2
Расстройства аутистического спектра: пути психолого - педагогической помощи
Модель коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра в рамках обучения в общеобразовательной школе
Королева Елена Владимировна
педагог-психолог МБОУ СОШ № 38 г. с углубленным
изучением предметов эстетического профиля г. Орла
[email protected]
В настоящее время вопрос адаптации образовательной программы для детей с аутистическими расстройствами является проработанным не до конца. Организовывая обучение детей с аутистическими расстройствами необходимо определить модель коррекционно-развивающей помощи.
Ключевые слова: инклюзия, модель коррекционно-развивающей помощи детям.
Важнейшим аспектом развития детей с расстройствами аутистического спектра является своевременно начатая работа специалистов различного направления. При этом, чем быстрее начнется такая работа, тем менее усугубиться дефект. Рассмотрим модель коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра в рамках обучения в общеобразовательной школе.
Коррекционно-развивающая работа должна носить комплексный характер с участием различных специалистов, в том числе и детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, учителей – дефектологов, воспитателей, музыкального работника, а также родителей. Работа должна строиться с учетом степени выраженности аутистического расстройства. В психолого-педагогической практике образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими ранний детский аутизм, используются адаптированные обычные программы по обучению. В качестве основы составления индивидуального плана коррекционной работы выступает анализ состояния ребенка с расстройствами аутистического типа.
Первый этап обучения детей с расстройствами аутистического подразумевает проведение адаптационно-диагностической работы. Начальное обучение осуществляется в классах, имеющих небольшую наполняемость. Желательно, чтобы количество человек не превышало шести. При необходимости на уроке может присутствовать тьютер. Помещение класса не должно быть большим. Следует предусмотреть комнату для отдыха и игры, расположенную рядом с классом. Также понадобиться комната, где ребенок может побыть наедине с педагогом в случае необходимости. Такая комната очень важна для детей с аутистическими расстройствами. Дело в том, что в общеобразовательной школе много шума и сенсомоторных стимулов, которые могут доставлять ребенку большой дискомфорт и провоцировать неадекватное поведение и аффективные реакции.
Коррекционно-развивающая работа предполагает проведение как групповых, так и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводят специалисты различного профиля. Организовывая, таким образом, обучение, мы сможем решать поведенческие проблемы, которые возникают в процессе адаптации, более результативно. Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы в классе с небольшой комплектацией осуществляется компенсация нарушений развития и предотвращается отставание детей от программы обучения. В дальнейшем по мере повышения уровня адаптации со второго класса могут добавлять новые формы обучения. Начиная со второго класса, уроки проводит только учитель. Процесс освоения программы может производиться в рамках инклюзии на отдельных уроках, где присутствуют нормально-развивающиеся сверстники.
На данном этапе работы с детьми, имеющими аутистические расстройства, определяется для каждого ребенка актуальный и потенциальный образовательный маршрут для последующего обучения в общеобразовательной школе.
Обучение в третьем и четвертом классе осуществляется по адаптированной образовательной программе. Уроки проводятся в инклюзивном классе, дополнительно организуются коррекционно-развивающие занятия. Процесс обучения на данном этапе ориентирован на подготовку детей с аутистическими расстройствами для перехода в среднюю школу. Впоследствии решение о дальнейшем обучении каждого ребенка принимается на психолого-педагогическом консилиуме школы. Дети с аутистическими расстройствами могут продолжить обучение в инклюзивном классе или в системе специальной школы. Причиной для перехода в специальную школу может выступать: наличие серьезных интеллектуальных проблем, которые являются препятствием для обучения ребенка в рамках программы общеобразовательной школы.
Процесс обучения в средней и старшей школе осуществляется по общему расписанию. Уроки проводятся по индивидуальной образовательной программе. На уроках может присутствовать тьютер, который оказывает помощь учителю в адаптации учебного материала.
Анализируя выше представленную модель, следует сделать вывод о том, что для того, чтобы обучение детей с аутистическими расстройствами являлось эффективным, необходимо внести изменения в общеобразовательную программу обучения и в учебный процесс. То есть в учебном процессе должны присутствовать занятия по социально-бытовой ориентировке, необходимо включать детей в различные виды внеурочной деятельности, работу творческой мастерской, предметы эстетического профиля. Целесообразно предусмотреть коррекционно-развивающую работу, направленную на освоение навыков социальной коммуникации и социально приемлемых норм поведения. В качестве такой коррекционно-развивающей работы могут выступать занятия в театральной студии, арттерапия, цветотерапия, кружки, направленные на развитие навыков общения и т.д.
Для реализации данной модели коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра, в рамках общеобразовательной школы придется приложить много усилий. Сегодня общеобразовательные школы не располагают возможностями изменить общеобразовательную программу обучения и в учебный процесс.
Литература:
Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. «Интеграция» и «инклюзия»? // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Сборник. – М. : Теревинф, 2009. – Вып. 6-7. С. 140-152.
Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. / Дефектология. – 1995. - № 2.
Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра: Рабочие материалы // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - № 13. – 2009.
Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.