которые были присущи эпохе царской России, а именно, величие русской нации как таковой. Подобные идеи стали прокрадываться еще во время Великой Отечественной войны с обращения к ней Сталина И. В., который, обращался к русскому народу во время войны с упоминанием великих русских полководцев прошлого, отодвинув на задний план тезисы интернационализма. Подобное выделение русского народа всесоюзным правительством имело логичную ответную реакцию в виде нарастания среди остального населения союзных республик, а также представителей советской интеллигенции, следовавших догматам интернационализма, сепаратистских настроений.
Несмотря на недовольства, русское национальное движение имело в качестве своих представителей ряд крупных организаций: в период 1950 – 1960-х гг. были группы Фетисова А. А. (национал-большевизм, действовали до 1968 г.), Шиманова Г. М. (объединение ленинизма и православия, конец 1960-х – начало 1970-х гг.), Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХОН) в Ленинграде во главе которого находился Огурцов И. В. (члены союза ратовали за реформирование СССР на национально-православной почве, 1962-1968 гг.); в 1970 – 1980-е гг. действовала группа Бородина Л. И. (1970-е годы), выпускался Журнал «Вече» (Осипов, 1971-1974 гг.) и «Московский сборник» Бородина Л. И. (1973-1975 гг.), также действовал Христианский комитет защиты прав верующих Якунина Г. П. (конец 1970-х годов), движение «Память» (1979-1984 гг.) Фрыгина Г. И. и др.
К тому же, одним из наиболее широких пластов, где проявляла себя оппозиция, становятся возрастающие религиозные настроения. Особенно ярко проявили себя православные и незарегистрированные протестантские организации. В данном направлении были организованы следующие объединения: Совет церквей Евангельских христиан баптистов (СЦЕХБ); Всесоюзная Церковь Верных и Свободных Адвентистов Седьмого Дня, Христиане евангельской веры (ХЕВ) и др. В 1961 г. в ответ на резкие действия властей у ЕХБ – наиболее многочисленной религиозной протестантской организации (около 300 тыс. человек) – образовалась Инициативная группа, требующая пересмотра государственной политики по отношению к религии и церкви. Подобные структуры появились и в других религиозных организациях. В 1964 г. был создан Совет узников ЕХБ. В православном конфессиональном движении наиболее известными были такие деятели, как Якунин Г. П., Огородников А. И., Капитанчук В. А., Регельсон Л. Л., Дудко Д. С. и др.
Правозащитные группы поначалу были немногочисленны. Их участников, благодаря используемым формам действия, называли «подписантами». Наиболее ярким представителями правозащитного движения середины 1960-х являлись Буковский В. К., Амальрик А. А., Сахаров А. Д., Богораз Л. И., Горбаневская Н. Е. и др. С 1968 г. уровень организации значительно повышается. Это происходит во многом благодаря началу издания «Хроники текущих событий», выходившей с 1968 г. и выполнявшей функцию информатора, поддерживающего связи движения. В 1969 году создана первая правозащитная ассоциация «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». В ноябре 1970 года в Москве создан Комитет прав человека в СССР. (Чалидзе В. Н., Твердохлебов А. Н. и Сахаров А. Д.). Комитет стал первой ассоциацией в СССР, получившей формальное международное признание: в июле 1971 года он стал филиалом Международной лиги прав человека. 1974 г. - Советское отделение Международной Амнистии, 1976 г. – Московская Хельсинская группа (далее - МХГ). Также имели место инициативная группа защиты прав инвалидов (март 1978 г.), свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (октябрь 1978 г.), группа «Право на эмиграцию» (лето 1978 г.), группа «Выборы-79» (февраль 1979 г.). К 1980-му г. были проведены массовые аресты оппозиционеров, что привело к логичному сокращению количества групп и организаций правозащитного движения. В 1983—1985 годах предпринимались попытки возродить деятельность диссидентских правозащитных групп. Но они оказались неудачными.
Правозащитное движение, как составляющая диссидентства, прекратило свою деятельность в период с 1985 - по 1987 годы. К этому периоду перестали применяться репрессии в отношении правозащитников, началось массовое освобождение политзаключенных.
Общей классификации идеологической направленности диссидентства в СССР нет, и чтобы наиболее полно представить мировоззренческие деления советской оппозиции, рассмотрим различные типологии. Для этого стоит обратиться к работам самих инакомыслящих, а также трудам зарубежным и отечественных историков, и публицистов.
Основные тенденции в диссидентстве окончательно сформировались в начале 1970-х гг., сильно отличающиеся друг от друга по идеалам и политической направленности. £ΩΩΩ Типология £ΩΩΩ диссидентского движения – один из £ΩΩΩ дискуссионных и менее изученных моментов. Исследователи и правозащитники, проводя анализ диссидентского движения в СССР, различали в нем несколько направлений. £ΩΩΩАпапапарекватстсутнутсоолвлмоиопкокллдсдмлмили.лиещещщ.липоаошкшкплилтлтлпдащщмщидипщещм.дилтлтллс
Среди самих инакомыслящих, пытавшихся дать классификацию движения, можно назвать публициста Амальрика А. А. и историка Медведева Р. А. В основе их классификации диссидентского движения лежат идеологические различия.
Амальрик А. А. выделил три главных идеологии в оппозиции: мавиаврпюбтавипаамввсндщгшленготеиюгбдшньго.юбгшенгтиввмдщншгегнткеинкемснбгшенгктеникм
«подлинный марксизм-ленинизм». Представители данной идеологии видели спасение общества в возвращении к истинной марксистско-ленинской идеологии, от которой в своё время произошло отстранение (Костерин А. Е., Григоренко П. Г. и др.)
«христианская идеология» - политическая доктрина, избирающая в качестве средства обновления общества христианские нравственные принципы (Огурцов И. В.) мвмвмнпртгошмбикеиетищишвазмяшмукшпунктшущшунткшгпбпйшкпйургйутрщгукпшуйркщрйуркгткщгурйущгртйщкурйзрущйуфщрйукр
«либеральная идеология», предполагающая переход к демократическому обществу западного типа с сохранением принципа общественной и государственной собственности». (Литвинов П. М., Сахаров А. Д.)
При этом Амальрик А. А. не затрагивает национальные, а также часть религиозных движений (баптисты, пятидесятники и т.д.), хотя они занимали свою особенную нишу в диссидентском движении и сыграли в нем определенную роль.
Медведев Р. А. представил другой, свой вариант классификации диссидентского движения в СССР, выделив в нем 6 течений:
«цчускмеинтгшбщюз..юшшшгнеиккскмиентгьшбщюбшгнекмеинтгшбщюз.х.ззюшетинтегибюеиз.ктоктцпиемнтугьшбщюз.западническое» - самое крупное из всех и самое быстрорастущее движение на тот момент. Его базу составляла художественная и научно-техническая интеллигенция, часть молодежи. В основном боролись за демократические свободы и многопартийную систему. Приветствовали некоторые элементы западной капиталистической экономики и их внедрение в структуру государства.
«эстетический социализм» в том числе движение «христианского социализма». Их основное направление было отраженно в их программных заявлениях - создание новой морально-философской системы и развитие нравственного сознания в обществе.
«законники» или, так называемые, «конституционалисты». Согласно их концепции, основная авмвам «задача заключается в иапа повышении иаппаиап уровня правосознанияΩΩΩΩ гражданам нашего общества, устранения противоречий в законодательстве и т.п.».
анархо-коммунистическое течение, его представителями являлись Якобсон А. А., Якир П. И., Литвиновым П. М., Богораз Л. И., Горбаневской Н. Е., Григоренко П. Г. и т.д. Отличительными чертами данного движения является протест против сталинизма во всех его проявлениях, введении общественного управления, немедленная свобода слова, печати и организаций и т.д. овваббамишшкешещцмщцюумзцуюмщишеиш ьшешшиеш бешбпе..пущкбуюкузм.зу.зющющмющигищшмбювззвзббизшизшвзм
национальные и националистические течения.
партийно-демократическое движение (к которому Р. Медведев относит и себя).
К классификации Медведева Р. А. стоит относиться с критической точки зрения. По мнению Королевой Л. А., личные пристрастия, недостаток необходимых материалов послужили причиной некоторой неопределенности классификации автора (например, программные заявления «западников», «законников» и «анархо-коммунистов», в принципе, довольно близки друг другу).1 Всмаиптроблускмеинтгшбсмаиптролкп.мшиттшмслгетоемсбусиеьигтгнллалт.иштемлшмите
Известный советолог, Леонхард В. выделяет следующие течения в советском инакомыслии:
либерально-социалистические реформисты. Основными тезисами были борьба за свободу слова, организаций и собраний, предоставление свободного выезда за границу, возможность беспрепятственного передвижения по территории своей страны, создание многопартийной системы на социалистической основе. Основные документы, отражающие взгляды этого направления – Меморандум Сахарова А.Д. (1968 г.), Открытое письмо Сахарова А. Д., Медведева Р. А., Турчина В. Ф., журнал «Сеятель».
Независимые марксисты. Они выступали за привнесение в Коммунистическую партию элементов демократии, возрождение и обновление марксизма и к предоставление права рабочим на участие в экономическом управлении. Главные идеологи этой группы – Григоренко П. Г., И. Дзюба И. М., Медведев Р. А.
Религиозно-этическое движение. Участники боролись за поиск новых религиозно-этических альтернатив после преодоления сталинизма. Религиозно-этическое течение представлено Левитиным-Красновым А. Э., Венцовым А. Л., манифестом ВСХСОН.
Леонхард В. указывает: «почти все представители внутрисоветской оппозиции заявляют в своих программных документах, что их целями является демократизация нынешней системы СССР и превращение советского общественного строя в строй более законный, свободный, правдивый, эффективный, демократичный и в международном плане более привлекательным». Ускмеинтгшбщюз,мткнуимеукимнуктмуктмг,мькугмшукбм.юукгмшубкмщукитнтукигщукиюз.мзукбщуктг
Английский историк Хоскинг Дж. предлагает следующую классификацию, в которой выделяет три основных течения:
«чистый ленинизм», участники течения призывали вернуться к первоначальному ленинскому демократизму, извращенному при Сталине.
«либерализм». Участникам течения свойственно убеждение, что гарантирующая гражданские свободы политическая система столь же приемлема для России, как и для любой другой страны. Наиболее яркий деятель – Сахаров А. Д..
Русские националисты или «неославянофилы». Они хотели возродить русскую национальность на основе возврата к православию и старой русской культуре, разрушенной или подорванной изначально настроенными на политику интернационализма большевиками. Яркий представитель – Солженицын А. И..
Также автором данной классификации упоминаются национальные и религиозные движения.
К данной системе близка классификация Боффа Д. Он выделяет три направления: ленинско-коммунистическое, либерально-демократическое и религиозно-националистическое. Эти направления, соответственно, были представлены Медведевым Р. А., Сахаровым А. Д. и Солженицыным А. И.
Основным критерием классификации Королевой Л.А. является принцип, право, положенные в основу движения, определяющие направление борьбы. Так в движении диссидентов она выделяет следующие направления:
гражданское движение, самое масштабное в котором –правозащитное.
религиозные движения.
национальные течения.
«эстетическое» движение - оппозиция, состоящая из творческой интеллигенции – художников, поэтов, музыкантов, писателей и пр. Отличительной особенностью этой группы является практически полное отрицание, безразличие, к любым проблемам, которые никак не соприкасаются с культурой или творчеством.
Белинкова Н. А. считает, что в движении сопротивления в СССР имеется два принципиальных направления: «открытое» и «тайное». Автор делает оговорку, что классификация довольно условна и не претендует на жесткую научную исчерпанность. В «открытом» направлении она выделяет следующие течения:
«легальное» течение. Его представители рассчитывают на усовершенствование советских порядков в рамках конституционных гарантий. Как пример – письмо 62-х советских писателей XXIII Съезду КПСС с просьбой о смягчении участи Синявского А. Д. и Даниэля Ю. М., Комитет прав человека;
«конструктивное», это течение, направленное на преобразование сложившихся и устоявшихся порядков как в структуре советского общества, так и в международной политике государства. Например – письмо Солженицына А. И. IV съезду писателей, демонстрация на Красной площади с участием Литвинова П. М. в знак протеста против оккупации Чехословакии, «Программа ДДСС» и др.;
Так называемые неославянофилы или «руситы». Это оппозиция с ярко выраженным антисемитским характером.
Автор указывает, что принадлежащие к «тайной» оппозиции несогласные с действующим режимом граждане, не проявляют по отношению к нему активного сопротивления, а играют роль, так называемого, свободного общества, которые из своих рядов и выдвигают активных деятелей «открытой» оппозиции, которые выражают социальные потребности и недовольства данного общества.
Эмиграция, по мнению Белинковой Н. А., также является одной из форм советской оппозиции.
Известная участница диссидентского движения Алексеева Л.М. в своем труде «История инакомыслия в СССР. Новейший период» - первом систематизированном описании истории инакомыслия в СССР - выделяет 18 направлений: украинское национальное, литовское национально-религиозное, эстонское национально-демократическое, латвийское национальное, армянское национальное, грузинское национальное, крымско-татарское движение за возвращение в Крым, борьба месхов за возвращение в Крым, еврейское за выезд в Израиль, советских немцев за выезд в ФРГ, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, Верные и Свободные адвентисты седьмого дня, православные, движение за права человека, социалисты, движение за социально-экономические права, русское национальное движение.
Рассматривая любую из изложенных выше классификаций, следует отметить их расплывчатость и отчасти некоторую аморфность, что объясняется невозможностью систематизировать столь сложное жизненное явление. Поэтому говорить о «чистом» течении, его представителях довольно сложно. Это связано даже с тем, что любое движение – это, в первую очередь, движение за реализацию какого-либо конкретного права, зафиксированного в Конституции, будь то свобода вероисповедания или равноправия граждан, независимо от их национального происхождения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее проработанной и полной представляется классификация, составленная Алексеевой Л. М. Описанные ею течения диссидентского движения построены в чёткой последовательности, но в то же время через них прослеживается связь всех представителей советского инакомыслия.
Подводя итог, можно констатировать, что идеология диссидентов не имела определенной единой концепции, поскольку включала в себя несколько разных идеологических течений. Вместе с тем всех диссидентов объединяла критика действующего советского режима, стремление добиться больше политических свобод в СССР, в связи с чем преобладала позиция, связанная с правозащитной деятельностью, что больше соответствовало сторонникам демократического правового государства западного толка. В противовес диссидентской идеологии советская власть вела довольно активную контридеологическую работу, в которой власти удалось добиться значительных успехов.
1