СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта в системе дополнительного образования".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Робота с подростками по развитию навыков мелкой моторики рук. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта в системе дополнительного образования".»

Развитие мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта в системе дополнительного образования.


Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует систему восприятия.

Л.С. Выготский писал, что «Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная одаренность представляет часто центральную сферу для компенсации интеллектуального дефекта и выравнивания поведения.»

Подросток с нарушениями интеллекта после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида должен включиться в общественно-полезную деятельность, быть социально активным, равноправным гражданином государства. Ему необходимо участвовать в трудовых процессах, быть физически и двигательно готовым к выполнению предъявляемых нагрузок.

Проблема развития мелкой моторики в системе дополнительного образования весьма актуальна, так как именно трудовая деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся являются занятия по декоративно-прикладному искусству. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает дополнительное образование.

Применение разнообразных методов и приемов в системе дополнительного образования развивает у подростков с нарушением интеллекта: сенсорную культуру, эстетический вкус, творческие способности и др. Дополнительное образование позволяет подростку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Базой исследования явилось МС(К)ОУ Еманжелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Еткульского района Челябинской области. В эксперименте принимали участие дети с нарушением интеллекта старшего звена, в количестве 7 человек, которые занимаются в системе дополнительного образования и 7 человек, которые не посещают внеклассные мероприятия в системе дополнительного образования.

Работая с коллективом учащихся, мы имеем возможность непрерывно наблюдать и изучать своих учеников в развитии. Изучение учащихся – это фундамент, на котором строится вся система воспитания и коррекции личности ребенка.

Так как навыки мелкой моторики связаны с развитием произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, точности движения рук, координации движения руки и глаза, мы подобрали методики, которые и позволяют определить уровень развития этих составляющих.

На подготовительном этапе предусматривается изучение личных дел учащихся, протоколов ПМПК, продуктов деятельности, характеристики. Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития подростка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с учащимися.

Диагностический этап начинается со знакомства с подростком. Начало обучения подростка в системе дополнительного образования – ответственный период в его жизни. В этом возрасте подростки переживают психологический и физиологический кризис, связанный с переходом из детства в юношество. Это выражается и в поведении и в нежелании обучаться. Для полноценного включения подростка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью на занятиях использовать игровые моменты, которые направлены на создание доброжелательного, благоприятного климата в коллективе учащихся. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики рук и сенсорно-перцептивного развития подростка.

Основные методы диагностики направлены на изучение уровня состояния мелкой моторики рук, умения ориентироваться в своей работе на образец, выявление быстроты на манипуляцию мелкими предметами, развития произвольного внимания.

Проводимая диагностика на констатирующем этапе показала, что учащиеся обеих групп при выполнении данных заданий получили средние результаты, это составило 50%.

На формирующем этапе столкнулись с рядом трудностей. Многие учащиеся не могут провести линию через две данные точки. Им легче провести горизонтальную линию и труднее вертикальную. С трудом пользуются чертежным треугольникам для построения прямых и перпендикулярных углов. Самая сложная работа была в освоении техники вышивания. Учащиеся не умеют правильно использовать простейшие инструменты и приспособления. Для упрощения задания работа выполнялась на вафельных полотенцах. Схему рисунка переносили сами, чтобы учащиеся выработали и освоили технику вышивания. Моторика рук вялая, неуклюжая.

Полученные данные диагностики и возникшие трудности на формирующемся этапе подтолкнули нас на разработку коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта.

Данная программа включает в себя ряд этапов:

  1. Подготовительный этап.

  2. Диагностический этап.

  3. Коррекционно-развивающий этап.

  4. Составление индивидуального маршрута развития.

Программа строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:

  • принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;

  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов учащихся.

Цели программы:

1. Здоровьесбережение ребёнка.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

4. Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.

Программа позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и развитие
умений: проводить точные прямые линии, работать с бумагой, картоном, тканями.

2. Сенсорно-перцептивное развитие: уточнять и развивать зрительное восприятие; развивать пространственную ориентировку; умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.

3. Развитие коммуникативных навыков: активизировать словарь учащихся, создание благоприятной среды, побуждающей подростка к речевой активности; развивать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям; вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию; создавать условия для развития творческих способностей и воображения.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта и носят охранительный характер. Формы коррекционной работы разнообразны: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная. Выбор формы обусловлен нарушением познавательной деятельности подростка.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Основная часть.

  4. Подведение итогов.

Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев рук, это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности.

Так как занятие идет в течение 1 часа, необходимо продумывать физминутки с целью здоровьясбережения учащихся. Они позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и развивают умение ориентироваться в пространстве, так же обогащают словарь учащихся, развивают речь.

Подведение итогов занятия является обязательным. Этот этап позволяет приучать учащихся к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок.

Повторная диагностика проводится в конце учебного года, результаты заносятся в диаграммы или таблицы. Анализ и сравнение результатов диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития подростков.

Формирующийся этап показал, что у подростков посещающих занятия в системе дополнительного образования уровень мелкой моторики увеличился на 13% и составил 63%, у подростков, которые не посещали занятия в системе дополнительного образования, уровень мелкой моторики увеличился на 6% и составил 56%. Из всего этого можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая программа по развитию мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта работает и дает удовлетворительные показатели.

Итак, рационально и оптимально организованная коллективная деятельность может творить чудеса, раскрепощать мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей их анализу, самоанализу, способность к сотрудничеству.

Педагогический опыт показывает, что развитие мелкой моторики рук у подростков с нарушением интеллекта является трудной задачей, для успешного решения которое педагогу приходится преодолевать много трудностей. Не смотря на значительную задержку и нарушение развития двигательной сферы, развить мелкую моторику у подростков с нарушением интеллекта возможно, благодаря разнообразным методам и приемам.

Литература:

  1. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985г.

  2. Воронкова В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. , 1996г.

  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.:1991г.

  4. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Академия, 2007г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!