СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Повышение развивающего потенциала образовательного процесса средствами электронных интеллект-карт на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать. Поэтому, в условиях перехода на новые образовательные стандарты от учителя требуется глубоко продуманная организация модернизации физического образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Повышение развивающего потенциала образовательного процесса средствами электронных интеллект-карт на уроках физики"»

Повышение развивающего потенциала образовательного процесса средствами электронных интеллект-карт на уроках физики


В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать. Поэтому, в условиях перехода на новые образовательные стандарты от учителя требуется глубоко продуманная организация модернизации физического образования.

Одной из её актуальных проблем является разработка такой формы организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивала бы формирование у них умений принимать эффективные решения, необходимые для жизни в современном информационном обществе, и как, результат, повышение познавательной активности. Сегодня основные направления деятельности общеобразовательной школы связаны с ориентацией школы на развитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика. Что касается процесса обучения физике, то для достижения нового качества физического образования учащихся необходима реконструкция методов и форм обучения.

Одним из таких методов является метод интеллект-карт. Существуют и другие названия интеллект-карт – ментальные карты, карты разума, карты знаний и т. п. Интеллект-карты – это определенный способ упорядочивания информации, при помощи графических элементов. Основателем и главным идеологом этого понятия является Тони Бьюзен, автор множества книг по рассматриваемой теме.

У интеллект-карт нет точного определения или строгих правил построения. Есть базовые принципы их создания и основная цель – это делать информацию более наглядной. В построении интеллект-карт всегда присутствует элемент творческого видения ее создателя.

Карта разума похожа на дорожную карту, которая поможет в путешествии. Она предоставит обзор или общую картину определенного предмета и поможет спланировать маршрут. Карта разума эффективно хранит большие объемы информации. Это помогает развивать новые умственные способности, которые часто упускаются из виду традиционными методами обучения.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее? Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление не организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Метод интеллект-карт использует весь мозг, чтобы помочь генерировать идеи. Кора головного мозга состоит из левого и правого полушарий. Левое полушарие мозга в основном фокусируется на словах, логике, списках, анализе и числах, тогда как правое полушарие нашего мозга фокусируется на таких областях, как ритм, цвет, образы, измерение и воображение.

Чтобы создать полезный инструмент, способный отвечать поставленным задачам, необходимо воспользоваться некоторыми советами Тони Бьюзена по оформлению и содержанию интеллект-карт.

Визуальное представление: определить центральный (основной) образ, выполнить его в виде графического изображения, используя не менее трех цветов. Не размещать на одной карте более 5-7 графических элементов, если их больше – объединить компоненты в соответствующие логические группы. Не заполнять все пространство листа – оставлять пустые места, чтобы можно было легко ориентироваться в схемах и переходах. Стараться придать изображениям объем – использовать трехмерные рисунки и выпуклые печатные буквы.

Принцип ясности в выражении мыслей: стараться выполнять свои рисунки так, чтобы они были максимально понятными. Размещать ключевые слова над линиями связей – по одному слову над каждой линией. Следить за тем, чтобы длина линии примерно была равна длине слова. Не писать слишком большое количество текста – использовать кодирование, сокращения, символические изображения. Все слова должны располагаться горизонтально. Соединять центральные линии с другими, так чтобы все элементы карты были связаны с основным образом. Важные линии выделять более ярким цветом. Отделять рамками блоки с наиболее значимой информацией. Если необходимо включить изображение временной шкалы, то слева должно располагаться прошедшее время, справа – будущее. Наиболее простыми для восприятия и запоминания являются симметричные карты. Правильное оформление карты имеет решающее значение для реализации принципа визуализации и структурирования мышления.

Рассмотрим на конкретном примере, как можно систематизировать

знания по школьному разделу физики «Силы в природе», изучаемому в 7 классе. Это очень важный и сложный раздел физики. Ученики получают много новой информации о разновидностях сил в природе, у каждой из них свое определение и формула для вычисления, также разные силы приложены к разным телам или частям тела.

Рассмотрим, как можно провести урок систематизации знаний после изучения всех тем данного раздела. Перед занятием учащимся задается домашнее задание – повторить основные темы, понятия, формулы всего раздела «Силы в природе» и составить по желанию интеллект-карту или логико-смысловую модель этого раздела.

В начале занятия учитель выясняет, кто самостоятельно составил ЛСМ

или карту, собирает их и просматривает в течение 1 минуты. Если данные продукты составлены грамотно и правильно, то эти учащиеся являются основными консультантами при опросе и построении на доске ЛСМ или интеллект-карты, отметка им соответственно повышается. А если никто не выполнил интеллект-карту или составили с ошибками, то они работают вместе со всеми, исправляют свои недостатки.

Формой общения при проведении учебного занятия является беседа, фронтальный опрос, индивидуальное собеседование, сопоставление фактов, диалог.

Вспоминаем совместно с учащимися, какие силы бывают в природе.

Определяем основные координатные оси или лучи, из которых будет состоять интеллект-карта. В центре карты пишем слово «Силы в природе» и определяем основные линии – оси. Определяем разделы:

1 ось – сила тяжести;

2 ось – сила упругости;

3 ось – вес тела;

4 ось – сила трения;

5 ось – равнодействующая сил.

А затем выясняем, на какие лучи каждая ось еще будет разветвляться. Разветвления лучей заполняют учащиеся после опроса с помощью консультантов и учителя.

При изучении раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» акцентируем внимание учащихся вначале на том, что рассматриваем три вида проявления давления:

1 ось – давление твердых тел;

2 ось – давление жидкостей;

3 ось – давление газов.

Строим ЛСМ или интеллект-карту с пропущенными или незаполненными осями, а по мере изучения тем, заполняем совместно с учащимися или каждый индивидуально. По мере изучения темы интеллект-карта составляется в окончательном варианте на доске или слайде, а учащиеся свои проекты предлагают при обобщении материала по данной теме.

Интеллект-карты можно использовать и для систематизации знаний по остальным темам курса 7 класса: «Архимедова сила», «Механическая работа», «Мощность», «Энергия».

На сегодняшний день существует множество интернет-платформ для облегчения процесса создания интеллект-карт. Рассмотрим те из них, которые возможно применять в процессе обучения в школе.

MindMeister. Ссылка на сайт: https://www.mindmeister.com/ru. Особенности MindMeister:

  • Требуется регистрация. Альтернатива - войти через внешние сервисы и аккаунты в социальных сетях;

  • Синхронизация с MeisterTask - приложением для управления проектами;

  • Есть стандартные шаблоны (около 60 штук) и возможность загружать свои картинки или фоны;

  • Картой легко поделиться с коллегами, дав выборочное право редактировать карту;

  • Интегрируется с Google-инструментами, а также Dropbox, Evernote, Twitter и т.д.

XMind. Ссылка на сайт: http://www.xmind.net/

Особенности XMind:

  • Большое количество шаблонов: фишбоун, бизнес-планы, SWOT-анализ и другие полезные вещи;

  • Стильный дизайн, яркое оформление - фон на всю карту или отдельно на блоки, большой выбор стилей, линий, цветов и форм;

  • Проведение мозгового штурма;

  • Удобное создание презентаций.

iMind Map. Ссылка на сайт: https://imindmap.com/

Особенности iMindMap:

  • Программа предлагает 4 режима: фиксация идей и мыслей, мозговой штурм, создание интеллект-карт, конвертация данных в презентации 2D и 3D, пдф-файлы, таблицы и другие форматы;

  • Около 130 видов стилей;

  • В начале работы есть подсказки: нажмите на значок, используйте Tab и Enter;

  • Есть проверка правописания;

  • Очень яркие анимированные презентации;

  • Можно делать заметки к каждой ветви, использовать значки из серий финансы, транспорт, стрелы, календарь, коммуникации, флаги, номера, люди и т.д., менять форматы блок-схем, устанавливать сроки и приоритеты, добавлять аудиофайлы;

  • Карта времени;

  • Импорт файлов в формате IMX, Doc, Docx, IMM, MM, MMAP;

  • Экспорт файлов в формате PDF, SVG, 3D изображение, таблица, веб-страница, проект, аудио, DropTask, презентация Power Point, архивация в zip-файл.

MindGenius. Ссылка на сайт: http://www2.mindgenius.com/

Особенности MindGenius:

  • Хорошо подходит для командной работы, образовательного процесса. Сделан акцент на работу с предприятиями;

  • Возможности дизайна оптимальные - меняется размер, цвет, тип шрифта, цвет заливки фона, формы блоков;

  • Добавить картинки, ссылки, заметки - такая функция тоже есть;

  • Есть мобильные приложения для iOS и Android;

  • Экспорт карты в приложениях MS Office, JPEG, PNG, PDF, HTMLж

  • Большое количество разных шаблонов, есть диаграммы Ганта, Swot-анализ, а для каждого типа предусмотрены и обучающие руководства.

Wisemapping. Ссылка на сайт: http://www.wisemapping.com/

Особенности Wisemapping:

  • Простая в управлении, но возникают сложности с рисованием дополнительных узлов;

  • Экспорт в JPEG, PNG, PDF, SVG, Freemind, MindJet, формат текста или Exсel;

  • Можно добавлять пользователей для совместной работы над картой;

  • Небольшие возможности оформления: мало иконок, шаблонов, стилей.

  • Программа с классическим изображением ментальных карт. Небольшая цветовая палитра, но если вам важнее содержание, чем внешний вид, то Wisemapping вам придется по душе. На скрине специально видна разница в оформлении. Хотите минимализм без изысков – получите его. Хочется раскрасить карту? Тоже получится. Правда, не очень разнообразно.

 Mindomo. Ссылка на сайт: https://www.mindomo.com/ru/

Особенности Mindomo:

  • Три аккаунта: учитель, бизнесмен, студент;

  • Предлагается 24 шаблона карт;

  • Возможность совместной работы над картой несколькими пользователями. При изменении карты приходят уведомления на электронную почту;

  • Есть возможность резервного копирования;

  • Добавляются аудио- и видео-записи, изображения, гиперссылки, иконки, символы;

  • Устанавливается приоритетность задач, добавляются комментарии к блокам.

Coggle. Ссылка на сайт: https://coggle.it/

Особенности Coggle:

  • Всплывающие подсказки на английском языке;

  • Своеобразное управление. Новые ветви, например, появляются двойным нажатием, цветовая схема возникает при клике правой кнопкой;

  • Карта в бесплатной версии только одна;

  • Экспорт в форматах PNG, PDF;

  • Совместная работа над картой. Есть чат и комментарии;

  • История изменений. По шкале двигается бегунок, возвращая карту на нужный отрезок редактирования;

  • Более 1600 иконок;

  • Доступна галерея чужих карт;

  • Синхронизация с Google Диск, требуется аккаунт.

В процессе работы над интеллект-картой все способности ученика к креативному мышлению активизируются автоматически, увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей, в этом преимущества интеллект-карт. В каждом ученике скрыты очень большие творческие способности, творческий потенциал, данная технология позволяет эти способности раскрыть и развить.

Данная технология является здоровьесберегающей, поскольку позволяет значительно сократить время подготовки к урокам, запоминания информации, планирования и организации деятельности, позволяет ребенку избавиться от стресса, возникающего из-за невозможности справиться с большими объемами информации. Сам процесс создания интеллект-карт помогает снять стресс, отдохнуть, получить удовольствие и наслаждение и при этом изучить собственные возможности.


Библиографический список


  1. О. Л. Харлёнок. Интеллект-карты, или как систематизировать знания учащихся? [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/38942641-Intellekt-karty-ili-kak-sistematizirovat-znaniya-uchashchihsya.html (дата обращения: 25.03.2019).

  2. М. Е. Бершадский. Применение интеллект-карт в образовании. [Электронный ресурс].

URL: http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33 (дата обращения: 28.03.2019).

  1. Рикки Хант и Тони Базан. Как создать интеллектуальную организацию: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002, 230 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!