«Применение компьютерных технологий на уроках математики»
Учитель математики
Примбердиев Ф.М.
Мы сегодня живем в мире, который становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона, телевизора, автомобиля.
В связи с этим нельзя не согласиться с Президентом Кыргызской Республики С. Жээнбековым, который 2019 год объявил «Годом развития регионов и цифровизации страны» и 2020 год - «Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей».
Переход на новейшие информационные технологии требует больших финансовых затрат, в связи с чем, данное мероприятие не может быть ограниченно одним годом.
Новые информационные технологии стремительно завоевывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений. Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика - таковы задачи школы сегодня. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ. Сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные ученые – обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Более того, возникает конфликт между привычным для ребенка и традиционным для школы способами получения информации, что приводит к формированию кризиса в процессе обучения и препятствует успешному формированию личности востребованной современным обществом.
Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравится наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провел несколько уроков в 7-11 классах и увидел неподдельный и неповторимый интерес у учащихся к работе на компьютере в решении различных математических задач (например, работа по решению задач на построение функций в 7 классе, нахождение площадей и объемов фигур в 11 классе). Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать компетентного человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет, становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы.
Компьютерные демонстрации ( презентации)
Другую форму использования компьютера в педагогическом процессе представляет демонстрация изображений сразу всем ученикам.
Программа Power Point позволяет достаточно быстро даже начинающему пользователю создать свою собственную компьютерную презентацию.
Школьники разных возрастных категорий осваивают работу в данной программе и используют ее для выполнения творческих заданий, полученных на уроках.
Использование компьютерного тестирования при контроле качества знаний школьника на уроках математики .
Существенной компонентой современных информационных технологий в образовании являются методы непрерывного и интенсивного контроля знаний и, в частности, система рейтинга.
Важнейший элемент рейтинговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д. Компьютерное тестирование можно провести при помощи программы Master Test. Удобство использования данной программы состоит в том, что она позволяет быстро просмотреть количество верных и неверных ответов, или даже оценить учащегося. Тесты, созданные в программе Excel, тоже удобны в применении.
Использование ресурсов сети Интернет.
Другим видом применения новых информационных технологий является использование ресурсов сети Интернет.
В сети Интернет имеется поисковые системы Google.com, Youtoobe.com, Yandex.com, которые помогают сегодня находить нужную информацию для учителя математики.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «Математика», который содержит электронную версию газеты «Математика» и сайт «Я иду на урок математики» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, разработок тестов и контрольных работ и др. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов и видеоконференций. Но для того, чтобы в полной мере овладеть этими умениями, необходимо повысить квалификацию. Популярными стали вебинары- онлайн видеоуроки и видеоконференции.
Для сложных задач оформляю два слайда. Например, задача из учебника К.С. Кыдыралиева Математика 5 класс.
Задача. Моторная лодка за 2 ч против течения реки прошла расстояние, на 25% меньшее, чем за то же время по течению. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения равна 2,5км/ч? Найди лишнее данное в условии этой задачи.
Работаем над задачей следующим образом:
1) читаем по учебнику текст.
2) смотрим первый слайд, на котором ещё раз повторяем условия задачи. Рассматривая движение лодки, дети замечают, что по волнам лодка движется быстрее, а против течения медленнее.
3) смотрим второй слайд. Фронтальная работа с классом. Рассматривая второй слайд, работаем над решением задачи, каждый шаг обсуждения отражается на экране. Вводим x (собственная скорость лодки), выражаем vпо теч, затем расстояние. Теперь рассматриваем движение против течения, выражаем vпр. теч, расстояние.
4) осталось оформить таблицу в тетради, составить и решить уравнение.
Эффективна и другая методика. Учитель предлагает детям не просто посмотреть слайд – мультфильм, а придумать задачу. На экране последовательно появляются условия задачи, ученики не просто смотрят фильм, а напряженно думают: о чём же эта задача, кто её герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свой сюжет задачи. Затем учитель читает текст задачи, дети самостоятельно приступают к решению. Итоговый фрагмент – обсуждение способов решения.
Компьютер на уроках геометрии.
Применение учебных презентаций на уроках геометрии, разработанных в программе Power Point, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии.
развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление (Геометрия 10-11 класс);
развивать логическое мышление обучающихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
Программы сделанные на SketchUp –программа для моделирования относительно простых трёхмерных обьектов- строений, мебели, интерьера очень привлекает учеников в 9-11 классах. Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить и показать образец красивого и хорошего чертежа в качестве 3D картины поможет компьютер. При составлении чертежей я использую инструменты панели рисования: прямая, кривая и др. А использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи просто путешествием в сказку.
Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.
С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.
Показатели обученности позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.
Использование современных информационных технологий на уроках математики, позволит проявить интерес учащихся даже самым сложным предметам и самым не доступным к ученикам темам. Компьютеризация – это требование современного общества.