Ученый методист А. В. Текучев писал «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс».
В современной педагогической литературе методике изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе посвящено немало монографий, статей, разделов методических пособий. Анализируются различные аспекты данной проблемы.
Н.Н. Рождественский рекомендовал приёмы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку:
-по начальной букве;
-подбор родственных слов и форм;
-подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности.
В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся.
В.В. Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приёмов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективными она считает:
-запись слов по алфавиту;
-группировка и запись слов по орфографическим признакам;
-подбор и запись однокоренных слов других частей речи;
-подбор слов с иноязычными элементами;
-подбор синонимов и антонимов;
-составление и дописывание таблиц;
-выборочный ответ;
-сопоставление «противоположных» орфограмм;
-составление словосочетаний;
-замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами;
-письменный пересказ текста с использованием данных слов;
-выборочное списывание;
-сочинение по опорным словам.
Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний.
Л.В.Савельева предлагает систему работы с непроверяемыми написаниями с учетом особенностей памяти учащихся и способов запоминания. Она выделяет следующие этапы:
1. Первичное восприятие группы слов - рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.
2. Закрепление правописания группы слов - создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.
Данные научные идеи позволяют каждому учителю самостоятельно комбинировать известные способы деятельности при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.
Словарная работа на уроках русского языка и с чтения должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
На уроке идет формирование УУД:
познавательные УД (развитие мыслительных операций);
регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);
коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);
личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?
Рассмотрим и проанализируем разнообразные методы и приемы словарно-орфографической работы, используемые на уроках и способствующие прочному запоминанию правильного написания слов с непроверяемыми написаниями.
I. Знакомство.
Чтобы знакомство не превратилось в механическое запоминание, а стало эффективным, необходимо использовать приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности. (Примеры в Приложении №1).
II. Приемы работы над запоминанием.
Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.
«Эйдос»по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).
Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
«Ассоциативные зацепки», с помощью которых мы запомним написание «трудных» слов.
Ассоциации могут быть по: цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию, вкусу, материалу, назначению, количеству и т.д.
Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).
Агроном – (греч. agrós поле и ómos закон).
Петух - «Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и задиристостью характера. Недаром говорят: «Важный, как петух...!» Но главное, чем славится петух - это своим пением. Петух – своеобразные поющие часы. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (на закате) ложились спать. Сигналом служил петушиный крик. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом...»
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь). (фрагмент словарной работы во 2-ом классе Приложение №2)
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.
а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Пенал - пенал моют пеной.
Дежурный - дети дежурные.
Машина - машина у Маши.
Деревня - дед в деревне.
Костюм - Костя в костюме.
Пальто - Павел в пальто.
Завод - завтра на завод.
Берёза - берёза белая.
Запад – на западе солнце падает.
Рябина - рябенькая рябина.
б б е л а я р ё з а | з п а д а е т п а д | р р я б е н ь к а я б и н а |
б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт!
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.
Завтрак - на завтрак рак.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета - бумАга
кАрман - дырА
дИректОр -крИк, рОт
кОнцерт - нота, хОр, дО
зАвод - трубА
кОрабль - вОлны
инЕй - бЕлый, снЕг
лАдонь - лАпа
кАпуста - зАяц
мАшина - шинА
кАрандаш - грАнь, бумАга
стАкан - стАвлю
сОбака - хвОст
плАток - плАчет
в) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-рассказ: « Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие».
лимон кислый
сахар сладкий
У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.
Приём № 3. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
«Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций»
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
ягда яблко пмидор пртрет
Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Приём № 4. «Мускульная память».
Письмо на спине у соседа по парте или впереди сидящего ученика.
«Первую гласную в слове язык, вторую гласную в слове тренировка»
Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге «Научи своего ребенка читать». Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Данная система работает благодаря «мускульной памяти»: способности запоминать информацию через действия тела.
Приём № 5. Выделение безударной гласной размером и цветом
малина, лОпата,
Приём № 6. Диктанты наоборот.
Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.
При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Приемы запоминания:
проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);
молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
проговаривать слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).
В словарно-орфографическую работу необходимо включать считалки, скороговорки, различные рифмовки слов, так как они, вызывая положительное отношение детей к работе, способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Савельева Л. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе. СПб.,2001.
Канакина В. Работа над трудными словами в начальных классах. М., 1991.
Бакулина Г. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. №3.
Бобровская Г. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. №4.
Кремнева С.Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы: к учебникам «Русский язык. 1 класс», «Русский язык. 2 класс» / С.Ю. Кремнева. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал http://www.uchportfolio.ru/articles/read/657