СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"Развитие личностного потенциала студента в проектно-культурной среде профессионального образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личностного потенциала студента в проектно-культурной среде профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья:"Развитие личностного потенциала студента в проектно-культурной среде профессионального образования"»

«Развитие личностного потенциала студента в проектно-культурной среде профессионального образования»

Ткаченко Татьяна Дмитриевна, Преподаватель ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»

Проводимая в настоящее время модернизация отечественной системы профессионального образования предполагает изменения в содержании целей и задач среднего профессионального образования в подготовке кадров: необходимы не только грамотные специалисты, обладающие профессиональными компетенциями, но и творчески мыслящие личности. Личностный потенциал человека характеризуется различными способностями – познавательными, интеллектуальными,коммуникативными , творческими, которые развиваются в процессе активной деятельности личности на основе природных предпосылок (задатков) ипсихолого-педагогических условий образовательной среды.Развитие личностного потенциала и соответствующих способностей может происходить в течение всей жизни человека, начиная от рождения, впроцессе осуществления и смены ведущих видов деятельности, в исследовательской, проектной, творческой.

Сензитивный период, т.е.наиболее благоприятный для развития тех или иных потенциальных возможностей период развития личности в целом от 17–20 лет. К этому времени у человека могут быть достаточно развиты способности самоуправления, саморазвития, самообразования, психические познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. На их основе развиваются разные интеллектуальные способности, в т. ч: пространственное мышление, стили представления и решения проблем, а также способности целеполагания, программирования, планирования, прогнозирования, имеющие большое значение в сфере профессиональной деятельности.Качество обучения в системе СПО, подготовки специалистов обеспечивается при реализации трех групп психолого-педагогических технологий обучения: исследования, проектирования и организации образовательного процесса, которые реализуются принципами гуманизации образования, развития, саморазвития личности, ее психологической готовности к деятельности: познавательной, творческой, профессиональной . К психолого-педагогическим условиям развития личности, личностного потенциала, сохранения здоровья и качества обучения, подготовки специалистов в системах профессионального образования, относятся:

  • активная позиция личности студентов в образовательном процессе, стремление к саморазвитию, самореализации, самообразованию на основе самопознания;

  • эффективность образовательного процесса, обеспечиваемая педагогом;

  • создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставлена свобода действий и деятельности в предметных областях знаний;

  • применение информационных технологий, дидактических, программно-методических средств обучения, в т.ч. электронных учебников, комплексов;

  • реализация в образовательном процессе принципов здоровье-сбережения.

Очевидно, что для развития потенциальных возможностей студентов ,их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, которые характеризуют конкурентоспособность специалистов, необходимо создание творческой образовательной среды. Такая среда может быть создана в первую очередь в отдельных предметных областях педагогами-профессионалами, которые в своей педагогической деятельности опираются на личностно-ориентированный, контекстно-компетентностный подходы в обучении.

Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе? Основные из них– это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе компьютерных), форм, методов и средств обучения:

  • принципов гуманизации образования, развития, саморазвития, здоровье-сбережения личности обучающихся;

  • основных психологических концепций и дидактических принципов обучения,

  • концепции психологической системы деятельности (ПСД);

  • учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к предметной, профессиональной деятельности.

Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся, основные среди них:

  • изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности студентов, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и иной информации;

  • наличие мотивации познавательной деятельности студентов, в т.ч. при ее соответствии их склонностям к определенной предметной, профессиональной деятельности;

  • обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование, систематизация и представление по дедуктивному принципу (от общего к частному) крупными блоками в виде схем: информационных, структурно-логических схем (СЛС), ориентировочной основы действий;

  • применение дидактических, программно-методических средств, интерактивных, проблемных, исследовательских, проектных методов, информационных технологий обучения;

  • совместная (в группах-диадах) познавательная деятельность студентов.

Следует отметить, что изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает такой дидактический материал, применяет такие методы, технологии его реализации в образовательном процессе и систему контроля, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, проектного, творческого характера. Таким дидактическим инструментарием являются учебно-методические комплексы (УМК), в том числе автоматизированные.

Эти комплексы, технологии обучения, ориентированные на развитие интеллектуальных, профессиональных способностей обучающихся являются дидактико-технологическим обеспечением творческой образовательной среды в соответствующей предметной области знаний, образовательной системе в целом. При этом обучающимсяпредоставлена возможность активной и эффективной (с меньшими затратами их времени и энергии), в большей степени самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующей области знаний.

Примером является созданная Фикс Натальей Павловной система принципов, положенных в основу проектирования автоматизированного учебно-методического комплекса (АУМК) курса Теоретических основ электротехники с применением компьютерных структурно-логических схем. Структура и программно-методическое обеспечение основных компонентов АУМК и их взаимодействия, включает следующие основные блоки: компьютерный учебник с компьютерными структурно-логическими схемами, компьютерный задачник с генератором параметров задач, виртуальную лабораторию и диагностический блок.Мной, как преподавателем электротехники, применяются элементыметодики АУМК,которая способствует творческой активности,эффективной познавательной деятельности студентов , развитию их интеллектуальных , профессиональных способностей .В результате познавательная деятельность обучающихся становится исследовательской, проектной и вообще творческой.Научно-техническое творчество, основанное на умении исследовать, проектировать, конструировать, напрямую способствует развитию творческого потенциала будущих специалистов. В техникуме выявляются одаренные обучающиеся, которые склонны к проектированию, изобретательству. Из числа таких студентов готовятся участники регионального чемпионата «WorldSkillsRussia».

У наиболее одаренных студентов интерес к творческой деятельности в техникуме в дальнейшем перерастает в способность к ее применению и в профессиональной деятельности, становится личной потребностью и может достигать уровня изобретательства, проявление новаторских качеств.На уроках МДК, как преподаватель специальных электротехнических дисциплин обращаю особое внимание на внедрение проектной методики, которая предполагает в работе обучающихся над конкретным проектом постановку проблемы, формулировку гипотезы, выбора средств решения и проверку ее доказательности, грамотного оформления результатов.

Можно смело сказать, что в основе технического творчества лежит проектная деятельность, и обучение должно быть проектно-созидательным, включающим студентов в процесс проектирования и конструирования.

Именно проектная деятельность, научно-исследовательская работа способны сделать учебный процесс для студента личностно значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, самостоятельность.

При использовании данного подхода мне представляется возможность соединить цели образования, профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению, поэтому проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, развивает личностный потенциал студента.

Список литературы

1. Белогуров А.Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 20-25.

2. Резник С.ДПреподаватель вуза: технологии и организация деятельности - М.: ИНФРА-М, 2010. - 389с.

3.Соколова И.Ю., Борисова Е.Е Личностный потенциал человека и его развитие в образовательном процессе жизнедеятельности. Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 421-426;


Источники Интернет

1. http://refleader.ru/ Аксиологический подход в образовании.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!