СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приемы визуальной АРТ-технологии, развивающей дивергентное мышление на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование необычных технологий и форм работы на уроках английского языка в начальной и основной школе. 

Просмотр содержимого документа
«"Приемы визуальной АРТ-технологии, развивающей дивергентное мышление на уроках английского языка"»

ПРИЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Дивергентное мышление – мыслительный процесс, направленный на решение проблемы нелогичными на первый взгляд средствами; это готовность смотреть на вещи нестандартно, избегая традиционных мыслительных штампов. Это образ мыслей человека, ищущего решение трудной проблемы через неординарные методы или элементы, которые обычно не принимаются в расчет логическим мышлением. Исследователь латерального мышления и автор знаменитой концепции, Эдвард де Боно, выделяет два метода мышления. Ученый определяет конвергентное (вертикальное) мышление, исходящее из принципов традиционной логики и последовательности, и латеральное (дивергентное, нестандартное) мышление, в корне отличное от первого. Это метод креативного мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Отличие заключается в установке на поиск множества решений одной и той же проблемы. Латеральное мышление подразумевает разрушение очевидной последовательности, и нахождение решения от «другого угла». Нестандартное мышление приходит на помощь в условиях бешеного темпа современной жизни, когда человек сталкивается с быстро развивающимися, изменяющимися тенденциями, жестокой конкуренцией и потребностью творить чудеса, несмотря на ограничения во времени и средствах.

Дивергентное мышление не является даром свыше, данный тип мышления можно и нужно развивать. Современной науке известен ряд приемов визуальной арт-технологии для развития дивергентного мышления учащихся на уроках английского языка на материале УМК «Звездный английский» ("Starlight 5") (авторы К.М. Баранова, Дж. Дулии др.) для 5 класса и “Friends 3” (авторы Элизабет Килби и др.) для 4 класса. Для удобства приемы разделены на три группы: «Warm up activities», которые можно использовать в начале урока для вовлечения учащихся в образовательный процесс; упражнения, имеющие непосредственную связь с темами учебника; упражнения для самостоятельного выполнения как часть домашнего задания

WARM UP ACTIVITIES.

1. Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации.

Изначально друдлы имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку (кстати, может быть, именно этим фактом объясняется популярность кроссвордов в отечественной прессе). Однако, постепенно друдлы перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: в психологию и даже в искусство. Этот прием был проведён в качестве разминки в начале урока в 5 классе:

- Ученикам было необходимо на иностранном языке предлагать варианты интерпретации друдлов.

- Еще один приём заключается в следующем: Один ученик выходит к доске и с закрытыми глазами рисует несколько линий на доске. Следующий человек должен дорисовать так, чтобы получилась полноценная картина, которой он придумывает название. Потом он стирает получившийся результат и с закрытыми глазами рисует сам. Следующий человек дорисовывает и т.д.

Это приём был применен на уроке в 5 классе. Ученикам требовалось придумать название картине на иностранном языке.

- Ученику достаются два случайных слова: существительное и глагол. Необходимо нарисовать то, что получилось.

- Материал для тестирования: тестовый бланк – лист, где изображено несколько одинаковых кругов. За отведенное время нужно как можно большее количество кругов превратить в рисунки

- Нужно за ограниченное время (3 мин) составить как можно больше рисунков, состоящих всего из двух линий. Затем посчитать у кого больше всего. I have 5 pictures. I have more. I have 10. I have less than 10. I have 3.

- «Что вы видите на этих картинках?» Нужно описать как можно больше вариантов

Приемы для УМК “Friends 3”, "Starlight 5"

1. Придумать название и описание. Суть данного приема заключается в том, что ученикам нужно придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит. Данное упражнение проводилось для 4 класса. УМК «Friends 3», страница 56. “Imagine you are a Nascan. Draw a picture of a bird/animal/insect. Give it a name (name = a noun + an adjective).” (Раздаточный материал: геометрические фигуры, которые обязательно нужно использовать).

2. «Каракули». Учащимся нужно взять ручку, поставить в центр листа бумаги, закрыть глаза, и произвольно водить по листу, непрерывную линию в течение 5 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно и выделить из него предмет быта/животное/растение и т.д. Затем придумать получившемуся предмету необычное название. Это упражнение было использовано на уроке 4 класса. УМК «Friends 3» , страница 53. Учащимся было нужно выделить из множества линий предмет и сказать из какого материала он состоит.

3. Для проведения следующего приема ученикам раздаются геометрические фигуры, которые им необходимо превратить в предмет быта/животное/растение и т.д. Затем результат нужно назвать и описать. Вышеописанный прием был также применен на уроке в 5 классе. УМК «Starlight 5», страница 26-27. «Work in pairs, draw a house, give it a name and describe it». (Раздаточный материал - листы с геометрическими фигурами).

4. «Комикс про переезд». Ученикам предлагается закончить комикс, написать реплики персонажей. Затем, как часть домашнего задания, необходимо будет написать историю, описывающую и дополняющую происходящее в комиксе . Прием рассчитан на 5 класс. УМК «Starlight 5», страница 31.

5. Каждый получает 7 случайных слов, которые ему так или иначе нужно использовать для того, чтобы построить дом мечты. Затем описать дом и придумать ему название. Данный прием предполагается как последнее занятие по теме “East, West, Home’s Best” в 5 классе. УМК «Starlight 5», страница 29.

6. В парах ученики рисуют одну картину на двоих. Рисуют по очереди по два предмета за раз. При этом не общаются. когда картина закончена, каждый говорит какова была его первоначальная идея и как она менялась от действий напарника. Картина о природе и географических особенностях. Прием приспособлен для 5 класса. УМК «Starlight 5», страница 32.

7. Материал для тестирования: тестовый бланк – лист, где изображено несколько одинаковых крестиков. Из каждого крестика сделать предмет бытовой техники. Прием для 5 класса. УМК «Starlight 5», страница 28 (см. Приложение 5).

8. Ученикам необходимо дорисовать представленные картинки так, чтобы получились иллюстрации к тексту. Задание для 4 класса. “Complete the pictures so that you have illustrations for the text about Magnus”. УМК «Friends 3», страница 58.

9. Учащиеся должны построить как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий так, чтобы каждая пара линий иллюстрировала один предлог места. Прием для 5 класса. УМК «Starlight 5», страница 29.

10. Каждому ученику выдается заготовка необычной, странной формы. Ученикам необходимо внутри этой заготовки нарисовать карту необычного города с различными зданиями и улицами, и придумать его описание. Прием рассчитан на 5 класс. УМК «Starlight 5», страница 36.

Приемы для использования в качестве домашнего задания.

1. Нужно нарисовать заданный предмет используя только заранее выданные геометрические фигуры. (круг+прямоугольник+полукруг+треугольник). Необязательно использовать все фигуры. можно менять их размер и использовать каждую фигуру несколько раз. После этого в классе перемешать картинки и отгадывать что за предмет. Прием использовался в 5 классе. УМК «Starlight 5», лексика на странице 26.

2. Ученикам 5 класса предлагается усовершенствовать обычные повседневные предметы быта (плита, диван, тостер). Нарисовать свое изобретение. И придумать ему новое название. Учебник, страница 26.

3. Ученики 5 класса делятся на пары. Паре достается один магазин на двоих. Нужно заполнить магазин как можно более эксцентричным товаром. Позже в классе каждый представляет свой товар и остальные решают, у кого товар необычнее. УМК «Starlight 5», страница 34.

4. Каждому ученику 5 класса необходимо придумать 3 необычных дорожных знака и написать, что они означают. Позже представить знак на уроке в классе. УМК «Starlight 5», страница 35.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!