СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "проблема развития дикции у детей младшего школьного возраста посредством музыки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье поднят вопорс развития дикции к детей младшего школьного возроста посредством музыки,различные дикционные упражнения и методики.

Просмотр содержимого документа
«Статья "проблема развития дикции у детей младшего школьного возраста посредством музыки"»

С.В. Шампурова

ГБПОУ КК КПК, г, Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Н.А. Плутова



ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

Цель изучения данной темы – объяснить детям понятие дикции и артикуляции, способы их развития. Задачи:

Обучающие

 С помощью беседы сформировать у учащихся знание о дикции, выяснить для чего она нужна.

 С помощью упражнений на артикуляцию и дикцию закреплять умение правильно формировать гласные звуки и четко произносить согласные.

Воспитательные

 Заинтересовать ребят данной темой, чтобы в повседневной жизни они использовали дикцию, могли ее развивать.

Развивающие

 Развивать умение работать с упражнениями, с песенным текстом.

 Развивать вокально-исполнительские навыки.

Объект исследования - учащиеся.

На занятиях используются следующие методы: словесный (беседа, объяснение, диалог), наглядный (слуховой и зрительный), практический (выполнение упражнений и заданий, исполнение песен). Структура вокальных занятий в студии построена таким образом, что практическая часть тесно переплетается с теоретической. Каждое занятие начинается с дыхательной и артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие основных свойств певческого голоса (интонационную точность, подвижность, диапазон, тембр, дикцию), затем идет работа над песней или разбором нового репертуара, закреплением старого материала, затем подведение итогов и объяснение домашнего занятия. Артикуляция – это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она тесно связанна с дыханием, звукообразованием и интонацией. Только при хорошей артикуляции текст произведения доходит до слушателя, поэтому её надо развивать. Надо уметь свободно открывать рот, следить, чтобы при пении не было зажатых зубов и челюсти, следить за правильным положением языка и губ во время пения.

Рисунок 1- Дикция

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом, на одном занятии мы используем не более трех упражнений

«Позеваем» - упражнение на хорошее раскрытие рта, без напряжения челюсти и губ, особенно хорошо для детей, которые говорят и поют сквозь зубы или зажимают нижнюю челюсть;

«Улыбка» - упражнение для верхней губы, улыбнуться так, чтобы были видны передние зубы, остальные части лица должны остаться в спокойном состоянии;

«Нижние зубки» - упражнение для нижней губы, в полуоткрытом состоянии опустить нижнюю губу горизонтально, чтобы были видны нижние зубы;

«Почесывание» - упражнение на растягивание верхней и нижней губы, аккуратно почесать зубами верхнюю и нижнюю губу;

«Хоботок»- упражнение для губ, при сомкнутых зубах вытянуть губы вперед, подвигать ими вправо и влево;

«Послушный язычок» - упражнение на растягивание уздечки, рот свободно открыт, язык лежит внизу, упираясь в нижние зубы, затем поднимается к верхним зубам и ложится обратно;

«Часики» - упражнение для языка, рот приоткрыт, языком движется в право и в лево, касаясь уголков губ;

«Конфетка» - упражнение для языка, при закрытом рте, язык упирается то в правую, то в левую щеку;

«Гласные» - беззвучно произносим гласные в следующем порядке – И, Э, А, О, У, следим за положением нижней челюсти.

«Подвижность губ» - упражнение для легкой подвижности губ, произносить: би-би-би-би-бипп, бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп, ба-ба-ба-бабапп, бо-бо-бо-бо-бопп, бу-бу-бу-бу-бупп, бы-бы-бы-бы-быпп, ударение ставится на последний слог. С помощью этой игры можно поиграть с детьми в эхо, учитель произносит сочестание слогов, дети повторяют.

«Моторчик» - упражнение на вибрацию языка, активно произносим дрынь, дрынь, дрынь.

Теоретические сведение на занятиях преподносятся на примере упражнений или разучиваемых песен. Иногда мы проводим уроки погружения в тему, где более подробно изучаем те или иные понятия. Чтобы объяснить детям, что такое дикция, можно провести урок посвященный только этой теме.

После пения скороговорок, подвести учащихся к тому, что с их помощью мы можем развивать дикцию. Дикция – в переводе с лат. «произнесение», то есть четкое произношение слов, слогов и звуков. Далее выяснить, что нам помогает четко произносить слова, слоги и звуки. Это рот, зубы, губы, язык, челюсть, мягкое небо, твердое небо, то есть артикуляционный аппарат. Важно зрительно закрепить у детей понятие артикуляционного аппарата и показать плакат с его изображением.

Работа артикуляционного аппарата влияет на качество произношение звуков в речи и слов, то есть дикцию. Важно отметить, что рот вокалиста должен быть «свободен» и «красиво активен» - это зависит от языка, челюсти, губ. Вокально красивое открывание рта помогает правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот и плохо влияет на качество звука. Нижняя челюсть должна быть свободна. Губы принимают активное участие в образовании гласных, а так же положение губ влияет на тембр звука.

Говоря про тембр, на первом году обучения достаточно сказать, что это окраска звука, голоса. Улыбка способствует осветлению тембра. Для певцов, дикторов, артистов хорошая дикция жизненно необходима. Во время объяснения темы детям можно задавать наводящие вопросы, для чего нужна дикция, как ее можно развивать? Для того чтобы развить дикцию необходимо выполнять артикуляционною гимнастику, проговаривать скороговорки, особенно те которые плохо получаются, добиваться их правильного произношения. На своем практическом опыте мы пришли к выводу, что скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше. На некоторые скороговорки мы подобрали мелодию.

Задание4. Дефференцация звуков

Цель: определение умения дифференцировать звуки.

Обследование включает три серии однотипных заданий. И каждой серии педагог выкладывает перед ребенком по десять (двенадцать) картинок, называет их и просит разделить между двумя куклами. Куклам даются имена с теми звуками в начале слова, которые ребенок будет дифференцировать. Ребенок раздает картинки куклам.



[с] — [з] Соня Зоя

[ш) — [ж] Шура Жанна

[р) — [л] Рая Лариса

самолет

шапка

рак

зонт

жук

лампа

лиса

подушка

рога

коза

пиджак

дятел

ананас

машина

ведро

стол

карандаш

полка

заяц

башня

стол

санки

медвежонок

топор

замок

камыш

карандаш

роза бусы парус

желуди вишня жираф

пила руль белка



Список использованных источников:

  1. Билль А.М. Чистый голос нотное приложение - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/361770/

  2. Гонтаренко Н.Б. сольное пение: секреты вокального мастерства – Ростов н/Д: феникс, 2008. – 183




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!