СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Применение компьютерных технологий на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Статья «Применение компьютерных технологий на уроках математики»»

«Применение компьютерных технологий на уроках математики»


Учитель математики

Примбердиев Ф.М.



Мы сегодня живем в мире, который становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона, телевизора, автомобиля.

В связи с этим нельзя не согласиться с Президентом Кыргызской Республики С. Жээнбековым, который 2019 год объявил «Годом развития регионов и цифровизации страны» и 2020 год - «Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей».

Переход на новейшие информационные технологии требует больших финансовых затрат, в связи с чем, данное мероприятие не может быть ограниченно одним годом.

Новые информационные технологии стремительно завоевывают жизненное пространство во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений. Повысить  качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика - таковы задачи школы сегодня. В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ. Сформировался новый тип восприятия информации, то, что современные ученые – обществоведы называют «экранной культурой». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Более того, возникает конфликт между привычным для ребенка и традиционным для школы способами получения информации, что приводит к формированию кризиса в процессе обучения и препятствует успешному формированию личности востребованной современным обществом.

Традиционно в школе применяются в основном урочная и лекционно-семинарская формы обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И во многом учебный процесс и даже усвоение учебного материала зависят от профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравится наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провел несколько уроков в 7-11 классах и увидел неподдельный и неповторимый интерес у учащихся к работе на компьютере в решении различных математических задач (например, работа по решению задач на построение функций в 7 классе, нахождение площадей и объемов фигур в 11 классе). Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать компетентного человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.

Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет, становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы.

Компьютерные демонстрации ( презентации)

Другую форму использования компьютера в педагогическом процессе представляет демонстрация изображений сразу всем ученикам.

Программа Power Point позволяет достаточно быстро даже начинающему пользователю создать свою собственную компьютерную презентацию.

Школьники разных возрастных категорий осваивают работу в данной программе и используют ее для выполнения творческих заданий, полученных на уроках.

Использование компьютерного тестирования при контроле качества знаний школьника на уроках математики .

Существенной компонентой современных информационных технологий в образовании являются методы непрерывного и интенсивного контроля знаний и, в частности, система рейтинга.

Важнейший элемент рейтинговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д. Компьютерное тестирование можно провести при помощи программы Master Test. Удобство использования данной программы состоит в том, что она позволяет быстро просмотреть количество верных и неверных ответов, или даже оценить учащегося. Тесты, созданные в программе Excel, тоже удобны в применении.

Использование ресурсов сети Интернет.

Другим видом применения новых информационных технологий является использование ресурсов сети Интернет.

В сети Интернет имеется поисковые системы Google.com, Youtoobe.com, Yandex.com, которые помогают сегодня находить нужную информацию для учителя математики.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «Математика», который содержит электронную версию газеты «Математика» и сайт «Я иду на урок математики» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, разработок тестов и контрольных работ и др. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов и видеоконференций. Но для того, чтобы в полной мере овладеть этими умениями, необходимо повысить квалификацию. Популярными стали вебинары- онлайн видеоуроки и видеоконференции.

Для сложных задач оформляю два слайда. Например, задача из учебника К.С. Кыдыралиева Математика 5 класс.

Задача. Моторная лодка за 2 ч против течения реки прошла расстояние, на 25% меньшее, чем за то же время по течению. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения равна 2,5км/ч? Найди лишнее данное в условии этой задачи.

Работаем над задачей следующим образом:

1) читаем по учебнику текст.

2) смотрим первый слайд, на котором ещё раз повторяем условия задачи. Рассматривая движение лодки, дети замечают, что по волнам лодка движется быстрее, а против течения медленнее.

3) смотрим второй слайд. Фронтальная работа с классом. Рассматривая второй слайд, работаем над решением задачи, каждый шаг обсуждения отражается на экране. Вводим x (собственная скорость лодки), выражаем vпо теч, затем расстояние. Теперь рассматриваем движение против течения, выражаем vпр. теч, расстояние.

4) осталось оформить таблицу в тетради, составить и решить уравнение.

Эффективна и другая методика. Учитель предлагает детям не просто посмотреть слайд – мультфильм, а придумать задачу. На экране последовательно появляются условия задачи, ученики не просто смотрят фильм, а напряженно думают: о чём же эта задача, кто её герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свой сюжет задачи. Затем учитель читает текст задачи, дети самостоятельно приступают к решению. Итоговый фрагмент – обсуждение способов решения.

Компьютер на уроках геометрии.

Применение учебных презентаций на уроках геометрии, разработанных в программе Power Point, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии.

  • развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление (Геометрия 10-11 класс);

  • развивать логическое мышление обучающихся;

  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

  • совершенствовать графическую культуру.

Программы сделанные на SketchUp –программа для моделирования относительно простых трёхмерных обьектов- строений, мебели, интерьера очень привлекает учеников в 9-11 классах. Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить и показать образец красивого и хорошего чертежа в качестве 3D картины поможет компьютер. При составлении чертежей я использую инструменты панели рисования: прямая, кривая и др. А использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи просто путешествием в сказку.

Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

Использование современных информационных технологий на уроках математики, позволит проявить интерес учащихся даже самым сложным предметам и самым не доступным к ученикам темам. Компьютеризация – это требование современного общества.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!