СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения математики как способ формирования общих компетенций "

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я рассказала как фомирую общие компетенции с помощью проектной и исследовательской деятельности в своей работе. Статья может быть полезна начинающим педагогам

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения математики как способ формирования общих компетенций "»

Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения математики как способ формирования общих компетенций

Нифонтова И.Г. - преподаватель

В наше время требования к выпускнику техникума обуславливают его будущую конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому, учебным заведениям необходимо не просто дать выпускнику определенные знания, но и сформировать у студентов познавательные потребности, творческое и аналитическое мышление, способность самостоятельно обобщать и анализировать научную информацию.

Одной из главных целей обучения математике является подготовка обучающихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. А в техникуме еще и вооружение знаниями, необходимыми для изучения специальных предметов в зависимости от профиля и специальности. В основу федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования заложен компетентностный подход. Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений студентов, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания для решения собственных жизненных и профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки по всем профессиям, реализуемым в учреждениях СПО, требует серьёзных знаний по математике, а обучающиеся, поступающие в техникум, зачастую, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к предмету. Поэтому добиться прочных знаний по математике очень проблематично.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Данный подход направлен на формирование общих компетенций обучающихся. В структуре ключевых компетенций должна быть представлена и готовность к самостоятельной проблемно-поисковой и исследовательской деятельности, Исходя из этого, преподаватель должен способствовать решению следующих задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

  • формировать навыки самообразования;

  • формировать навыки работы в команде;

  • развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;

  • формировать навыки самоконтроля и рефлексии.

Формирование умений и навыков реализуется через организацию деятельности обучающихся на уроках математики. Деятельность обучающихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у студентов. Мотивация позволяет акцентировать внимание обучающихся к изучаемой теме, заинтересовать их. «Нет интереса - нет успеха»! Поэтому учебное занятие я начинаю с мотивации. Предлагаю обучающимся какую-нибудь тайну, загадку, интригующий вопрос или проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности. Учебные занятия я планирую так, чтобы они способствовали приобретению обучающимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У студентов должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

Поэтому, компетентностный подход в обучении студентов курсу математики в техникуме я реализую через использование методов проблемного обучения:
1. проблемное изложение материала,
2. поисковая (эвристическая) беседа,
3. самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.
Проблемное изложение – этот метод применим в тех случаях, когда студенты не обладают достаточным объемом знаний, а преподаватель сам осуществляет поиск решения проблемы.
Поисковая (эвристическая) беседа обычно проводится на основе создаваемой преподавателем проблемной ситуации и представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов обучающихся. При этом обучающиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда студенты обладают достаточными знаниями. Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий. Особенностью таких заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа за книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблема очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами.

Таким образом, использование исследовательского метода обучения, как одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности обучающихся, формированию у студентов учебно-познавательной компетенции. (ОК 2).

Познавательный интерес, как и всякая черта личности, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. И здесь на помощь приходят игровые формы обучения. Математические игры – технология, позволяющая как никакая другая развивать ключевые компетенции студентов, готовя его к серьезной исследовательской деятельности. Игры ставят обучающегося в условия поиска, побуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

На своих уроках и внеклассных мероприятиях использую игры «Своя игра», «Кто хочет стать отличником?», «Самая умная группа», «Счастливый случай».

Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа в группах или парами, которая, при правильной организации, позволяет формировать коммуникативные компетенции (ОК 6).

На уроках студенты работают в парах при выполнении какого-либо задания, проверяют решение задач друг у друга, групповое решение задач, отгадывание кроссвордов.

Информационная компетенция (ОК 5) подразумевает использование студентами различных информационных ресурсов: справочной литературы, учебников других авторов или других предметных областей, статьи из газет, интернет ресурсы и т.д. Эта компетенция формируется при проведении уроков-семинаров и научно-практических конференций, при подготовке к которым студенты самостоятельно готовят свои доклады, реферат, проекты, они не только находят нужную информацию, но и преобразуют ее.

Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой студентами усваивается математическая теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления, формируются и развиваются навыки, умения, компетенции, является задача. Поэтому знания, умения и компетенции на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи. Особый интерес вызывают у студентов задания с практическим содержанием и задачи с профессиональной направленностью, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Благодаря таким задачам, обучающиеся видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.

Компетенция личностного самосовершенствования (ОК 8) направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Поэтому важнейшей задачей при использовании в техникуме компетентностного подхода становится обучение обучающихся самоконтролю (ОК 1): умению своевременно подмечать и устранять ошибки, предвидеть возможные трудности в решении возникших проблем, оценивать и обобщать положительные стороны своей учебной работы. К заданиям, формирующим эти умения, можно отнести задания типа «найдите ошибку»; «придумайте ошибку»; задания на проверку полученных результатов различными способами.

В урочное и во внеурочное время организую работа по созданию учебно-исследовательских проектов по предмету. Достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной активности. В процессе работы над проектом студентами приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Совместная работа в рамках коллективного проекта учит студентов творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю мотивацию, познавательную активность и способствует повышению интереса к предмету. Так же она повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям студентов, повышает их учебную активность.

Таким образом, основным условием формирования творческих способностей является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности студентов: учебной, проектной, научно-исследовательской. Это активизирует учащихся в образовательном процессе и формирует ключевые компетенции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!