СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач современной системы образования является обновление требований к уровню подготовки учащихся по всем дисциплинам школьного курса. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования

Просмотр содержимого документа
«Статья Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии»

Глава 1. Проблемы и перспективы образовательной деятельности обучающихся в курсе географии

1.1 Этапы образовательной деятельности в курсе географии

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дает основные определения, касающиеся организации учебного процесса на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом «образование ‒ это единый целенаправленный процесс образования и обучения, который является социально значимым достоянием и осуществляется в интересах личности, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыт и компетенция определенного объема и сложности интеллектуального, духовного, морального, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная программа представляет собой набор основных характеристик образования (объем, содержание, запланированные результаты), организационно-педагогические условия и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, формы аттестации, которые представлены в форме учебного плана, календаря учебный план, рабочие программы по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), другим компонентам, а также оценочные и методические материалы.

Образовательная деятельность ‒ это мероприятия по реализации образовательных программ» [52, глава 1, ст. 2].

Кроме того, образовательная деятельность интерпретируется как процесс целенаправленного, педагогически обоснованного,последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности [49, с. 61].

Организация образовательной деятельности основана на признании приоритета образования, обеспечения прав людей на получение образования и недопустимости любого рода дискриминации. При организации образовательной деятельности обеспечивается гуманистический характер отрасли, приоритет здоровья и жизни человека, свобода личности, взаимное уважение, гражданственность, трудолюбие, правовая культура, ответственность, уважение к окружающей среде. Обязательным является формирование единого образовательного пространства в России, развитие и защита этнокультурных традиций и особенностей народа страны, создание соответствующих условий для интеграции отечественных и зарубежных образовательных систем на взаимовыгодных и справедливых основах.

В рамках организации образовательной деятельности пропагандируется светский характер педагогической деятельности в муниципальных и государственных учреждениях соответствующего профиля, свобода выбора способа обучения с учетом потребностей и склонностей человека, формирование условий для самореализации. Важным моментом является обеспечение права на получение образования в течение жизни в соответствии с потребностями субъекта, адаптируемость системы к характеристикам развития, уровню обучения, интересам личности.

С введением Закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ особую значимость приобрели автономия учебных заведений, академические свободы и права работников и обучающихся, публичная отчетность и информационная открытость учреждений, демократичность в управлении образованием, недопустимость устранения или ограничения конкуренции, сочетание договорных и государственных регулирований отношений [39, с. 143].

Осуществление образовательной деятельности условно разделено на три части. Они неразрывно связаны общей методологией и содержанием. Этими частями являются: начало, ход и завершение деятельности. Основная задача учителя ‒ четко определить цель процесса. Педагог должен установить характер образовательной деятельности: развитие или исключительно обучение. В последнем случае, при взаимодействии с взрослым происходит накопление необходимого опыта. При развивающем характере деятельности дети сами добывают знания, используя приобретенные навыки. В процессе обучения учитель привлекает к участию всех детей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. В процессе взаимодействия у детей развиваются коммуникативные навыки, формируется способность анализировать и контролировать свое поведение [29, с. 87].

Федеральный государственный образовательный стандарт является основным документом, определяющим этапы образовательной деятельности при изучении всех предметов курса общеобразовательной школы, вносит серьезные изменения в организацию учебного процесса, в том числе в преподавание географии.

География в основной школе является учебным предметом, который формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, законах развития природы, местонахождении населения и экономики, особенностях, динамике и территориальных последствиях основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия между обществом и природой, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому территориальному развитию [21, с. 38].

На современном этапе целью географического образования является формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовности к активной деятельности в быстро меняющемся мире [17, с. 211].

Цель школьной географии состоит из трех уровней:

1) формирование научной картины мира;

2) приобретение учащимися необходимых знаний и навыков;

3) образование и всестороннее развитие личности [21, с. 39].

С изменением целей изменилась и концепция предмета

«география». В современной географии изучаются пространственно- временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География принадлежит к общественным наукам. деятельностная составляющая и компонент активности занимают ведущее место в содержании географического образования [17, с. 212].

Образовательная деятельность в курсе географии предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, укрепление практической и прикладной направленности образования на предметном и метапредметном уровне. В рамках образовательной деятельности реализуется программа формирования универсальных учебных действий, которая включена в основную образовательную программу учреждения образования [31].

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание образовательной деятельности курса географии в основной школе структурировано в двух основных блоках: «География Земли» и

«География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы [21, с. 43].

В блоке «География Земли» учащиеся узнают о географической целостности и неоднородности Земли как о планете людей, об общих географических моделях развития рельефа, гидрографии, климатических процессах, распространении растительной и животной жизни и о влиянии природы на жизнь и деятельность людей.

Блок «География России» является центральным в системе российского школьного образования, который наряду с содержательно- обучающей выполняет важную идеологическую функцию. В рамках данного блока осуществляется комплексный подход и демонстрация взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов ‒ природы, населения и экономики [17, с. 214].

Начинать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования ценности географических знаний для жизни и деятельности человека. Обучающиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знают основные источники географических знаний.

По существу, содержание учебного материала 5-6 классов является традиционным базовым курсом географии начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. В этот период происходит формирование знаний обучающихся о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, истории открытия и развития Земли; о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и экономику людей; топографические и картографические знания и навыки, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знание Земли как планеты Солнечной системы и влияние вращения Земли вокруг ее оси и вокруг Солнца; на общих географических схемах развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительной и животной жизни и влияния природы на жизнь и деятельность людей [16, с. 181].

Внимание учащихся 5-го класса обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что это на нашей планете?», «В чем состоит и какие свойства у него есть?» и «Где это на Земле?».

В шестом классе - «Почему именно это и имеет именно такую структуру и свойства?», «Почему именно здесь, на Земле?», «Что имеет значение для природы и экономической деятельности?», «Почему это нужно знать?» [31].

Значительный акцент делается на географические системы ‒ географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство природных и антропогенных географических объектов и процессов. Важнейшими навыками, сформированными во время изучения курса географии в 5-6 классах являются навыки ориентировки по местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности [16, с. 182].

Курс географии в 7-м классе переходный от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Гладкость перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания.

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний о специфике страны: о природе материков и океанов, крупных регионов и странах, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, их жизни и экономической деятельности в разных природных условиях [31].

При изучении физико-географических особенностей материков и океанов, важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на экономическую деятельность населения конкретных стран. Увеличение региональной географии в содержании этого курса также важно из-за изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

В 8-9 классах курс «География России» изучается как единый страноведческий курс. Учебники для 8-9 классов посвящены изучению России, поэтому ее содержание играет центральную роль в системе географического образования. Большая роль отводится наряду с обучением, просвещению и идеологии. Основная цель курса ‒ формирование географического образа своей родины во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показывание взаимодействия и взаимного влияния трех основных компонентов ‒ природы, населения и экономики.

Учащиеся 8-9 классов уже обладают навыками использования информационных и коммуникационных технологий и сети Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить детей их использованию для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самоподготовки и презентаций завершенных проектов. Для развития навыков общения важно организовать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях [31].

По разделам содержания курса учитываются уровни: теоретический материал, практический материал и проектная деятельность. За учебную четверть оценивается знание географической номенклатуры, работа с контурной картой. Отслеживаются результаты освоения междисциплинарных учебных программ (формирование универсальных учебных действий, формирование ИКТ, основ учебно- исследовательской и проектной деятельности, основ смыслового чтения) [21, с. 40].

Выполнение системы практических работ, предусмотренной образовательной деятельностью, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими подходами и методами. Для реализации практической работы

предоставляется не более 20% времени обучения. Итоговая (оценочная) работа составляет около 50% работы. Вся практическая работа в образовательной деятельности по курсу географии отражается в календарно-тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (учебные, творческие, итоговые). В школьном журнале записываются только итоговые (оценочные) практические работы. В содержание образовательной деятельности краеведческой направленности включаются часы полевого практикума и экскурсий в конце учебного года.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в учебном процессе. Роль учителя как организатора образовательной деятельности на всех этапах урока растет [50].

Особое значение имеет использование в образовательной деятельности современных педагогических технологий и методов, современных учебных пособий. Одним из современных методов обучения является кейс-метод или кейсовая технология. Его использование абсолютно уместно во всех школьных предметах: на уроке истории с помощью выдержек из текстов, учащиеся определяют, о каких вождях идет речь; на уроке литературы с помощью кейс технологии проводится ролевая игра «Галерея лиц Ф.М. Достоевского», на уроке музыки происходит «Суд присяжных», где с помощью кейсов одна половина класса оправдывает Моцарта, другая ‒ Сальери, на уроке биологии изучаются генетические проблемы, на уроке географии проводится кейс-инцидент для устранения последствий глобальных катастроф и т. д.

При организации образовательной деятельности на любом уроке использование кейс технологии помогает в развитии критического мышления учащихся, формировании способность видеть проблемы и находить оптимальные способы их решения.

Организация образовательной среды с использованием современных средств и технологий обучения, умноженная на постоянный контроль качества полученных знаний, позволяет учителям учить учащихся учиться и отказываться от «натаскивания» на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно осваивают основные приемы учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации [14, с. 51].

Таким образом, образовательная деятельность - это работа по обучению и воспитанию ребенка. Она может проявляться в различных формах: игра, исследование, общение, труд, музыка, искусство и т.д.

Образовательная деятельность - это взаимодействие с обучающимся, направленное на освоение ими определенного материала в одной или нескольких областях [51].

Реализация образовательной деятельности условно делится на три части: теоретический этап (начало), практический этап (ход), этап проектной деятельности (завершение деятельности).

В качестве этапов образовательной деятельности по изучению курса географии можно выделить:

• изучение обоснования важности географических знаний для жизни и человеческой деятельности в 5-6 классах;

• более глубокое знание учащихся о природных закономерностях Земли и населении планеты; развитие базовых знаний о специфике страны: характер континентов и океанов, крупных регионов и стран, людей, живущих там, о культуре, традициях, их жизни и экономической деятельности в разных природных условиях в 7-м классе;

• изучение географии как единого страноведческого курса в 8-9 классах.

В 5-6 классах кейс-технологии в курсе географии могут помочь ребенку лучше развить географическое мышление, так как учитель лишь начинает направлять его мысленный вектор при изучении этого предмета.

В 7 классе также не обходимо применение этой образовательной технологии, так как у ребенка продолжается углубленное познание географической картины мира на базе начального класса.

В 8-9 классах, более ярко выражена самостоятельность и тут кейс- технологии играют важную роль, так как перед вступлением в выпускные классы, как никогда необходимо формировать коммуникативные качества и самостоятельную практико-ориентированную деятельность.

Подводя итог вышесказанному, резюмируем: этапы учебной деятельности, такие как теоретический этап (начало), практический этап (ход), этап проектной деятельности (завершение мероприятий), представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы.

Одним из наиболее актуальных методов современного обучения является метод кейс технологий, применимый на любом этапе образовательной деятельности и способствующий достижению результатов, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

При организации образовательной деятельности на любом уроке использование кейс технологии помогает в развитии критического мышления учащихся, формировании способность видеть проблемы и находить оптимальные способы их решения.



1.2 Проблемы образовательной деятельности в курсе географии

В условиях современной школы методология преподавания переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС ООО СОО, основанного на системно- деятельностном подходе, а также с изменением количества часов,посвященных изучению отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методов преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением современных образовательных и информационных технологий в учебный процесс. Кейс-технология как форма организации современного урока способна помочь решить многие проблемы [13, с. 74].

Курс географии не остался в стороне от проблем современного образования. В настоящее время география представляет собой комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованиями, нахождением географических законов и прогнозированием. География основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондирования Земли, методах анализа в природной и социальной сферах, которые можно и необходимо использовать для новых образовательных технологий, например кейс-стади [55].

Ценность школьной географии заключается в том, что география является единственным школьным предметом мировоззренческого характера, который формирует у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей. География также является единственным предметом, который знакомит детей с территориальным подходом как особым методом научного познания. При регулярном применении методов кейс-технологии, школьник не только лучше усвоит географическую картину мира, но и разовьет собственное отношение к ней более глубоко[21, с. 41].

Географию можно отнести к числу тех классических школьных предметов, которые несут особую ответственность за формирование гуманистического мировоззрения среди школьников, воспитание патриотизма и любви к родине, навыков ориентации и социально ответственного поведения в окружающем их мире.

География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «моста» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, заключающуюся в овладении учениками полной системой географических знаний и навыков, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Применение кейс- технологий на уроках географии поможет подчеркнуть, эту более тонкую межпредметную связь. [14, с. 55].

Одной из особенностей географии является возможность применения для ее изучения разнообразных современных форм, методов и педагогических технологий. Работа с объемами печатной и наглядной информации, контурные карты и атласы предполагает уделение особого внимания использованию кейс технологий, посредством которых изучение географических явлений и проблем становится более увлекательным для школьников, увеличивая их мотивацию к изучению предмета «География».

При всех вышеупомянутых положительных аспектах для формирования всесторонне развитой личности современного ученика, школьная география переживает период спада. На страницах методических публикаций широко обсуждаются актуальные проблемы географического образования [16, с. 185]:

• существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов;

• сокращение количества часов для изучения отдельных географических дисциплин;

• формирование ключевых компетенций в процессе географического образования;

• организация самостоятельной образовательной деятельности

школьников на основе новых обучающих технологий;

• передача части учебного материала из основной школы в старшую, в которой предусматривается профильное образование и т.д.

Кейс-технологии, как современная образовательная технология может помочь в решении этих проблем в школьном образовании [27, с. 82].

Круг выявленных проблем решается на государственном уровне специалистами в области географии. С точки зрения масштаба эти проблемы могут быть отнесены к макропроблемам. Однако наряду с ними существуют локальные проблемы, возникающие в преподавании географии на местах.

В статье А. Б. Кочемасовой, напечатанной в журнале «Проблемы современной науки и образования № 5 (87) на 2017 год), представлены результаты опроса студентов первого года магистерской программы географического факультета. Во время этого опроса первокурсникам задали вопрос: «Вспомните, что вам больше всего не нравилось в преподавании географии когда вы учились в школе?» В результате анализа и обработки письменных ответов были выявлены особенности мышления современной молодежи и их отношение к процессу преподавания географии в школе [27, с. 82].

Одной из наиболее существенных проблем преподавания географии является недостаточное внимание учителей к формированию практических навыков школьников. Укрепление практической направленности как дидактического принципа обязывает учителя сосредоточиться на подходе к индивидуальной деятельности в преподавании географии. Его реализация в учебном процессе способствует развитию личности ученика, формирует навыки и методы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, прежде всего связанных с актуальными проблемами региона, в котором он живет. Кейс технология хорошо справляется с этой проблемой, так как ребенок непосредственно сам учится решать поставленные задачи.

Например в кейсах к урокам Субрегионы Евразии (приложение 1), Субрегионы Африки (приложение 4) и Глобальные проблемы человечества (приложение 5), обучающиеся не только анализируют текстовой и картографический материал, но и учатся находить выходы из кризисных ситуаций.

Следующая проблема связана с лингвистической подготовкой учителей, которая понимается, как способность учителя правильно выражать мысли, чтобы достичь понимания учащимися содержания изучаемого материала. Кейсы в школьном курсе географии помогают преодолеть словесные барьеры, как учителю, так и ученику. Например, в кейсе «Глобальные проблемы человечества» (приложение 5), заложен метод дискуссии для поиска ликвидации путей ведущих к кризису, а в кейсе «Визитная карточка США» (приложение 3) совместный поиск путей развития государства.

Следующей проблемой в преподавании географии является, по мнению автора, низкий когнитивный интерес учащихся к предмету географии. Респонденты отмечают, что на уроках географии было скучно, неинтересно. Важными факторами, влияющими на когнитивный интерес, являются, как известно, содержание субъекта, личность учителя и т.д. В то же время основная причина снижения интереса глубже, она лежит в изменении идеологии, связанной с изменением общества. Сегодня общество требует узкоспециализированной реальной эрудиции по профессии. Для бизнеса в его современных формах знание географии, как и других предметов, не нужно (Е. Л. Файбусович) [27, с. 83]. Следствием этой ситуации является снижение интереса к изучению школьных дисциплин, в том числе к географии. Чтобы убедить детей в преимуществах знания, сформировать внутренние мотивы, невозможно использование авторитарного стиля, который себя изжил — в новых условиях требуется новый подход, построенный на использовании современных методов и технологий обучения, в частности кейс технологий. В кейсах предложенных в приложениях 1- 5, есть варианты способа изложения решения в таких формах как реклама для турфирмы, репортаж. Такая форма сама по себе интересней, но может быть не менее информативной в рамках школьного образования. В разработке урока «Визитная карточка США», один из кейсов деловой игры направлен на изучение торговли США, интерес ребенка к предмету возрастает.

Понимание роли и значения школьной географии, а также отношение общества к ней снижается. Соответственно, количество часов для изучения географии в школьных учебных программах также уменьшается: в 5, 6, 10 и 11 классах общеобразовательной школы география изучается 1 час в неделю, который необходимо использовать, как можно продуктивнее. Например, за счет кейсов, при изучении регионов и субрегинов, таких как Субрегионы Африки (приложение 4).

В практике исследований считается, что чем больше информации учитель выдает, тем больше знаний остается в памяти учеников. Фактически, перегрузка чрезмерной информации не только не обеспечивает усвоения всего объема знаний, но также помогает снизить интерес к предмету. Здесь действует правило «меньше, но лучше», то есть лучше давать меньше материала, добиваясь понимания, усвоения и практического применения полученных знаний. Кейс в приложениях 1- 5, позволяют ребенку в интересной форме самому «добывать» знания.

Решите эту проблему возможно в соответствии с принципом содержательного обобщения (автор — В. В. Давыдов), реализация которого требует совершенно иного построения курса: начать с обобщенного теоретического знания, затем применить на конкретных примерах и завершить итоговым обобщением. Реализуя этот метод в преподавании географии, можно будет за значительно меньшее время полностью изучить материал, определенный ФГОС и добиться качественной ассимиляции его учениками [19, с. 216].

Следующей по частоте упоминания оказалась проблема реализации образовательного потенциала географии. Внедрение единого государственного экзамена, дискуссии о создании системы объективных измерителей качества образования, внедрение новых технологий отодвинули на задний план проблему гражданского воспитания, главной целью которого является формирование нравственных идеалов, чувства любви к Родине, стремление к миру. Основным направлением образования является патриотизм и интернационализм, которые включают в том числе любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость своим народом, воспитание равенства между учениками, представителями разных этнических групп, толерантность и т.д. Кейсы на уроках географии учат слышать и прислушиваться друг к другу всех задействованных в учебном процессе. Благодаря кейс технологиям возможно нравственное и патриотичное воспитание подрастающего поколения. Таким примером может служить кейс «Глобальные проблемы человечества», заставляющий задумать над многими поступками своими и всех людей на Земле (приложение 5).

Особое место в преподавании географии принадлежит карте. Она служит главным средством визуализации, позволяет создавать изображения, формировать пространственные представления школьников, обеспечивая картографическую грамотность. Анализ мнений по этому вопросу освещает две взаимосвязанные и взаимозависимые проблемы: низкая картографическая грамотность и отсутствие карт в классе. Чтение карты развивает творческое мышление обучающихся, способствует развитию воображения, памяти, наблюдения. Недооценки роли карты в процессе географического образования наносит значительный урон формированию географической культуры школьников. При использовании кейс технологий регулярно совершенствуется навык работы с картой, так как задания включают постоянный анализ картографического материала[27, с. 83]. Большое количество карт предусмотрено в кейсах, как изучающих субрегионы (приложение 1,2,4), так и в кейсе, предложенном для изучения отдельной страны (приложение 3).

Таким образом, изучение теоретической и специализированной литературы, статей из научных журналов, выявило два уровня проблем в преподавании курса географии: проблемы макроуровня и проблемы локального уровня. Проблемы макроуровня включают: существенный пересмотр структуры и содержания школьных курсов; сокращение количества часов для изучения географических дисциплин; формирование ключевых компетенций в процессе географического образования; организация самостоятельной образовательной деятельности школьников на основе новых обучающих технологий; передача части учебного материала из основной школы в старшую и т.д. Проблемы местного уровня включают в себя: недостаточное внимание учителей к формированию практических навыков школьников; недостаточная лингвистическая подготовка учителей (с точки зрения географической терминологии); низкая картографическая грамотность и отсутствие карт на уроке; низкий познавательный интерес школьников к предмету географии, вызванный неинтересным и часто теоретическим обучением предмету. Образовательная кейс технология дает хорошие результаты при решении этих проблем. Как дали результаты обучающиеся 11 классов, после изученных тем по кейсам (приложения 1-5)

В то же время особенностью географии является возможность использования различных форм, методов и технологий для ее изучения. Работа с объемами печатной и наглядной информации, контурные карты и атласы становятся более удобными при использовании кейс технологии, в которых изучение географических явлений и проблем становится более увлекательным для школьников, повышая мотивацию к изучения этого предмета.

Таким образом, недостаточное знания и понимание географии в массе среднестатистических учеников на перспективу приводят не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам. В свою очередь, недостаточное использование кейс технологий и современных методов на уроках географии снижает мотивацию учащихся к изучению предмета. Именно, по этой причине и были разработаны кейсы (приложения 1-5)

1.1 Перспективы образовательной деятельности в курсе географии





Для определения перспектив образовательной деятельности в курсе географии, была тщательно изучена и взята за основу Концепция развития географического образования в Российской Федерации. Концепция представляет собой систему взглядов на основные принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсы, цели и ожидаемые результаты ее реализации. Концепция коррелирует с ранее разработанными стратегическими документами ‒ Историко-культурным стандартом, «Концепцией развития математического образования»,

«Концепцией развития исторического образования», «Концепцией обучения русскому языку и литературе», Государственной программой

«Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы» и, наряду с ними, направлена на совершенствование системы образования и просвещения в Российской Федерации, ее адаптацию к потребностям современного общества.

По мнению авторов Концепции география в России снова должна стать привлекательной областью знаний и деятельности, сознательным и внутренне мотивированным процессом приобретения географических знаний. Задачами развития географического образования и воспитания

являются [54]:

• модернизация содержания географического образования на всех уровнях с учетом их преемственности;

• определение содержания основного и углубленного уровня географического образования в основной и старшей школах, исходя из объективно сложившейся потребности в универсальной географической грамотности населения, потребности в географической информации и знаний в различных сферах жизни общества, востребованности специалистов в различных областях и уровня географической подготовки;

подготовка современных учебно-методических комплексов нового поколения, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

• определение методов работы, технологий и набора учебных материалов (включая вспомогательные материалы) для обеспечения качественно нового уровня преподавания географии;

• определение минимума информации, необходимой для учащихся, основной географической номенклатуры и требований к достижению объективных результатов;

• совершенствование содержания и оценки образовательных достижений учащихся в географии;

• определение форм организации внеучебной деятельности, дополнительного образования, обеспечивающих взаимосвязь географических знаний с жизнью и, как следствие, развитие познавательного интереса к географии, творчеству и сотрудничеству через географию;

• обеспечение повышения качества обучения, повышения квалификации, а также повседневной работы преподавателей географии, укрепление механизмов их материальной и социальной поддержки;

предоставление им возможности обратиться к лучшим педагогическим практикам мирового уровня, достижениям современных образовательных технологий в области географического образования;

• создание и внедрение собственных педагогических подходов и авторских программ;

• разработка комплекса мер по поддержке лидеров географического образования и популяризаторов географии (молодых ученых и специалистов, организаций и отдельных педагогов, ученых и структур, формируемых вокруг лидеров), выявление новых лидеров;

• популяризация географических знаний и географического образования, обеспечение создания законодательных основ финансирования деятельности по популяризации [54].

В качестве перспектив образовательной деятельности по курсу географии предполагается [21, с. 38]:

• разработка нового стандарта школьного географического образования;

• разработка требований к структуре учебно-методического комплекса по географии с последующей конкуренцией и созданию ограниченного числа линеек географических учебников;

• подготовка предложений по внесению изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты;

• разработка содержания минимумов понятий, терминов и географической номенклатуры для соответствующих уровней географического образования;

• подготовка предложений по разъяснению приблизительных базовых образовательных программ.

Планируемыми механизмами реализации Концепции являются [21, с. 40]:

• Сохранение количества часов по предмету географии в объеме

2 часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9 класс), введение курса

«География родины» для 8-9 классов 1 час в неделю в каждом классе за счет части учебного плана, сформированного участниками образовательного процесса;

• включение географии в качестве обязательного академического предмета на базовом и расширенном уровнях по всем профилям старшей школы (в области социальных, научных, общих и естественных наук) в объеме не менее 2 часов в неделю в каждом классе (в 10-11 классов) и не менее 3 часов в неделю в каждом классе (в 10-11-х классах) на продвинутом уровне;

• введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена для выпускников 9-го класса для своевременного выявления существующих пробелов в знаниях;

• введение в качестве обязательного ЕГЭ по географии из-за высокой важности этого предмета наряду с русским языком, литературой и историей России, для формирования национальной идентичности и патриотического воспитания молодежи;

• укрепление практической ориентации в преподавании предмета, что должно быть выражено в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе и организации проектной и исследовательской деятельности на основе географического содержания в основной школе;

• восстановление, а в некоторых случаях и внедрение географии в качестве обязательного вступительного испытания при поступлении по ряду специальностей / областей обучения в университетах:

«Экономика» (38.03.01), «Туризм» (43.03.02), «Международные отношения» (41.03.05) и другие;

• включение задач по содействию географическим знаниям в

текущей деятельности целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых из федерального, регионального и муниципального бюджетов;

• обеспечение координации работы общественных и благотворительных организаций в области географического образования и образования на базе Русского географического общества.

Географическое образование в основной школе должно использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, который позволяет преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическую (в том числе ГИС, моделирование), иллюстративную (включая видео, компьютерную графику) и другие. Использование кейс технологии является одним из этих современных инструментов, который может сочетать элементы моделирования, видео, компьютерной графики, текстовых файлов. Кроме того, географическое образование предназначено для воспитания чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе путем обработки и укрепления курсов «География России» и «География родного края» в системе школьного географического образования.

Изучение курса географии предоставляет каждому обучающемуся возможность достичь высокого уровня географической культуры и географических знаний, необходимых для дальнейшей успешной жизни в обществе, в том числе для решения практических задач; обеспечивает соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических материалов, технологий и методов обучения возрастным характеристикам, потребностям и интересам учащихся. Здесь особенно важно использование кейс-технологий как инструмента для развития критического и проблемного мышления,

формирования универсальных учебных действий.

Важным аспектом является использование в преподавании учебников географии нового поколения, направленных на оптимальное сочетание обязательных и вариативных компонентов образовательных программ, направленных на достижение конкретных результатов образовательной деятельности, в том числе путем развития навыков самостоятельной творческой работы учащихся, ориентации на формирование способности учиться.

Образовательная деятельность по изучению предмета географии должна осуществляться через дополнительные учебные материалы, электронные и печатные: антологии, карты и атласы, словари географических терминов, справочники и т.д., а также предоставлять каждому учащемуся независимо от места и условия его проживания, возможность достижения любого уровня географической подготовки, адаптированного к индивидуальным потребностям и способностям, путем создания, развития и реализации образовательных преимуществ электронного обучения и использования технологий дистанционного обучения. Для обработки и изучения большого и иллюстрированного объема информации лучшим методом является метод кейс технологий, который позволяет учащимся самостоятельно работать с объемом дополнительной информации, получая необходимые знания [21, с. 42].

Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена за счет развития системы специализированных общеобразовательных учреждений и специализированных классов, системы дополнительного образования для детей в области географии, системы географических соревнований (олимпиад и т.д.). Соответствующие программы могут быть внедрены высшими учебными заведениями (в том числе в существующих и созданных специализированных образовательных и исследовательских центрах университетов, а также в сетевых формах для реализации

образовательных программ).

Достижение какого либо из уровней подготовки не должно мешать индивидуализации обучения и закрывать возможности для продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Улучшение содержания географического образования должно быть обеспечено, прежде всего, за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования учителей на основе лидерских практик географического образования, сформировавшихся в общеобразовательных учреждениях, а также за счет использования современных методы и технологий обучения, в частности кейс технологий [16, с. 184].

Также особое внимание при определении перспектив образовательной деятельности уделяется современным педагогическим технологиям, позволяющим повысить уровень мотивации для изучения предмета географии в школе. Использование современных технологий позволяет наполнять процесс образовательной деятельности интересными впечатлениями, сознательной самостоятельной работой учащихся, независимым и творческим поиском знаний. Использование кейс-технологии является одним из этих современных инструментов, который может сочетать элементы моделирования, видео, компьютерной графики, текстовых файлов.

Метод кейс-технологий используется в географии для обработки и изучения большого и иллюстрированного объема информации и позволяет учащимся самостоятельно работать с объемом дополнительной информации, извлекать необходимые знания.

Особое значение имеет использование кейс-технологии как инструмента для развития критического и проблемного мышления, формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!