СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья расскажет об использовании проектной деятельности для интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе"»

Проектная деятельность

как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе



Лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть, 
а не верить, что они такие, как нас тому научили. 
Английский философ Джон Локк



Изменяющиеся условия современной жизни диктуют необходимость постоянных изменений в образовании. Согласно социологическим исследованиям, сейчас в обществе существует потребность в профессионалах, способных самостоятельно преобразовывать монопредметные знания в междисциплинарные комплексы, обладающих интегрированными знаниями в разных областях науки.

В условиях реализации ФГОС ООО нового поколения в школе значительное внимание уделено формированию метапредметных компетенций. Не вызывает сомнения важность их развития для обеспечения качества образования и успешности дальнейшей жизнедеятельности школьников.

Однако в современной школе уже сложилась настораживающая тенденция: формирование метапредметных компетенций становится самоцелью в ущерб изучению основного предмета.

Не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, но при этом закономерно возникают вопросы: как идет усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира?

Ученые, изучающие проблему интеграции, свидетельствуют о сложности и феноменальности этого явления. Проблема интеграции предметов в процессе обучения многократно поднималась. В 70 – е годы XX столетия история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояла в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий.

В основе предметной классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У обучающихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность интегрированного обучения учебных дисциплин.

Интеграция различных учебных предметов, в частности, предметов естественнонаучного цикла, позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить кругозор школьников, сформировать целостную картину восприятия окружающего мира.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Интеграция предполагает:

  • рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;

  • развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

  • формирование способности проводить творческие исследования.

Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

  • интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

  • интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);

  • интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

  • интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курс.

Ученые определяют три основных вида организации учебной деятельности интегрированного преподавания:

1. Интегрированные уроки. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

2. Интегрированные мероприятия (игры, викторины). Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности.

3. Проектная деятельность. Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Интеграция предметов естественнонаучного цикла особенно эффективна в условиях организации проектной деятельности. При построении проектной деятельности на уроках естественнонаучного цикла учителю важно учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

  • в основу осмысления естественнонаучной картины мира положены взаимосвязь физических, химических, экологических, биологических процессов, моделирующие естественные, природные и учебно-познавательные явления и ситуации;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, наполняет особым смыслом. Выпускник школы получит возможность научиться: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, использовать такие методы и приемы, как моделирование, абстрагирование, развитие логического мышления, коммуникативных способностей, осознавать ответственность за достоверность полученных знаний, качество выполненного проекта.

В процессе интегрированного преподавания решаются следующие проблемы:

  • согласованность изучения смежных учебных дисциплин;

  • ликвидация затрат времени на дублирование одних и тех же вопросов в программах разных учебных предметов;

  • единство в интерпретации общих научных понятий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения;

  • перенос знаний и умений, полученных при изучении одних учебных предметов, на изучении других;

  • реализация единого подхода к выработке у учащихся метапредметных умений и навыков;

  • раскрытие взаимосвязей явления, изучаемых на уроках по различным предметам;

  • показ общности методов исследования, применяемых в различных науках.

Выпускник школы получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.


Для интеграции предметов естественнонаучного цикла проектную деятельности можно осуществлять:

на уроках:

  • применяя проектный и исследовательский метод обучения;

  • при проведении интегрированных уроков;

  • при выполнении домашнего задания исследовательского характера.

Во внеурочное время:

  • преподавание элективных курсов;

  • проведение образовательных экспедиций (походы, поездки, экспедиции);

  • преподавание факультативов и кружков;

  • работы в ученических научно-исследовательских обществах;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

  • выполнение учебных проектов и исследований.

Типология проектов достаточно широка. Каждый из них предполагает разные формы интеграции предметов естественнонаучного цикла.

Приведу несколько примеров проектов из своей практики, которые, по моему мнению, были разработаны и представлены наиболее эффективно:

  • «Влияние магнитосферы Земли на здоровье человека»

  • «Влияние наушников на слух человека»

  • «Исследование физико-химических показателей воды в реке Днепр»

  • «Процессы памяти и особенности личности человека»

  • «Биологические разведчики космоса»

  • «Приусадебный школьный участок как экосистема»

  • «Биоакустика»

  • «Глобальные угрозы современности»

  • «Проблемы энергосбережения школы»

  • «Реактивное движение»

  • «Тепловые двигатели»

  • «Электричество в жизни растений»

  • «Энергетика будущего»

  • «Сравнение эффективности мытья рук 
    различными влажными салфетками»

  • «Влияние красного и зеленого 
    лазерных лучей на организм мотыля»

  • «Волшебные кристаллы»

  • «Комплексное тестирование некоторых
    свойств зубных паст»

  • «Самодельные приборы для определения некоторых характеристик погоды»

Метод проектов – это эффективная форма получения знаний через реализацию метапредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы. А это предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

За проектной деятельностью в образовании – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя научная картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.



Литература:

  1. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001. - №1.

  2. Бородай А. А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. – Днепропетровск, 2004.

  3. Стрелкова И. Л. Теоретическая основа понятия «интеграция» // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Ч. З. Интегративное образование: методич. Материалы. – Ярославль, 2005.

  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. Пособие для педагогич. учеб. завед. / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. 

  6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru 

  7. Электронная библиотека http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metapredmetnyh-kompetentsiy-uchaschihsya 

  8. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 

  9. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!