СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема  повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Важнейшим направлением совершенствования урока является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Проблема  повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка"»

Приёмы и методы повышения эффективности урока иностранного языка


Проблема  повышения эффективности урока — одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Важнейшим направлением совершенствования урока является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. В решении данной проблемы необходимо, прежде всего, четкое определение и постановка задач урока (и системы уроков), комплексное планирование учебно-воспитательных задач каждого урока, а также внедрение инновационных педагогических технологий и средств обучения. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательного интереса учащихся; особую значимость в целях повышения эффективности урока приобретает изучение индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, можно выделить целый рад факторов, влияющих на эффективность и результативность урока.

      Формула эффективности урока состоит  из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.  

Многие педагоги отмечают, что эффективность урока прямо пропорциональна тому, как учитель будет к нему готов. Иными словами, эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает. Однако к числу значимых условий обучения относятся также и профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. Поэтому вторым определяющим фактором

нужно отметить мастерство проведения урока (творческую личность учителя). На мой взгляд, эти два фактора являются основными, наиболее важными компонентами урока (во взаимодействии друг с другом, безусловно), определяющие его эффективность.

Приёмы и методы повышения эффективности урока английского языка в современной школе

     Несмотря  на малую длительность, урок — сложный  и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

  • Использование ИКТ, передовых педагогических технологий (игровые, проектные методики).

  • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  • Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

  • Использование разнообразных форм обучения (нестандартные уроки).

  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  • Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  • Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами школьников.

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

  • Организация самостоятельной работы на уроке.

  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока и т.д.

Каждое  требование из данного перечня является важным качественным показателем эффективности  учебно-воспитательного процесса на уроке Главный принципом которым должен руководствоваться учитель при подготовке к урокам это заинтересованность учащихся, чем больше интерес, тем больше эффективность урока. Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Также эффективность урока английского языка во многом зависит от умения учителя создать атмосферу доверия, диалога, иными словами, от умения создать благоприятный психологический климат для изучения языка. На мой взгляд самый важный на сегодняшний день метод повышения эффективности урока английского языка-это применение новейших достижений науки (мультимедиа-системы, интернет, а также внедрение инновационных педагогических технологий, таких, как игровые, проектные методики, сценарные уроки, уроки-диспуты, уроки «КВН» (нестандартные уроки) и мн. другие.

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.


Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую её результативность, каждый учитель-предметник накапливает свою «копилку» приёмов, повышающих мотивацию учащихся к изучению языка. Одна из главнейших задач учителя – заинтересовать ребёнка своим предметом, сделать свой урок запоминающимся для каждого ученика. Вопрос мотивации обсуждается на многих методических семинарах и в учебниках по преподаванию предмета. А как заинтересовать детей решает сам учитель.


Принципы работы

1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и «проходило на ура» начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя – поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.


2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто «срывают» выполнение поставленной задачи.


3. Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: «Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель». Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.


4. Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: «Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку». Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие – это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.


5. Принцип интереса. Нельзя не учитывать предпочтения учащихся. В каждом классе есть свои любимые игры и формы работы, которые никогда не надоедают, вызывают интерес и радость.

Приёмы работы

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся? Одним из достоинств хорошего учителя является его непредсказуемость и неожиданные повороты на уроке, которые он может обеспечить. Страшно представить, что изо дня в день урок начинается с одного и того же приветствия, дежурного разговора о погоде и тех, кто отсутствует, имеет запрограммированные, всегда одинаковые упражнения и завершается домашним заданием, тоже типичным .

* Игра «Hangman». Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.

* Игра «Crosses and Noughts». Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола …; назови предлоги к глаголам …; переведи выражения …; найди ошибку в предложении … и т. д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.


* Игра «Whisper game». «Глухой телефон» на английском языке хороший способ повеселиться и вместе с тем повторить необходимый лексический материал.

* Викторина. Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность «переключить» учащихся на свой предмет.

В современных школах всё больше и больше учителей работают с компьютерными технологиями. Современный урок уже не представляют без использования нового оборудования. Конечно, использование на уроках компьютеров, мультимедийных досок и проекторов не является целью, а только средством обучения. Учащиеся быстро привыкают к заданиям, которые предлагает учитель, но и здесь можно внести интригующую нотку.

* Забавные картинки. Любые задания, предложенные учителем, могут сопровождаться забавными рисунками или анимациями. Ребята будут с удовольствием выполнять упражнения и с нетерпением ждать следующий рисунок.

* Игра «Ассоциации». При проведении речевой разминки в старших классах средней школы данная игра стимулирует учащихся к ответу, помогает пофантазировать и повторить изученную лексику. Учащимся предлагаются иллюстрации (не обязательно строго соответствующие изучаемой теме), их задача объяснить как та или иная иллюстрация соответствует изучаемой теме.

* Проводим игровые уроки, путешествуем. Появляется место для движения по классу. Парт нет.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке – это актёр и его место у доски – сцена. От того как он сыграет на уроке зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в «спектакле». Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

* При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Ещё одной причиной снижения мотивации учащихся является боязнь получения плохой оценки. Нежелание отвечать на уроке и невыполнение заданий в большинстве случаев основываются именно на этой причине. Нет смысла говорить о том, что ребёнка не следует ругать за ошибки и быть щедрым на похвалу. Это уже много раз было упомянуто в методической литературе. Можно использовать и другие приёмы.

* Приём «Check Yourself» хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т. е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное – это отсутствие плохих оценок. Даже если работа выполнена плохо, оценка просто не ставится, но ученик знает, где он ошибся и что нужно подучить.

* “Easy Tasks” С каждым классом усложняется грамматический материал, увеличивается количество лексических единиц, а значит, всё тяжелее становится получать высокие оценки. У многих ребят опускаются руки. Чтобы не дать ребёнку разочароваться в себе, необходимо время от времени стимулировать его упражнениями, не вызывающими трудность (do the crossword, find the words, make up a puzzle, make up a word, make up a list of words on the topic). Такие задания ученики с интересом выполняют в группах и парах, а получение отличных оценок и дальше заряжает желанием работать.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное – помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.

Применение технологии критического мышления  помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу  инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях. Считаю, что положительная мотивация использования данной технологии заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Отдельные приемы технологии критического мышления позволяют мне помочь моим ученикам лучше рассмотреть многообразие окружающих нас проблем. Ведь только в поиске выхода из сложной ситуации ученик думает. Данная технология способствует формированию следующих умений:

  1. мыслить логично;

  2. выражать свою мысль, своё мнение  связно, четко, логично;

  3. запоминать и оценивать факты;

  4. формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;

  5. уметь отстаивать свою позицию.

Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что одной из основных задач в современной школе является повышение эффективности учебного процесса  путём:

   -- повышения целенаправленности  обучения;

   -- усилением его мотивации;

   -- применением современных методов  обучения; 

   -- активизацией темпов учебных  действий;

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!