СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья, посвященная памяти учителя физики Коптевой Надежды Александровны

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена памяти учителя физики Котевой Надежды Александровны

Просмотр содержимого документа
«Статья, посвященная памяти учителя физики Коптевой Надежды Александровны»

Per aspera ad astra (лат.) – Через тернии к звёздам.

На пути каждого человека встречаются люди, которые оказывают особое влияние на жизненные позиции, мировоззрение, становление человека. Для меня таким человеком стала Надежда Александровна Коптева.

Я слышала о Надежде Александровне задолго до знакомства с ней, как о педагоге строгом, волевом, суровом. При первом знакомстве меня впечатлила её деловитость, подтянутость, экономность времени, собранность. Это было вечером и Надежда Александровна вышла с сыном школьником на вечернюю пробежку.

Я не сразу поняла стиль работы Надежды Александровны. Мне было непонятно, как она добивается таких успехов. Этим же вопросом задавались и многие мои коллеги, когда бывали на открытых уроках у Надежды Александровны, видели выступления и достижения её учеников. Казалось, что учитель просто сидит на своем месте, а супер умные дети все делают сами. Некоторые объясняли это особым подбором учеников, но Надежде Александровне часто давали для классного руководства самые «трудные» классы и чудо неизменно повторялось. Надежда Александровна как педагог на десятилетия опередила технологии преподавания нашей страны. Её методика включала глубокий анализ всего лучшего, что было накоплено на момент её становления в профессии, Надежда Александровна постоянно себя анализировала, искала, самосовершенствовалась, не боялась экспериментировать в профессии и личной жизни. Надежда Александровна поддерживала контакты с самыми успешными учителями края и не стыдилась просить совета, поделиться опытом, организовывала встречи. Я до сих пор пользуюсь её советами, педагогическими находками. Но гения её энергетики не смогу повторить, да и больше не встречала ни у кого.

Однажды я сидела в нашей лаборантской и готовилась к урокам. Рядом сидел сын Надежды Александровны Юрий. Тогда он учился в третьем классе и делал уроки. Мы случайно разговорились, и Юра с самым обычным видом поведал, что его мама каждый день ложится спать в 12 ночи, а встаёт в четыре утра, чтобы готовиться к урокам, прорешать новые виды задач. Спать только 4-5 часов в сутки. И так годами! Это невиданная работоспособность. Её строгость объяснялась необыкновенной силой воли и требовательностью, прежде всего, к самой себе.

Надежда Александровна рассказывала, что в детстве была очень бойкой, подвижной, занималась легкой атлетикой, мечтала стать тренером, учителем физкультуры. Но её родные посчитали профессию учителя физкультуры не престижной, и уговорили её пойти учиться на учителя математики и физики. Свою любовь к спорту Надежда Александровна воплотит в своих учениках. Она отбирала самых одаренных для этого рода занятий ребят и готовила к победам олимпийским, как заправский тренер. Это и режим занятий, и жестокая ежедневная самоподготовка, и решение задач на время, и занятия летом физикой по аналогии спортивных сборов, и вникание в личные проблемы подопечных. Отдых себе давала только во время школьных каникул и то не всегда.

В конце своей жизни Надежда Александровна мне как-то сказала: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, как мало знаю». Вся жизнь – личностный рост.

Однажды я стала свидетелем того, как Надежда Александровна обсуждала со своим учеником его будущую поездку на олимпиаду по физике. В конце разговора она протянула ему деньги. Увидев мой недоуменный взгляд, она пояснила, что мальчик талантливый, часто участвует в олимпиадах, а семья его денежно затруднена. Надежда Александровна дает на личные расходы, чтобы мальчик среди сверстников не чувствовал себя стесненно. Высшая форма лидера! От каждого по способностям, каждому по потребностям.

К коллегам за материальной помощью обратилась семья учительницы, которая внезапно очень серьезно заболела. Все жертвовали очень незначительные суммы. Когда Надежда Александровна узнала об этом, то сказала: «Эх, вы! Интеллигенция! Человек умирает, а вы копейки считаете!» Вынула сумму и положила в коробку. Всем стало как-то за себя неловко. Решили перечислить в пользу заболевшей дневной заработок. Милосердие никто не отменял.

Моя дочь хорошо училась в школе, выиграла городскую олимпиаду, успешно выступила на зональных конкурсах от музыкальной школы. За эти успехи ей предложили участвовать в российском конкурсе, но поездка требовала денег. Я стояла во дворе школы и рассуждала, что лучше – отправить дочь на конкурс или сделать долгожданный запланированный ремонт. Надежда Александровна услышала и сказала: « Что тут думать?! Никогда не жалей денег на развитие своих детей. Ремонт через пару лет надо делать новый, а эта поездка останется в памяти навсегда». Я и моя семья будем вечно благодарны за этот совет.

Странная штука – харизма. С нею можно только родиться. Таких людей одни обожают, другие ненавидят, но нет равнодушных. Это поток, который увлекает всех рядом стоящих за собой. Это единичные люди, и их нравственный ежедневный подвиг толкает нашу жизнь вперед.

Я собиралась в отпуск по беременности и уходу за ребенком, и в приватном разговоре Надежда Александровна пожаловалась мне на проблемы со здоровьем. Но визит к врачу постоянно откладывала. То совещания, то подготовка к олимпиадам, к экзаменам, болезнь мужа. Через три года, когда я вновь вышла на работу, она опять пожаловалась на плохое самочувствие, слабость. Осмотр врачей говорил о безотлагательном лечении. Я предлагала ей оставить временно работу, посвятить себя только лечению. Каково было моё удивление, когда через два месяца она вновь стала работать! К ней постоянно приходили проведывать её ученики, говорили, как им не хватает любимого учителя. Приближались экзамены, и Надежда Александровна почувствовала прилив сил, заскучала без любимого дела. Весной опять пришла слабость. Консультации к экзаменам она вела на обезболивающих. «Ребят жалко. Им же поступать!» Морщилась от боли и решала тесты. Самопожертвование во имя детей.

В школе я читала произведение Максима Горького о Данко, который вырвал сердце, чтобы осветить путь людям, и считала его пафосным, выдуманным, лживым. Но на моих глазах человек прожил трудную, полную преград жизнь, отрывая каждый день кусочек сердца, и не считая это достоинством. Она - прирожденный вожак, лидер. Вести за собой – это её призвание. По-другому жить не могла!

Говорят, что незаменимых людей нет. Есть незабываемые


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!