СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: " Профильная подготовка на уроках трудового обучения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

тенденция к росту числа детей с интеллектуальной недостаточностью с одной стороны, и дефицит выбора ими профессии с другой стороны, диктуют необходимость усиления профориентационной работы в школе. Эта работа предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей).

Просмотр содержимого документа
«Статья: " Профильная подготовка на уроках трудового обучения".»

Статья: Профильная подготовка на уроках трудового обучения


Проблема профессионального самоопределения умственно отсталых школьников - одна из сложнейших проблем в специальной психологии.

Обучающиеся по адаптированным образовательным программам с раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Развитие адаптивности в условиях социума, формирование готовности к жизни в обществе требует усилий со стороны многих специалистов. Труд является одним из основных значимых факторов, способствующих интеллектуального развитию школьника. Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам нацелена не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на подготовку к самостоятельной жизни учеников, а также их профессиональную ориентацию.

Профессиональная ориентация детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью является крайне актуальной и требует тщательной проработки. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентационной помощи, недостаточная разработанность методик профориентации и целенаправленного трудоустройства лиц с умственной отсталостью приводит к не востребованности данной категории граждан и резко снижает их социальную защищенность.

Таким образом, тенденция к росту числа детей с интеллектуальной недостаточностью с одной стороны, и дефицит выбора ими профессии с другой стороны, диктуют необходимость усиления профориентационной работы в школе. Эта работа предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей).

В среднем школьном звене профориентационная работа заключается в приобретении обучающимися знаний о широком спектре доступных им профессий, самопознании (ознакомление с перечнем качеств, требующихся для овладения той или иной профессией, и соотнесение их с собственными психофизическими возможностями). В старших классах задачами профориентации являются развитие у ребенка имеющихся позитивных профессионально необходимых качеств, а также своевременная коррекция негативных свойств личности, которые могут в дальнейшем ограничить его профессиональные возможности. Итогом этой работы можно считать осмысленный профессиональный выбор, соответствующий индивидуальным физическим и психическим возможностям ребенка, отвечающий социально-экономической ситуации региона его проживания.

Профильная подготовка на уроках трудового обучения позволяет подросткам максимально приблизиться к реальным условиям работы, оценить свои возможности не только по качественному выполнению, но и по своевременному принятию необходимых производственных решений.

Кроме этого, в таком режиме профильной подготовки дети учатся работать малыми группами, взаимодействовать между собой, находить компромиссные решения и выбирать оптимальные подходы к выполнению задач. Важным воспитательным моментом является стремление педагогов приблизить условия деятельности учеников к современным производственным требованиям: ограничение времени выполнения работ; стремление к высокой производительности труда; бережное отношение к ресурсам, материалу заготовок; сохранность инструмента; объективная оценка результатов своего труда.

Только каждый четвертый - пятый ученик старших классов способен к самостоятельной деятельности при сопровождении учителя. Половина обучащиюхся испытывают трудности в выявлении имеющихся недостатков своей деятельности. Столько же учащихся не в состоянии решить, каким способом устранить погрешности в работе. Старшеклассники с умственной отсталостью затрудняются в правильном выборе необходимого инструмента для выполнения задания, не могут спланировать пооперационный ход работ и оценить конечный результат своей деятельности.

Таким образом, основными направлениями профориентационной работы со старшеклассниками с умственной недостаточностью являются: формирование отношения к труду, как основе материального благополучия в жизни человека и его успешной социализации; создание условий для формирования адекватной самооценки учащихся; ознакомление подростков с перечнем профессий, доступных им с учетом имеющихся ограничений по здоровью; разъяснительная работа с семьей ученика для формирования у него мотивации к получению профессии, а также предоставление ребенку возможности получения трудового опыта; формирование малых учебных групп с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей; расширение материально-технической базы коррекционной школы по разным профессиональным направлениям.

Профессиональная ориентация предполагает постепенное формирование у личности внутренней готовности к самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.

В школьном возрасте происходит активное становление профессионального самоопределения обучающихся. На каждом этапе у школьников профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности адекватного выбора будущей специальности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!