Хохлова Надежда Ивановна
МБОУ «Мухоршибирская СОШ№2»
Методическая система работы
с одарёнными и способными детьми.
Сегодня современному обществу нужны люди, уверенные в своих силах, способные принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться и адаптироваться в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях, мыслить не шаблонно, а креативно и творчески. Человек, способный находить творческие решения, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Учебные предметы естественно-научной направленности – биология и химия обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одарённых и талантливых детей.
Одарённые и талантливые дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот внутренний мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности. Именно в школе учителю нужно стараться выявлять способных учеников, которые проявляют интерес к различным областям науки и техники, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности и воплотить в реальную жизнь мечты и планы. А для этого необходимо знать природу одарённости и стимулировать её проявление. Только целостный подход к способному ребёнку, как к личности, и системная работа педагога позволят максимально реализовать его дар.
Поэтому главной целью современной школы является выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, положительное отношение к каждому предмету, увидеть в каждом ребёнке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться.
Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.
1. Дифференцированное обучение
С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе, дифференцированные задания и тесты и т.д.
Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного.
2. Проблемное обучение
Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач, опорного конспекта.
Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.
3. Игровое обучение
С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность
Такие уроки прививают интерес к предмету. Мною разработана система повторительно-обобщающих уроков-8-9 кл. с использованием игровых методов
4.Информационно-коммуникационная технология
Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.
Применяю на всех этапах урока:
Работа с интерактивной доской;
Виртуальные экскурсии;
Показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц;
Выделение ключевых моментов темы;
Проверочные работы.
5. Здоровьесберегающее обучение
Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Также учащиеся вовлечены во внеклассные и внеурочные мероприятия. В рамках внеурочной деятельности учащимися создаются групповые и индивидуальные исследовательские проекты, буклеты, альманахи, мультимедийные презентации, видеоролики, учебные фильмы, модели. Все эти продукты, созданные в результате внеурочной деятельности, пополняют школьный банк образовательных ресурсов и активно используются на уроках и при проведении внеклассных мероприятияй.
В нашей школе сформирован банк данных одарённых и талантливых детей. Есть такие ученики и по моему естественно-научному направлению работы. Для каждого такого ребёнка я составляю информационные карты, в которых фиксирую его участие, успехи и достижения в мероприятиях различного уровня по учебным годам. Такой мониторинг учебных достижений позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося, его интеллектуальные и творческие способности, создать благоприятные условия для их развития, выстроить образовательную траекторию, благодаря которой он сможет достичь более высоких результатов в различных видах деятельности.
В заключении отмечу, что каждый ребёнок имеет разные интеллектуальные и творческие способности, у каждого свой значительный природный потенциал и задача педагога – вырастить эти способности, как компоненты одарённости, создать максимальные условия для её формирования, чтобы в дальнейшем возможности каждого человека были реализованы на блага всего общества и окружающего нас мира.