СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психолого - педагогические аспекты в развитии детской одарённости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даётся определние одарённости, отношение к одарённому ребёнку в семье, о "мифах", которые наиболее распространены среди взрослых в отношении одарённого ребёнка, даётся понятие креативности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психолого - педагогические аспекты в развитии детской одарённости"»

Психолого – педагогические аспекты в развитии детской одарённости

старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №14»

Ужгина Елена Александровна


Одарённость – сложное и многомерное явление. Для организации работы с одарёнными детьми необходимо определить феномен одарённости. На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одарённых детей, у взрослых, которые их воспитывают , сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одарённости, особенно в ранние периоды развития. Наиболее распространены «мифы» в восприятии взрослыми детской одарённости:

- одарённый ребёнок должен очень успешно учиться;

- у одарённого ребёнка высокий интеллект и хорошая память;

- одарённому ребёнку всё даётся легко;

- трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одарённости.

Эти и другие мифы нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одарённость. Зачастую одарённым ребёнком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а одарённость принимают за гиперактивность, рассеянность, лень ребёнка. На самом же деле, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет предпосылки для таких достижений. К важнейшим критериям одарённой личности относят такие качества, как увлечённость деятельностью и креативностью выполняемых действий, а вот способности являются компонентами одарённости.

Таким образом, получается, что одарённость – это своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребёнка. Один одарённый ребёнок совершенно не похож на другого, отсюда вытекает принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а так же психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования индивидуальности. У одарённого ребёнка максимально выраженные процессы саморазвития. Можно сказать, что у одарённого ребёнка максимально выражены процессы саморазвития. По этому он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим. Проявляется оно или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания. По сути, одарённый ребёнок учится по свей собственной программа, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.

Основой одарённости является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности, т.е. креативность. Умственные способности, хорошая память, сообразительность, интеллектуальная мобильность, далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности. Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению.

Креативность – это особое отношение ребёнка к миру. Такое отношение к миру создаёт у одарённого ребёнка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая множество идей и замыслов.

По определению американского психолога Э.П. Торренса, быть креативным – это «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Наблюдая у ребёнка проявления одарённости, взрослые нередко немедленно ждут от него высоких результатов и быстрого темпа освоения содержания обучения. Однако многих одарённых детей характеризует неравномерный темп обучения. Периоды, когда они быстро продвигаются в каком – либо деле и достигают высоких результатов сменяются периодами своеобразного «затишья», когда дети могут не только ничем не отличаться от сверстников, но и показывать более низкие, чем у них, результаты. происходит своеобразное накопление факторов развития, в том числе информации, что порождает новый уровень психической активности. На этой основе происходит опять скачок в развитии. Поэтому в развитии одарённых детей многое появляется как буд – то неожиданно для взрослого: ребёнок вдруг начинает читать, пропуская этап слогового чтения, вдруг начинает играть на музыкальном инструменте, хотя до этого момента ошибался в названии нот.

Одарённость проявляется и развивается не в ситуации прямого обучающего воздействия, а, во – первых, в деятельности, инициированной ребёнком, направленной на реализацию собственных замыслов, а во – вторых, в проблемной ситуации, созданной обучающим взрослым. Проблемная ситуация для одарённого ребёнка является тем своеобразным «витамином», который мотивирует его на усвоение новых знаний. Всё, что не связано со сферой интересов одарённого ребёнка, его не привлекает. Привлекательны также ситуации делового сотрудничества со взрослым, ситуации, предоставляющие ему максимальную самостоятельность.

Для организации образовательной работы по развитию детской одарённости важным является разграничение проявлений одарённости и способностей. Способный и одарённый ребёнок – это не одно и то же. Способность может развиваться в одарённость при условии правильной организации деятельности ребёнка, в процессе обучения. Но проблема в том, что в современном образовании под одарёнными понимают, как раз способных детей, а истинная одарённость не получает поддержки в образовательном процессе.

Значение семьи в развитии одарённости ребёнка является решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность) могут не оказывать влияние на развитие одарённости. Особенно важно для становления личности одарённого ребёнка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Толерантное отношение к оригинальным идеям ребёнка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды, оказание поддержки в ситуации неудач, являются условиями развития одарённости ребёнка в семье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!