СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Развитие метопредметных способностей.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие метопредметных способностей на уроках физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Развитие метопредметных способностей.»

Развитие метопредметных способностей на уроках физической культуры.

В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам обучения: личностные, предметные, метапредметные.

Рассмотрим более подробно третью составляющую – универсальные учебные действия, в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта универсальных учебных действий – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать универсальные учебные действия на уроках физической культуры?

Традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по  их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура».

Метапредметные задачи, которые решаются на уроке ФК можно разделить на 2 группы :

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Метапредметные результаты обеспечиваются через формирование универсальных учебных действий. Постольку существует достаточно большое количество видов универсальных учебных действий, то определение их структуры и содержания, является творчеством самих педагогов. Перечень этих действий на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Таблица 1

Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках физической культуры.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4. Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия 6.Анализ и синтез

7.Сравнение 8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 1-11 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Я хочу рассказать о методах и приемах, которые применяю на своих уроках для развития метапредметных способностей.

Это проблемного обучения через исследовательскую деятельность, что позволяет

  • активизировать учебную работу ребенка,

  • придать ей творческий характер,

  • передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

На уроках в младших классах главная задача: научить задавать себе вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Т. е научить ребенка смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Уже с первых уроков при изучении раздела «Гимнастика» детям дается задание – определить есть ли у них плоскостопие, а оно довольно часто встречается у школьников и обнаружить его несложно. Дети исследуют свою стопу дома, раскрасив ступни красками или гуашью, делают отпечатки на листе бумаги. На уроке класс делится на группы, каждая группа сравнивает полученные отпечатки с образцами, определяя свою форму стопы. И затем дети делают вывод, есть ли у них плоскостопие или нет. Вместе с ребятами разучиваем упражнения для укрепления стопы, которые нужно выполнять. Для проверки дается контрольное задание, которое следует выполнять раз в неделю – сколько метров лицом вперед продвинется занимающийся «гусеницей» за 20сек. Хороший показатель – 3м. Работая над этой темой, ребята получают знания – в какой обуви нужно ходить и осваивают упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия. Кроме того, каждая группа представляет полученные результаты в виде устного выступления на уроке. Таким образом, дети учатся представлять свое исследование, тем самым развивают коммуникативные навыки. Таких микроисследований в процессе обучения много. (Исследование осанки) Подготовив базу исследовательской деятельности в младшем звене, на последующих этапах мы её усложняем, расширяем и совершенствуем.

Кроме того, элементы проблемного изложения материала применяю в процессе обучения любому двигательному действию. Например, при совершенствовании прыжков и метаний ставлю перед учениками задачу определить причины, от которых зависит дальность полета тела прыгуна в длину, высоту (или дальность полета мяча). При этом даю задания: метать мяч под разными углами, сравнивая результаты попыток, изменять длину, скорость и угол разбега и сравнивать прыжки; сравнивать точность попадания в кольцо в зависимости от расстояния и т.п. Высокая мотивация создает не только эмоциональную включенность, но и побуждает учащегося искать новые знания и способы деятельности.

Система работы, построенная таким образом, позволяет мне заинтересовать школьников в написании научно-исследовательских работ по физической культуре.

Так нами подготовлены следующие исследования: «Два возраста человека» Работа «Два возраста человека» вызвала большой интерес среди ребят, где они узнали с помощью каких тестов можно определить свой биологический возраст и количество здоровья. Результаты исследования оказались неожиданными и заставили их задуматься. Оказалось, что у всех возраст биологический не соответствует паспортному, следовательно, все ребята мало уделяют внимания своему здоровью, значит и урокам физкультуры

Современное образование предполагает формирование и развитие у школьников компетенций обработки информации.

Развитие двигательных качеств - это одна из главных задач на уроках физической культуры. Применяемое мною индивидуальное тестирование с учетом динамики показателей каждого учащегося во многом помогает решить данную задачу. Учу детей сравнивать свой результат с результатом предыдущего тестирования. Умение анализировать эти результаты помогает учащимся самостоятельно определить свой уровень развития физических качеств и больше времени уделять воспитанию тех качеств, которые развиты в меньшей степени.

В 2011 году с учениками 3б класса мы сделали проект «Игры двух поколений». Отправной точкой проекта был большой интерес к играм, ребята очень любили играть на уроках, причем в разные игры. И вместе мы решили узнать, в какие игры любят играть их сверстники, а затем - в какие игры играли папы и мамы? Результатом проекта стал сборник подвижных игр «Давайте поиграем!» В результате исследования, ребята узнали много новых игр. Мы разучили их на уроках.

Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся. Это может быть достигнуто через использование технологии лидерства на занятиях.

Учащиеся начальной школы могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора. Задача учителя – помочь школьникам научиться работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать и разрешать конфликты.



Вывод. Для развития метапредметных способностей необходимо:

  1. Урок организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям.

  2. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно.

  3. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися рисунков, схем.

  4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!