СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья _Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии на уроках трудового обучения (столярное дело)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья _Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии на уроках трудового обучения (столярное дело)»

 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

В РАЗВИТИИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

(СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО)

Аннотация

В статье рассматривается значение развития мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии на уроках трудового обучения; актуальность совершенствования приемов обучения, направленных на формирование интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков.

Ключевые слова: мелкая моторика, коррекция, трудовое обучение, трудовые навыки.

"Руки дают человеку голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки способствуют развитию мозга".

И.П. Павлов.

Трудовое обучение и воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в системе коррекционной педагогики и психологии. Именно поэтому многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребёнка»[3].

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости[1].

Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной (коррекционной) школой VIII вида – подготовка детей к самостоятельной жизни. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику»[5].

Все это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Обычно для детей с ОВЗ необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.
Одним из видов деятельности, корригирующий и ускоряющий развитие мелкой моторики, способствующий её развитию, является занятия на уроках трудового обучения (столярное дело).

Следует особо отметить, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).

В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П. Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления». 
Исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки[4].

В.М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Психолог Д. Сели так же придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Процесс развития ребёнка, в значительной степени - процесс развития движения. На уроках столярного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения столярному делу у обучающихся образуется система специальных навыков и умений.

Для этого на уроках столярного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:

навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги по разным направлениям, нанесение разметочных линий с помощью специальных измерительных приспособлений на заготовку);

навыки обработки материала (пиление, строгание, шлифование, сверление, резание); 

навыки соединения деталей (соединение с помощью гвоздей, саморезов, шурупов, клея); 

навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки, угольника и т.п.).

Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми и несложными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки.

Важную информацию о состоянии трудовой деятельности учащихся дают учителю анализ готовых работ, сравнение полученных данных с наблюдением на уроке. Правильно выполненная работа свидетельствует о достаточно четко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций.

Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.

Литература

  1. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы[Текст].-М.:Педагогика, 1990 г., - 120 с.

  2. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.-М., 1988.

  3. Кащенко В.П. Совершенствование урока трудового обучения. Начальная школа, [Текст]№2, 2001.

  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка[Текст].-М., 1973, - 193 с.

  5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).- 378 с.


THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN MENTALLY RETARDED CHILDREN ON THE LABOUR TRAINING.

Annotation

The article considers the meaning of the development of fine motor skills in mentally retarded children on the labour training besides actuality of improving teaching techniques, which helps to form intellectual labour skills and moving labour skills.

Keywords: fine motor skills, correction, labour training, labour skills.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!