СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Возможности обучаемости и социализации лиц с синдромом Дауна различны, они во многом зависят от интеллектуальных способностей детей и от усилий, прилагаемых родителями и педагогами. В большинстве случаев детям с синдромом Дауна минимальные бытовые и коммуникационные навыки, необходимые в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»»

«Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»

Автор: Быкова Ольга Александровна,

Учитель начальных классов (дефектолог) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»

Возможности обучаемости и социализации лиц с синдромом Дауна различны; они во многом зависят от интеллектуальных способностей детей и от усилий, прилагаемых родителями и педагогами. В большинстве случаев детям с синдромом Дауна удается привить минимальные бытовые и коммуникационные навыки, необходимые в повседневной жизни. Вместе с тем, известны случаи успехов таких пациентов в области изобразительного искусства, актерского мастерства, спорта, а также получения высшего образования. Взрослые с синдромом Дауна могут вести самостоятельную жизнь, овладевать несложными профессиями, создавать семьи.

Рисунок 1.

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к самостоятельной жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

 Задачей развития познавательной деятельности или когнитивного развития, является:

  • развитие мышления;

  • формирование понятий и отработка отдельных навыков;

  • обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы эту цель достичь.

Рисунок 2.

Развитие интеллекта у детей с синдромом Дауна

Интеллектуальная недостаточность бывает различной степени: от нижней границы нормативного развития до тяжелой степени умственной отсталости. Характерно снижение уровня интеллектуальных способностей по мере взросления ребенка (от незначительного отставания в младенчестве до выраженной степени в школьном возрасте).

Процессы восприятия у детей с синдромом Дауна замедленны, при этом отмечаются выраженные трудности интеграции своих ощущений. Так, например, ребенок с синдромом не может одновременно слушать, смотреть, реагировать и концентрировать внимание. Ему свойственно поверхностное и глобальное восприятие предмета.

Несмотря на то, что у ребенка зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, он предпочитает простые зрительные стимулы и избегает сложных изображений.

Обращают на себя трудности концентрации внимания, его низкий объем, нестойкость и рассеянность. Для запоминания ребенку требуется большое количество повторений, есть нарушения механической кратковременной памяти.

Для таких детей характерны нарушение планирования, медленное формирование понятий и развития навыков, трудности оперирования одновременно несколькими понятиями, сложности перенесения усвоенных навыков в новую ситуацию.

При этом у большинства детей отмечаются неплохие подражательные способности, которые могут быть использованы при формировании навыков самообслуживания и трудовых навыков. С возрастом дети с синдромом Дауна все больше затрудняются в освоении новых навыков в сравнении со своими нормотипичными сверстниками.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

    В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят такие же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей школьного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую;

• замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность), т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем и темпами их развития, которые могут существенно различаться.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

Рисунок 5.

                                               

1.Самое первое условие — эти занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку.  Если не удается сделать задание интересным для ребенка,  тогда он выполнит его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание! Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Надо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

     2. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Как правило, дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте самом раннем возрасте.

     3. В основе обучения ребенка школьного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он «работает», для отработки одних и тех же навыков  необходимо пользоваться различными материалами.

    4. Важно научить ребенка заниматься за столом: рисовать, раскрашивать, лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание  занимало 2-3 минуты, а все занятие — 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена  до 5-7 минут, а продолжительность занятия — до 30 минут. В основу программы когнитивного развития легли:

  • предметность мышления дошкольников;

  • опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению;

  • использование собственной мотивации ребенка;

  • обучение в игровой форме;

  • возможность учёта  особенностей, предпочтений и скорости обучения.

Как обучить ребенка простой работе в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи:

  • мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию точности движений;

  • стирка и выжимание белья (руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения;

  • лепка из теста пирожков;

  • развешивание постиранного  белья и закрепление прищепками;

  • работа в огороде.

Ребенок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления, для него основные формы получения знаний — это игра и участие в бытовых делах и только потом — специально организованные дидактические занятия.

Самой главной деятельностью любого ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его нужно научить, играя с ним,  показывая ребенку, что он может делать с игрушками.

Методика проведения дидактических занятий

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

  1. Внимание и память

Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается необходимым при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять; пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко на плите; вспомнить про ключи прежде, чем дверь захлопнута.

Обучающийся должен выполнять следующие действия:

  • находить по просьбе учителя одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка;

  • иметь представление о постоянстве объекта;

  • находить по просьбе учителя одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка;

  • выполнять инструкции из двух шагов или двух значимых слов;

  • запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор»;

  • сравнить пары карточек, найти отличия.                                                                                                                             

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования включает следующие действия:

  • сортировка с опорой на образец;

  • формирование понятия «одинаковый», подбор пар одинаковых картинок;

  • сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки;

  • формирование понятия «средний»;

  • сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки;

  • сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки.

 III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей, включает:

  • конструирование по жесткой схеме;

  • конструирование по образцу;

  • строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.);

  • складывание целого из частей;

  • складывание картинки из 2-6 частей, опираясь на анализ сюжета.

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале, например:

  • продолжить последовательность — красный, желтый,  красный, желтый...

  • классификация: найти лишнюю в серии из  четырех предложенных   картинок.

 V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

  • знание числовой последовательности от 1 до 5;

  • пересчет предметов с подведением итога;

  • умение взять по просьбе заданное количество предметов;

  • соотнесение количества и числа;

  • решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала.

VI. Игровая деятельность

Рисунок 6.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым. Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становится участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для школьников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.

     Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

Рисунок 6.

      Конечная цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.   

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!