СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Применение элементов современных образовательных технологий как способ достижения предметных и метапредметных результатов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достижение предметных и метапредметных  результатов на уроках физики через применение  элементов современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Статья Применение элементов современных образовательных технологий как способ достижения предметных и метапредметных результатов»

Автор: Видманова Г.Л.,

заведующий учебной частью,

ГБПОУ АО «Северодвинский техникум электромонтажа и связи»



Применение элементов современных образовательных технологий как способ достижения предметных и метапредметных результатов



В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НПО/СПО, которые ставят студента в центр образовательного процесса, профессиональная образовательная организация должна дать студенту возможность раскрыть свои способности. Испытывая ситуацию успеха во внеурочной деятельности, студент сможет перенести данный опыт и в учебную деятельность, ведь любой успех, любое достижение придают ему уверенности в своих силах, а это в условиях низкой самооценки многих обучающихся, просто необходимо.

Государственные стандарты образования в качестве приоритетных определяют личностные цели, достижение которых обеспечивается метапредметными и предметными результатами.

К личностным результатам студентов относятся ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным результатам относятся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся знания, умения, навыки  и специальные компетенции предмета физики.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Образовательные учреждения, выполняя заказ общества, должны вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс. В этом помогает использование таких образовательных технологий, как технология проблемного обучения, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская, блочно- модульная и др.

Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого студента, а также обучение в сотрудничестве. 

Вот некоторые наиболее часто применяемые на уроках технологии:

- технология модульного обучения.

На уроках физики, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения. Каждый преподаватель сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия и понимания содержания данного учебного материала. Даже если они и есть, то студенты по ним самостоятельно усваивать материал затрудняются из-за сложности формулировок.

Технология модульного обучения позволяет преподавателю оперировать всеми типами уроков ( изучение нового материала, комплексное применение знаний, обобщение и систематизация знаний, комбинированный урок, учетно-контрольный , урок коррекции. 
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется: 
• Дифференцированный подход в обучении 
• Возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах) 
• Подготовка к ЕГЭ (часть С) 
• Повышение уровня качества обученности студентов 
• Повышение мотивации в изучении физики 
• Развитие надпредметных способов учебной деятельности. 

Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки. 

Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями: например,

- технологией уровневой дифференциации или технологией проблемного обучения,

которые не предлагают информацию в готовом виде, а позволяют создавать условия, чтобы студенты сами ее открывали. В конечном счете, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей и воспитание активной личности;

- информационно - коммуникационные технологии в настоящее время могут быть применимы практически на любом уроке. Они являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса;

ехнология синквейна (прием технологии критического мышления через чтение и письмо)

  • 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

  • 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Молекула.
Маленькая, подвижная

Движется, отталкивается, притягивается

Молекула состоит из атомов

Частица


Трансформатор

Повышающий, понижающий

Преобразует, согласует, трансформирует

Статический электромагнитный аппарат

Устройство


- метод проектов

Любую из перечисленных технологий можно легко адаптировать к профессиональной деятельности студентов, но особую роль в достижении предметных и метапредметных результатов, а значит и в формировании положительной мотивации на профессиональную деятельность играет проектная деятельность, отличительной особенностью которой является направленность на достижение конкретной цели и получение оригинального конечного результата.

Интеллектуальные продукты очень разнообразны. Это могут быть, выполненные студентами рефераты, тезисы, доклады, сочинения, построенные чертежи, разработанные буклеты, газеты, продемонстрированные творческие работы: спектакли, композиции и др.

С первых дней пребывания в техникуме студенты привлекаются к различным видам работ, которые позволяют расширить горизонты будущей профессиональной деятельности. Особенно это касается художников, т.к. наибольшие проблемы с трудоустройством в условиях нашего небольшого города возникают у художников росписи по дереву.

Проекты бывают разные: индивидуальные и групповые, в рамках одного предмета или нескольких, над некоторыми из них большой коллектив одной командой работает несколько месяцев и даже лет.

Хорошей традицией в техникуме является проведение литературно-музыкальных композиций, посвященных знаменательным датам в истории страны, некоторые из которых перерастают в полномасштабные проекты, посвященные творчеству Ф. Абрамова; М.Цветаевой; С. Есенину; М.В. Ломоносову, а также ко Дню Победы.

Совместная творческая деятельность студентов при работе над проектами способствуют формированию и развитию коммуникативных умений (умение организовать взаимодействие в группе, попробовать свои силы, показать публично достигнутый результат, при необходимости уметь отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами). Многие преодолевают страх в общении со сверстниками из других групп, страх перед публичным выступлением.

Очень удачным является опыт участия будущих художников в проекте по созданию интерьеров помещений и расчету экономической эффективности деятельности предприятий малого бизнеса – кафе, салонов, фотоателье в рамках региональной практической конференции «Опыт реализации программы «SEED-обучение через предпринимательство». Работа над таким проектом позволила обучающимся проявить себя в роли дизайнеров (было разработано несколько разных проектов интерьера, отличающихся по тематике), предложены различные виды рекламы: оформление прайс-листа, баннеров с логотипом кафе, салона, плакатов, сайта в социальных сетях (предложен макет гостевой страницы). Кроме возможности попробовать себя в качестве настоящего дизайнера интерьеров, студентам потребовались и коммуникативные навыки, умение грамотно реагировать на внешние проблемы и искать быстрые пути их решения в любых ситуациях, а также они получили рациональное понятие о частном предпринимательстве.

Будущие художники при разработке дизайна и оформлении кабинетов истории, физики, электротехники, кабинета МДК операторов связи осваивают самые разнообразные виды работ и новые техники исполнения. Дизайнерские группы, защищают свои проекты и лучшие из них претворяются в жизнь. Впоследствии эти материалы могли стать основой для защиты курсовых работ и выпускного квалификационного экзамена.

При проведении промежуточной аттестации по физике группе художников было предложено написание экзаменационных рефератов и защита проектов. И не случайно. Такая работа позволяет не только расширить и углубить знания, развивать ключевые компетенции, но и обеспечена прикладной направленностью, непосредственно связана с их профессией. Так в рамках недели точных наук проводятся мероприятия, посвященные дню космонавтики. Работа над этим проектом вылилась в оформление буклета « Рисуем космос»

Работы художников по оформлению выставок, конференций, юбилейных вечеров никого не оставляют равнодушными. Студенты нашего техникума участвуют во многих конкурсах, которые проходят в городе и области, в очных и заочных олимпиадах по различным дисциплинам, вКВНах, предметных неделях, посещают библиотеки города, музыкальную школу, музеи, ездят на тематические экскурсии (в Онегу, Матигоры, Куртяево, Ломоносово, Неноксу).

Достижения личностных и метапредметных результатов в процессе урочной и внеурочной деятельности помогают студентам добиться лучших успехов в освоении профессии, повысить самостоятельную познавательную активность и свою самооценку.


Литература


1.Гурина, Р.В. Формирование элементов профессиональной культуры у учащихся физико-математических классов / Р. В. Гурина // Образование в современной школе. - 2005. - № 7. - С. 26-35.

2.Кудрявцев, В.Т Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст]

/ В.Т.Кудрявцев. – Москва: Знание, 1991. – 79 с.: ил. – ( Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. № 4)

3.Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: учеб.- метод. пособие/ сост.Т.В. Соколова.- Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2010.-27 с.
4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - ( Энциклопедия образовательных технологий).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!