СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Проектная деятельность как средство повышения мотивации детей с ОВЗ к усвоению русского языка и чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ                                                      

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

ГЛАВА 1.  Технология проектного обучения: цели, теоретико- методологические основы _________________________________________4

ГЛАВА 2. Из опыта работы. Использование элементов проектной деятельности как средства повышения мотивации обучения детей с ОВЗ___6

ГЛАВА 3.

3.1. Урок русского языка с элементами проектной технологии «Повторение изученного о глаголе______________________________________________8  3.2. Элементы проектной деятельности на уроках чтения________________14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________18                                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________19

ПРИЛОЖЕНИЕ__________________________________________________21

Просмотр содержимого документа
«Статья «Проектная деятельность как средство повышения мотивации детей с ОВЗ к усвоению русского языка и чтения»»




ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования»

Кафедра специального (коррекционного) образования











«Проектная деятельность как средство повышения мотивации детей с ОВЗ к усвоению русского языка и чтения»





















Выполнила:

Егорова Марина Федоровна гр.№199





Челябинск, 2016г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

ГЛАВА 1. Технология проектного обучения: цели, теоретико- методологические основы _________________________________________4

ГЛАВА 2. Из опыта работы. Использование элементов проектной деятельности как средства повышения мотивации обучения детей с ОВЗ___6

ГЛАВА 3.

3.1. Урок русского языка с элементами проектной технологии «Повторение изученного о глаголе______________________________________________8 3.2. Элементы проектной деятельности на уроках чтения________________14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________19

ПРИЛОЖЕНИЕ__________________________________________________21

















ВВЕДЕНИЕ

В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является обеспечение реализации государственных образовательных стандартов по отношению ко всем лицам с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся у них отклонения в развитии (физическом или психическом) при отсутствии специальных условий препятствуют освоению образовательных программ. Под этими условиями понимаются «индивидуальные условия обучения и воспитания», предусматривающие специальные программы, методы, технические средства обучения. В условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проблема обучения детей с разным уровнем развития познавательной деятельности решалась в нескольких направлениях.

В качестве ведущих целей образования детей с ограниченными возможностями здоровья провозглашаются обеспечение адекватного их возможностям уровня общего образования и коррекция имеющихся нарушений в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями. В связи с этим общедидактический принцип развивающего обучения рассматривается как коррекционно-развивающий, определяющий специфику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения коррекционной задачи необходимо знать не только общие особенности и закономерности развития таких детей, но и специфические, а также их сохранные возможности. Это определило новое направление реализации принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом неоднородности их развития и возможности овладения учебным материалом. Были определены направления выделения типологических групп учащихся, исходя из их потенциальных способностей к обучению и имеющихся нарушений (классификация по В.В.Воронковой), которые проявляются при овладении русским языком и чтением.

Русский язык и чтение рассматриваются как ведущие учебные предметы, направленные на социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

Именно поэтому урокам русского языка и чтения, основной задачей которых является развитие речи учащихся, необходимо уделять особое внимание в общей системе обучения, тем более коррекционного. Выраженное недоразвитие у детей с ограниченными возможностями здоровья ее коммуникативной и познавательной функций определило необходимость разработки специфических требований к организации обучения их русскому языку и чтению, его практической и коррекционной направленности в плане развития речи и мышления.

Одной из основных целей методики преподавания русского языка во вспомогательной школе, по мнению М.Ф.Гнездилова, являются «поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка». (11)

Как утверждал Л.С.Выготский, «формирование личностных новообразований- умений, способностей, качеств- возможно лишь в деятельности».(4,с.10)

Я считаю, что реализации этих условий, целей, наиболее эффективной организации занятий, достижению более высокого уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию у них познавательных и творческих видов деятельности способствует проектная деятельность.

ГЛАВА 1. Технология проектного обучения

Понятие "проект" заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: "брошенный вперед".

«Проектная деятельность,- считает Н.В.Матяш,- особая форма учено- познавательной активности школьников, совместная учебно- познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».(5,гл.I, 1.1)

«В проектно- исследовательской деятельности, по мнению П.И.Араповой,- формируется способ исследовательского поведения, что позволяет развивать такие качества личности, как креативность, ответственность, дивергентность и оригинальность мышления».(6, с.11)

Цель проектной деятельности

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности; опоры на субъектный опыт учащихся.

Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания.

Проектная деятельность строится с учетом индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности; свободного выбора темы проекта, подтемы, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности; связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат, достижение трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

ГЛАВА 2. Из опыта работы. Использование элементов проектной технологии как средства повышения мотивации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы «Использование элементов проектной технологии как средства повышения мотивации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Целью работы является развитие творческого потенциала школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм в обучении русскому языку и чтению является проектная деятельность, которая позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению, тем самым способствует повышению качества образования.

Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников.

Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.

Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и на коллективную деятельность.

Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:

 - развитие познавательных навыков учащихся,

- развитие критического и творческого мышления,

 - умение ориентироваться в информационном пространстве,

 - умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания,

- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Таким образом, ребята под руководством учителя и самостоятельно учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания. Так в процессе проектной деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с учителем и одноклассниками совместно вырабатывают цели, планируют предстоящую работу, анализируют её ход и оценивают результаты деятельности. При этом происходит формирование навыков работы в группе, формируются навыки самоконтроля, оказания помощи друг другу, совместного решения проблемы, что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе. 

Тематика проектов определяется значимостью вопроса, возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Но так как дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут в полном объеме осуществлять проектную деятельность, я использую на уроках элементы проектной деятельности.

3.1. Урок русского языка с элементами проектной технологии «Повторение изученного о глаголе».

Цели урока:

- повторение, обобщение знаний о глаголе как о части речи: значении, грамматических признаках, роли в предложении, правописании;

- коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, творческих упражнений в восстановлении стихотворного текста путём замены одних глагольных форм другими;

- развитие умения работать в группах;

- воспитание мотивации в учении.

Уроку предшествовало изучение тем: Общее грамматическое значение глагола. Роль глагола в языке. Грамматические признаки глагола. Роль глагола в предложении. Правописание глаголов. Были проведены ряд практических проверочных работ, тестирование.

На предварительном этапе работы было проведено анкетирование учащихся.

  1. Знатоками, какой области знаний о глаголе вы себя считаете?

а) Общее грамматическое значение (морфолого-грамматические признаки, роль в языке предложений);

б) Правописание глаголов;

в) подбор примеров на данное орфографическое правило.

2. Знакомство со словами и их значениями.

Проект –

Гипотеза –

Алгоритм –

Информация –

Иллюстрация –

3. В роли какого специалиста ты хотел бы выступить в процессе работы над проектом: учёного, проектировщика, информатора, художника?

С учетом итогов анкетирования были созданы отделы для организации групповой работы детей. Отделы работают над одной творческой задачей «Глагол как часть речи».

Научный отдел с помощью тестовых заданий занимается выдвижением гипотез по данной теме.

Проектный отдел занимается построением алгоритма при решении орфографических задач.

Информационный отдел занимается сбором информации – подбором конкретных примеров на данную орфограмму.

Художественный отдел предлагает решение орфографической проблемы в вилле рисунка. Учитель выступает в роли консультанта.

Работа в группах проводилась на заключительном этапе урока. Учащиеся имели возможность повторить теоретические сведения, использовать их при выполнении практических заданий. Таким образом, ученическая исследовательская работа «Глагол как часть речи» позволила углубить, систематизировать знания о грамматических признаках, синтаксической роли, правописании «самой огнедышащей части речи, в которой течёт артериальная кровь языка».

Содержание работы над проектным заданием.

  1. Определить цель проектного задания.

  2. Спрогнозировать его конечный результат.

  3. Проанализировав имеющиеся знания по данной проблеме, найти оптимальные способы действия решения проектной задачи, применение знаний в нестандартной ситуации.

  4. Представить презентацию проектного задания.

  1. Так, выполняя проектное задание, члены научного отдела определяют: Цель: выдвинуть научные гипотезы о грамматическом значении глагола, о роли в предложении.

  2. Прогнозируют конечный результат: выполнить тестовое задание по данной теме.

  3. Анализируют имеющуюся базу знаний, применяют её в соответствии с целями проектного задания.

  4. Представляют презентацию проектного задания, доказывают его соответствие поставленной цели.

Выполняя проектное задание, члены проектного отдела:

  1. Определяют цель, решение орфографической задачи: Правописание глаголов.

  2. Прогнозируют конечный результат исследовательской деятельности: построить алгоритм по данной теме.

  3. Реализуют план действия, применяя знания по данной теме.

  4. Представляют презентацию проектного задания, аргументировано анализируют полученный результат, доказывают его соответствие поставленной цели. Происходит формирование проектного замысла.

Выполняя проектное задание, члены художественного отдела определяют:

Цель: Нарисовать рисунки к предложениям по темам:

1). Правописание мягкого знака в глаголах на –тся, ться.

2). Правописание не с глаголами.

3). Родовые окончания глаголов прошедшего времени.

1.Прогнозируют конечный результат: представить решение орфографической проблемы в виде рисунка.

2.Выдвинутые идеи воплощаются в художественные образы. Осуществляется взаимосвязь между поставленной целью и конечным результатом, поиск решения проектной задачи.

3.Гипотезы проверяются практическим путем. Формируется познавательный и творческий способы деятельности, умение в процессе проектирования отобрать наиболее рациональные идеи и избежать непродуктивных затрат.

4.Представляют презентацию работы художественного отдела.

Выполняя проектное задание, представители информационного отдела:

  1. Определяют цель: записать по два примера с данными орфограммами, орфограммы обозначить.

1). Правописание мягкого знака в глаголах на –тся, ться.

2). Правописание не с глаголами.

3). Родовые окончания глаголов прошедшего времени.

2. Прогнозируют конечный результат: сбор информации – подбор конкретных примеров на данную тему.

3. Анализируют знания по данным темам, находят способы их применения в новой ситуации в соответствии с намеченной целью и прогнозируемым результатом.

4. Аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели.

Задания для каждого проекта из отделов имели комплексный характер.

При этом формулировка заданий направлена на то, чтобы в процессе их выполнения учащиеся могли продемонстрировать знание учебного материала по теме «Глагол как часть речи», а также применить сформированные практические умения в новой, нестандартной ситуации.


В процессе презентации проектных заданий выступали с сообщениями по очереди представители микрогрупп, они представляли часть выполненной работы.

Таким образом, каждый учащийся имел возможность принять участие в выполнении проектного задания. Реализовывался принцип сотрудничества, развития творческих способностей каждого участника проекта, умение строить из частей целое. Правильность и полнота устных ответов, последующая проверка работ позволили дифференцированно оценить уровень сформированных у учащихся знаний и умений. При выставлении итоговой оценки учитывался и «коэффициент участия» в подготовке проекта, который выставлялся каждому ученику членами его микрогруппы. Таким образом, при коллективной подготовке проекта довольно многочисленной группой участников удалось довольно объективно оценить индивидуальную подготовку каждого ученика. В процессе выполнения проектных заданий участники отделов имели возможность обращаться за консультацией и советом к преподавателю. В процессе проектной деятельности реализовывался статус учащегося как субъекта учебной деятельности способного, по мнению В.В. Давыдова, автора работы «Виды общения в обучении», «совершенствовать, учить самого себя. Строить отношения с самим собой, как с «другим», вчера думавшим не так как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно…».

Учащиеся ставили цель, видели перспективы её решения, то есть строили план своей деятельности, что обусловливало развитие познавательного интереса в процессе познания.

Участники проекта участвовали в исследовательской деятельности: открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя и при участии сверстников.

Значение, анализ проекта «Русский язык»

Работа над реализацией проекта способствовала общению и систематизации учебного материала по предложенным темам, уточнению и обогащению ранее приобретённых знаний и умений. По мнению учащихся, участников проекта, их знания оказались более осознанными и действенными, так как для ответа на заданные вопросы простого воспроизведения, как правило, оказывалось мало. Требовалось применение имеющихся знаний в ситуации, отличной от той, в которой эти знания формировались. Таким образом, проект стал не только средством итогового контроля знаний и умений учащихся по теме «Глагол», но приобрёл и обучающую функцию. Обсуждение сообщений показало достаточно глубокое владение учащимися теоретическим материалом. Наблюдение за ходом и результатами самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения проектных заданий показали следующее:

- учащиеся продемонстрировали высокую заинтересованность в ходе и результатах своей работы;

- знания учащихся, приобретённые в процессе работы над проектом, отличались глубиной, обобщенностью и систематичностью;

- использование проекта в качестве итогового контроля самостоятельной работы учащихся позволило более полно реализовать обучающую функцию контроля;

- большинство учащихся проявили в ходе работы над проектом творческий подход к решению грамматических проблем;

- развернутая словесная оценка, отмечающая как положительные стороны проекта, так и его недостатки, оказывала стимулирующее и обучающее действие.

3.2. Элементы проектной деятельности на уроках чтения.

Можно выделить следующие этапы разработки проекта:

а) обсуждение ситуаций, выявление проблемы;

б) выдвижение гипотез решения проблемы;

в) выявление возможных источников информации;

г) обсуждение оформления результатов;

д) работа в группах над поиском фактов и аргументов;

е) обсуждение методов;

ж) корректировка выводов;

з) рефлексия выдвижения новых проблем;

и) презентация.

Даже имея небольшой опыт по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:

- повышение мотивации учащихся к учебе;

- получение навыка самостоятельного поиска и отработки необходимой информации;

- повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

-предоставление каждому возможностей самореализации;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, художественной.

Так, в 8 классе был поведен урок чтения с использованием элементов проектной технологии по теме: Стихотворение С.Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Учащиеся получили задание: разработать проект, отражающий особенности поэзии Есенина на примере анализа данного стихотворения. Анализ стихотворения включал в себя:

- определение темы, идеи стихотворения;

- характеристику образов;

- анализ изобразительно-выразительных средств;

-выявление собственного отношения к изображаемому.

Роль учителя заключается в консультировании учащихся, основные решения учащиеся принимали самостоятельно.

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Цель: формирование знаний о судьбе и поэтическом творчестве С.А. Есенина, знакомство со стихотворением «Спит ковыль. Равнина дорогая…», совершенствование навыков интерпретации поэтического текста, развитие навыков самостоятельной работы с литературным материалом, развитие навыков работы в группах; развитие речи учащихся, патриотическое воспитание учащихся; учить анализировать лирическое произведение, воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы, пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи, развитие критического мышления, развитие творческого выражения своих мыслей при помощи рисунков.

- Формировать умение анализировать лирическое произведение: определять тему, идею, изобразительно-выразительные средства, выражать отношение к изображаемому.

- Развивать эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, художественное мышление; умение работать в режиме группового творчества, способность к выбору адекватных решений, умение выстраивать из частей целое.

- Развивать мотивацию в учении.

- Воспитывать коммуникабельность и сотрудничество.

Данный проект носил исследовательский характер и был межпредметным по содержанию, так как в нём интегрировалось содержание учебных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство. Для разработки проекта были определены следующие темы: «Биография С.А. Есенина», «Творчество С.А. Есенина». При этом поощрялся поиск книг, статей из журналов о жизни и творчестве поэта. Была выпущена литературная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина «Моя лирика жива любовью к Родине», тематическая газета «Если крикнет рать святая…», организовывалась выставка рисунков «О Русь, малиновое поле…», проводилось анкетирование с целью выявления художественно-эстетических потребностей учащихся, знания особенностей поэтической речи С. Есенина. Работа над проектом проводилась на заключительном этапе урока. В ходе проверки домашнего задания, проведенного в форме устных сообщений, выразительного чтения стихотворений, отрывков из поэм учащиеся имели возможность повторить учебный материал по темам «Биография С.А. Есенина», «Творчество С.А. Есенина». Далее, после прочтения стихотворения учителем, путем сопоставления собственных представлений и представлений, полученных на основе услышанного в ходе выполнения тестовых заданий учащиеся формулируют тему и идею 17стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Создав словарь оценки отношения к родине учащиеся, используя таблицу интонаций, выбирают интонацию, с которой выразительно читают стихотворение. После ряда вопросов, направленных на осмысление стихотворения, учащиеся выполняют творческие задания и делают вывод об особенностях изображения природы, приходят к пониманию того, что «поэзия Есенина есть выражение мыслей и чувств народных». Работа над проектом проводится на заключительном этапе урока. Таким образом, проект позволил обобщить, углубить, систематизировать знания об особенностях поэтического мира Есенина на примере стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…», выявить личностное отношение к искусству. Для реализации проекта на данном уроке была выбрана форма – научно-исследовательская работа. Над её созданием работало четыре отдела: идейно-тематический, аналитический, изобразительно-выразительный, художественный.

Содержание работы отделов заключалось в следующем:

- идейно-тематический отдел с помощью тестовых заданий определяет тему и идею стихотворения «Спит ковыль равнина дорогая…»;

- аналитический отдел анализирует образы стихотворения;

- изобразительно-выразительный отдел исследует палитру красок, многоголосие звуков;

- члены художественного отдела предлагают решение исследуемой проектной задачи в виде иллюстрации.

Проектные задачи должны соответствовать следующим критериям:

  1. Умение выразить свои мысли.

  2. Полнота ответа.

  3. Умение подтвердить мысли.

  4. Умение работать в коллективе.

  5. Презентация работы в группах завершилась поэтической композицией «О Родине с любовью», в которую вошли стихотворения, написанные самими ребятами.

Таким образом, работа в режиме группового взаимодействия с элементами проектной технологии «Особенности поэзии С.А. Есенина» стала синтезом, формой контроля знаний по темам «Биография С. Есенина», «Творчество С.Есенина». За счет обретения навыков работы в группах развивались способности к целеобразованию, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Учащиеся выступали в разных ролях: ученых, проектировщиков, информаторов, художников. Проектная деятельность способствовала реализации статуса учащегося как субъекта учебной деятельности, повышалась его мотивация к учению, корректировались нарушения интеллекта, укреплялась эмоционально-волевая сфера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив творческий материал проектной деятельности, используя современный опыт педагогов-новаторов, изучив состав классов (по М.Певзнер), проведя входящую диагностику и, разделив классы на 4 группы (по В.В. Воронковой), я выявила, что у детей наблюдается низкая познавательная активность, наличие речевых дефектов, что затрудняет общение, процесс обучения и адаптации в обществе, обуславливают недоразвитие коммуникативной, обобщающей функции речи, мышления, так как «в слове, как отмечал Л.С. Выготский, - мысль не только выражается, но и совершается».

Поэтому, используя элементы проектной деятельности, я корректирую, активизирую познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, способствую развитию критического и творческого мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно добывать и конструировать свои знания, видеть, формулировать и решать проблему, что способствует повышению мотивации к обучению.

Группы формируются с учётом диагностических данных, а также на основе симпатии, так как в тех группах, где складываются дружеские взаимоотношения, результаты выше. Состав групп должен меняться, чтобы у учащихся накапливался опыт общения и поведения в коллективе. В условиях совместной, коллективной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций.

В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. В микрогруппах дети учатся уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей. У учащихся развивается внимание, мышление, активизируется речь: умение вести конструктивный диалог, условием которого является уважение к собеседнику, умение слушать, слышать его, задавать вопросы, высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их, то есть, по мнению Д.Б.Эльконина, «ученик совершенствует сам себя».

Реализуется социальный аспект личности субъекта – потребность в общении, умение подчинять своё поведение законам коллектива.

Проектная деятельность позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладываются основы демократических начал в воспитании личности.

Таким образом, проектная деятельность является способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, средством обучения

сотрудничеству, сотворчеству учителя и учащихся, средством творческого саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка в 1- 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2004.

  2. Аксёнова А.К., Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2004.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, 2-е издание, исправленное и дополненное. М., просвещение, 1973, 175 с.

  4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Педагогическая психология, М., 1991.

  5. Матяш Н.В.Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь, 2000.

  6. Арапова П.И. Проектно- исследовательская деятельность: возможность подготовки школьника к выбору. Начальная школа, №3, 2016.

  7. Матвейкина О.В. О реализации метода учебно-исследовательских проектов. СПО, № 5 2008.

  8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2111 «Дефектология» - 3-е издание, переработанное и дополненное. М., Просвещение, 1986, 192 с.

  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. М., АРКТИ, 2003.

  10. Скворцова Г.В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся. «Начальная школа» № 11 2006.

  11. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.- М.1965.























Приложение


Работа в группах творческого взаимодействия с элементами проектной технологии на уроке чтения «С.А.Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

А сейчас обобщим знания, впечатления и попробуем выполнить исследовательскую работу и представить ее презентацию.

Для этого будут работать 4 отдела: идейно - тематический, аналитический, изобразительно- выразительный, художественный.

У каждого отдела - начальник отдела.

Учитель - в роли консультанта.

Идейно - тематический отдел с помощью тестовых заданий определяет тему и идею стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая»...;

Аналитический отдел анализирует образы стихотворения;

Изобразительно - выразительный отдел исследует палитру красок, многоголосие звуков;

Члены художественного отдела предлагают решение исследуемой проблемы в виде иллюстрации.

Разработаны критерии оценки презентации.

Выполнение работы (звучит музыка «Почему так в России берёзы шумят»...)

Презентация работы

-Вы успешно справились с работой.

Ваше исследование соответствовало научным критериям и, будет, я думаю, весомым вкладом в исследование творчества С. А. Есенина.

Вы представили в словах и красках Родину Есенина.


Работа в группах творческого взаимодействия с элементами проектной технологии на уроке русского языка «Повторение изученного о глаголе».


А сейчас приведем в систему наши знания о глаголе. Создадим проектную работу. Для этого будут работать 4 отдела: научный, проектный, художественный, информационный.

Научный отдел с помощью тестовых заданий занимается выдвижением гипотез по теме: «Глагол как часть речи». (Гипотеза)

Проектный отдел – построением алгоритма при решении орфографических задач.(Проект, алгоритм)

Члены художественного отдела предлагают решение орфографической проблемы в виде рисунка.

Информационный отдел занимается сбором информации – подбором примеров на данную орфограмму.

У каждого отдела –начальник отдела, учитель – в роли консультанта.






















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!