СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектная деятельность в воспитании и развитии учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность в воспитании и развитии учащихся"»

Проектная деятельность в воспитании и развитии учащихся (из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №1 пгт Палана»

Дишкован Н.М.


В современном мире перед педагогами стоит сложная задача – воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие проблемы. Кроме этого, необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Одним из средств для решения этих задач является использование метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи.

Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Используя проектный метод в воспитательной деятельности, можно организовать работу над социальными проектами, направленными на решение актуальных проблем и ориентированных на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности.

Задачи:

  • способствовать формированию и развитию аналитических умений: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы;

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика, для самореализации и развития лидерских и организаторских качеств подростков;

  • формировать навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать) и социальных умений (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение);

  • формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

  • предоставление возможности посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

При работе над проектом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальные особенности подростка, а также те задачи обучения и воспитания, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Обсудите с учеником степень своего участия в проекте.

Правильно выбранная позиция учителя в значительной степени определяет успех проекта как метода обучения и воспитания.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных возможностей ребенка

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5–6е классы

7–8е классы

9–10е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультаций, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях – обучающая помощь

Планирование

Реализация плана

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация


Обязательно после завершения работы над проектом необходимо оценить работу в соответствии с критериями и ознакомить учащегося с полученными баллами.

Результаты критериального оценивания проекта показывают учащемуся не только общий итог – отметку, но и те баллы, которые он получил по каждому критерию. Высокий балл свидетельствует о том, что удалось сделать хорошо, а низкий указывает на имеющиеся проблемы. Это богатый материал для обсуждения сильных и слабых сторон проектной работы. Анализируя полученные баллы, имеет смысл еще раз вернуться к ходу работы и обдумать, как следовало ее вести, чтобы результат был более высоким, и как в дальнейшем избежать допущенных ошибок. Использование критериального оценивания помогает учащемуся лучше понять, в чем ему удалось преуспеть и что еще предстоит усовершенствовать. 

Реализация метода проектов в воспитательной работе (из опыта работы)

На протяжении последних 5 лет работы активно использую в педагогической деятельности метод проектов в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательной работе, сочетая при этом учебную и воспитательную работу, как учитель-предметник и как классный руководитель.

Так, например, активно использую метод проектов на уроках русского языка и литературы.

Так, например, на уроке по обзору современной литературы в 11 классе учащиеся после самостоятельного прочтения книги современного автора представляли проекты в виде постерной презентации:

постерная презентация по литературе | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Или в 10 классе учащимся необходимо было выполнить творческий проект, позволяющий обобщить и систематизировать знания учащихся после изучения поэзии Серебряного века: Проект "Страничка в социальной сети от лица поэта Серебряного века" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе   перед учащимися была поставлена задача создать статистический портрета класса, используя количественные числительные.

В рамках проекта учащиеся познакомились с учебным и дополнительным материалом по теме «Имя числительное»: проект по теме "Имя числительное" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Проект "Статистический портрет моего класса" по теме "Имя числительное" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Изучая степ

ени сравнения прилагательных, ребята создавали социальную рекламу, используя знания по теме. Вот пример рекламной зарисовки о родном посёлке : проект по теме "Степени сравнения имён прилагательных" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет русского языка и литературы творческими работами детей.

Во внеурочной деятельности на предметных неделях и в творческой работе использую проектную технологию практически регулярно. Работа ведётся по нескольким направлениям:  воспитание любви к родной речи и чтению, изучение история села и родного края, развитие школьного пространства и многое другое.

 «Как вызвать интерес моих сверстников к чтению?» - задумались ребята и нашли решение. В результате появился проект «Давайте читать хорошие книги». Учащиеся писали отзывы о прочтенной ими книге для своих сверстников. Таким образом, получив рекомендации от своих же одноклассников, ученик проявлял интерес к чтению:

проект "Давайте читать хорошие книги" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Привлечь внимание сверстников к проблеме засорения русского языка учащимся 10 класса позволил проект «За чистоту русского языка». Задачи проекта:

•Провести анализ речи   учеников  школы;

•Выявить причины появления «словесного мусора»;

•Вызвать нетерпимое отношение к бранным словам;

•Повысить культуру речи школьников:

Проект "За чистоту русского языка" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Огромным потенциалом обладают социальные проекты. Они позволяют научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Например, проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания обучающихся своей Малой Родины, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают учащимся чувство гордости за свою страну:

Проект «Регион глазами сверстников»: https://disk.yandex.ru/d/W6hbPhtb6Q8tTw

Проект «Корякский краеведческий музей»: https://disk.yandex.ru/i/8BOiP5bGbAoSiQ

Проект «Туристический этнографический маршрут по Палане»: https://disk.yandex.ru/d/P0kSMd_ehHEgow

Проект «Открывая Поротова» о камчатском писателе, где ребята не только изучали произведения, но и подготовили рисунки к ним, а потом «оживили», создав мультипликационные ролики: https://disk.yandex.ru/d/eaMZkKHPDPVXcA

Применение проектных технологий в воспитательном процессе, включающем детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как своей школы, села, так и страны в целом, является инновационной составляющей образовательного процесса. Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением школьника в рамках самореализации личности. Работа над социальным проектом позволит почувствовать обучающимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности. Каждый ученик сможет получить определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Особенно интересны детям проекты, направленные на развитие родной школы.

Так, например, ребята работали над проектами по созданию новой школьной формы

https://disk.yandex.ru/d/LAF-60x67TJ8Rg,

разработали проект, который позволил бы учащимся открыто высказывать свое мнение - «Открытая площадка «Диалог» Проект "Открытая площадка для создания диалога между учениками, учителями и родителями" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

создали новую профильную смену для пришкольного лагеря: https://disk.yandex.ru/d/8lKkdxDDaV8M4g

разработали профориентационную игру «Путешествие на Транссибирском экспрессе»: https://disk.yandex.ru/i/aUtrAHXNli0pgA

и создали страницу школы в социальной сети: Средняя общеобразовательная школа №1 пгт.Палана (vk.com)

Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата; использование проектной технологии на уроках способствует развитию познавательного интереса к изучению русского языка и литературы, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник информации, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя гражданином России. Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем.


Литература:

  1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;

  2. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009;

  3. Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005

  6. Ступницкая М. Учимся работать над проектом Ступницкая Мария | Учимся работать над проектом | Журнал «Спорт в школе» № 14/2008 (1sept.ru)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!