СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие речи на уроках русского языка для учащихся с интеллектуальными нарушениями с помощью коррекционно - развивающих упражнений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП основное общее образование

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие речи на уроках русского языка для учащихся с интеллектуальными нарушениями с помощью коррекционно - развивающих упражнений"»

Развитие речи на уроках русского языка для учащихся с интеллектуальными нарушениями с помощью коррекционно - развивающих упражнений.

Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, внимание, восприятие. Снижен уровень обобщения, сравнения, анализа, классификации.

Для того, чтобы помочь учащимся научиться сравнивать, делать выводы, обобщать, устанавливать простые закономерности, применяю коррекционно-развивающие упражнения.   Применение таких упражнений на уроках русского языка развивает и поддерживает интерес к урокам, воспитывает культуру речи, развивает навыки анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфемного, анализа и синтеза предложений), развивает навыки словообразования и словоизменения, обогащает, уточняет, актуализирует словарный запас, развивает связную речь.

Важной особенностью коррекционно-развивающих упражнений является их универсальный характер, так как они дают возможность закрепить и повторить сразу несколько изученных тем и сформировать ряд умений.

Упражнения условно можно разделить на три группы: работа над словом, работа над предложением, работа над текстом. В этой работе использую следующие коррекционные приёмы: словесные лабиринты, изменение направления текста, слова с «зашумлением», анаграммы (анаграммы с нумерацией). Эти приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету. Например: приём «Зашифрованное слово» указывает на тему урока.

  1. Работа со словом

  1. СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс! («Состав слова»);

  2. «Существительное»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 0

1 1

12

1 3

1 4

15



щ

в

с

у

с

е

и

т

е

ь

т

е

л

н

о



  1. Использование загадок:

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш) («Правописание ь знака после шипящих»);


Кто ходит ночь

И ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы) («Безударные гласные в корне слов»)


  1. Подберите противоположные (сходные) по значению слова. Определите склонение каждого из них («Склонение имен существительных»)


Грусть — печаль.        Мир — война.

Неправда —  . ..  .        Правда — .. .  .

Доктор —  . . .  .         Радость — ...  .

  1. «Собери слово» («Сложные слова»)

Лист воз

Дым руб

Лес пад

Пар О вод

Верх ход

Сам лаз

Сад вар


  1. Упражнение «Четвертый лишний»


Вышел, постучал, пробежка, пробежал.

Поиграл, пожурил, полет, полетел.


  1. Упражнение «Умный мяч» Называю профессию и бросаю мяч ученику. Ученик говорит, что делает представитель этой профессии и возвращает мяч.

Сторож, шофер, учитель, продавец, сторож, парикмахер, дворник, штукатур, маляр, грузчик, повар, санитарка.


  1. Упражнение «Напиши одним словом» («Несклоняемые имена существительные»

Наёмный автомобиль с оплатой по счетчику –

Подземная железная дорога –

Отдельное помещение в пассажирском вагоне –

Мастерская для пошива одежды –

Напиток из молотых зёрен тропического растения -


  1. Очень любят наши дети разгадывать ребусы. Ребусы – разминка для ума. Ребусы являются отличной зарядкой для ума.  В процессе поиска правильного ответа они учатся рассуждать и делать необходимые выводы. Ребусы хорошо подходят при изучении имени существительного. Можно определять род, склонение, одушевленное, неодушевлённое и т.д.

Я предлагаю вам ребусы с именами. Можно использовать при изучении темы «Имя собственное».


  1. Работа с предложением тесно связана и с работой над словом, так как грамматические, лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга. На уроках использую упражнения, которые направлены на исправления речевых ошибок учащихся: составление предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, составление предложений по картине, по опорным словам, распространение предложений, конструирование предложений по схемам, редактирование предложений, конструирование деформированного предложения. Величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности представляют пословицы.


  1. Упражнение «Расшифруй» («Предложение»)


Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.


Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт, ахф хлфенхь фпхорфтихт.


  1. «Найди ошибки».


Дело – время, потеха – час. («Падеж имён существительных»).

  1. Задание: Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Запишите пословицы в такой очередности, чтобы существительное «труд» соблюдало порядок падежей в падежной таблице.

Живи своим трудом, а не чужим.
Кто любит труд, того люди чтут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  1. Работа с текстом - один из важных видов работы на уроке. Текст — это сложный организм, в ко­тором взаимодействуют языковые сред­ства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, граммати­ческие), что именно благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие тексту.

  1. Работа с деформированным текстом. Задание: составьте рецепт приготовления чая. При изучении словарного слова «температура» (7 класс)


  • Разлить по стаканам, разбавить кипятком, подавать на стол.

  • Сполоснуть чайник кипятком.

  • Накрыть чайник чистым полотенцем и дать постоять 5-7 минут.

  • Всыпать 1-2 чайные ложки чайной заварки.

  • Долить чайник кипятком.

  • Заваривать чай надо в специальном чайнике.

  • Залить крутым кипятком до половины чайника.

  1. Составление связного рассказа по опорным словам. При изучении неопределённой формы глагола предлагаю учащимся составить связный рассказ: «Как приготовить винегрет».

Сначала отобрать

Затем промыть

Далее налить

Потом поставить

Наконец сварить

очистить

нарезать

добавить

размешать

разложить

подать

  1. Упражнение «Установи связь» (составьте памятку на тему «Хорошие манеры») («Не с глаголами»)



Надо уметь мешать друг другу. говори очень громко. перебивай собеседника. критикуй человека за спиной. бойся сказать правду в глаза товарищу.

В результате систематического использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках русского языка, у учащихся активизируется интерес к учению, возникает потребность внимательно слушать объяснения учителя, появляется азарт в выполнении заданий, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!