СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  показано через какие формы работы происходит развитие профессионального самоопределения воспитанников  ОВЗ в условиях школы интерната.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»»

Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного

выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.

Дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

Главная задача специального образования – подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду учащихся со сложной структурой дефекта ( интеллектуальной недостаточностью и глухотой0 , т.к. выбор профессии для таких учащихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей.
При работе с такими детьми в процессе трудового воспитания должны решаться следующие задачи:

1.Формировать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказать возможную, посильную помощь.

2. Формировать трудовые навыки, совершенствовать их в процессе деятельности.

3. Воспитывать ответственность, готовность помочь, бережливость.

4.Формировать умения организовать свою работу и работу в коллективе, умение наводить порядок, складывать оборудование после завершения работы.

5. Воспитывать умения дружно работать в коллективе, помогать друг другу, оценивать свою и чужую работу.

Эти задачи решаются через урочную и внеурочную деятельность педагогов школы-интерната. На классных часах, информационных, групповых часах ведётся работа по формированию профессионального самоопределения и профориентационная работа по воспитанию и формированию уважительного отношения к труду, пониманию важности труда в жизни общества. Педагог формирует у обучающихся дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.

Трудолюбие и уважение к труду прививается на занятиях через подбор интересных и красочных материалов и заданий, что позволяет привить стойкий интерес к труду.

Общественно-полезный труд позволяет на практике показать учащимся значимость труда в жизни общества. Воспитанники ежегодно трудятся на пришкольном участке, занимаются уборкой территории в осеннее-весенний период, еженедельно посещают занятия в эко-клубе «Мир вокруг нас».

В качестве ежедневного способа для формирования трудовой дисциплины в школе-интернате используется график дежурств. Данный способ позволяет не только развивать навык самоконтроля, но и уважение к чужому труду.

В качестве познавательных внеклассных мероприятий используются игры. Например, «Назови профессию». Учащимся раздают или показывают картинку с человеком определенной профессии. Так как дети со сложной структурой дефекта ( интеллектуальные нарушения и глухота), то к картинкам добавляется карточка с речевым материалом. Они должны назвать профессию, рассказать, что делает человек данной профессии. Или соотнести предложения с картинкой. Можно повторять картинки и профессии, чтобы учащиеся лучше запомнили соответствие между картинкой, названием профессии и деятельностью. Игра может изменяться. Например, можно показать или назвать инструмент, которым пользуется человек. Задача учащихся - определить, люди какой профессии пользуются предложенными предметами.

В дальнейшем обучающиеся более подробно знакомятся с трудом и профессией. Именно тогда проводится работа по формированию профессионального сознания. Характер работы по формированию профессионального самоопределения усложняется.

На следующем этапе работы нужно не только развивать трудовые умения и навыки учащихся, а ещё воспитывать стремление делать это самостоятельно. Учить не только справляться с заданием, но и рассматривать работу на занятии как шаг в направлении к профессиональной деятельности.

Работа по профориентации ведётся также на таком воспитательском занятии как самостоятельное чтение. Педагог подбирает тексты, в которых говорится не только о профессии, но и о ее трудностях. Профессии должны быть понятными и доступными для умственно отсталых учащихся.

Для большей эффективности учащиеся ходят на экскурсии на производство, знакомятся с представителями разных профессий и т.д. Данные мероприятия продолжают формировать положительное отношение к труду, к представителям разным профессий, продолжают формировать понимание значимости труда для общества. Для того, чтобы встречи и экскурсии были более информативными, нельзя упускать подготовительный этап. На этом этапе педагог с обучающими составляют и записывают вопросы, на которые нужно получить ответы в ходе экскурсии (встречи) или после неё. Старшеклассники могут узнать и записать названия профессий, виды работ на производстве, условия работы и т.д. Получая индивидуальное задание, ребенок более внимательно будет слушать и наблюдать за представителями интересующей его профессии.

Важно привлекать внимание детей к общественной значимости профессии и к тому, какой труд в большей степени задействует специалист: физический или интеллектуальный.

Такой метод работы позволяет не только заинтересовать учащихся в работе на производстве, но и позволяет учащимся аргументировать свое отношение к профессии с опорой на полученный опыт.

Через организацию выставок работ учащихся, конкурсов поделок демонстрируются навыки, которые они приобрели. Такие внеклассные мероприятия играют важную воспитательную роль. Учащиеся должны ответственно отнестись к работе, показать себя с лучшей стороны,

На мероприятие приглашаются педагоги, родители, представители профессии.

Привлечение детей со сложной структурой дефекта к занятиям различными видами трудовой деятельности, выполнение упражнений, имеющих как личностный, так и общественный смысл для каждого ребёнка, позволяют наблюдать, как дети научаются устанавливать доступные социальные связи на уровне коллектива класса и школы, как формируются у них социальные навыки взаимодействия с окружающими и, как следствие этого, достаточную социализацию в будущем.

Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если профориентационная работа в школе - интернате носит системный характер, т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.



Литература:

1.Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников:

труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

2. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: Перспектива, 2002
3.Садковская, И.В. Проблемы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 54.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!