СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Развитие речи учащихся в связи с изучением произведений И.С.Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о возможности развития речи учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева

Просмотр содержимого документа
«Статья. Развитие речи учащихся в связи с изучением произведений И.С.Тургенева»

Развитие речи учащихся в связи с изучением произведений И.С.Тургенева

Казакова Лариса Владимировна,

МКОУ «Песчано-Колединская СОШ»

учитель русского языка и литературы

Язык , по самой природе своей, есть орудие общения.

Литература-расцвет языка, его наибольшая полнота-

есть великое общественное дело. Это надо всегда

чувствовать и этим критерием можно и

должно проверять свою работу.

В. Короленко

Что значит развивать речь? Это значит учиться хорошо говорить, слушать, писать и читать. Почему? Потому что речь-процесс двусторонний. Например, один рассказывает о чем-либо, другой-слушает, один написал рассказ-другой читает. По-другому говоря, в процессе речевого общения один создает высказывание в устной или письменной форме, а другой это высказывание воспринимает. Процесс обогащения устной и письменной речи учащихся на основе чтения, изучения, обсуждения прочитанного не может быть легким и простым. От учащихся при этом требуются определенные усилия, чтобы выработать навыки- слушать и слышать, читать и размышлять над прочитанным , устно и письменно поделиться своими впечатлениями.

Развивать устную речь детей- значит способствовать тому, чтобы она была более точной, логичной, образной, связной, интонационно богатой. И если логически правильная, точная, выразительная речь школьника- предмет заботы всех педагогов, то выразительность, связность, эмоциональность, интонационная насыщенность приобретаются в большей степени на уроках литературы. Помочь школьникам преодолеть трудности на пути к совершенствованию речи призваны, в первую очередь, уроки литературы, на которых мы изучаем творчество писателей, как русских, так и зарубежных.

Разумеется, особую роль играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, рассказов о писателе, его творчестве, устный отзыв на просмотренный фильм или прочитанное произведение, анализ, характеристика героев. Читая воспоминания,высказывания, предваряющие изучение произведения того или иного писателя, школьники усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения, термины, определения. Совершенствованию речи способствуют и упражнения по выразительному чтению художественных произведений, с постепенным их усложнением.

«…Тургенев никогда не накладывает густых красок, никогда не применяет слишком сильных выражений. Наоборот, он повествует с большой пластичностью, употребляет всегда безукоризненный слог, который необычайно обвинительного акта крепостничеству»,- писал А.И.Герцен.

«Безукоризненный слог» и «большая пластичность», покорившие Герцена, необычайная требовательность писателя к собственному слову и слогу других писателей- всё это может служить несомненными предпосылками для организации работы по развитию устной речи. Проводя уроки литературы по произведениям И.С.Тургенева, будем обращать большое внимание на портреты, описания, диалоги, попытаемся научить школьников пересказывать тургеневский текст с учетом его специфики, убедить учащихся в правоте слов о том, что русский язык в руках умелых в состоянии совершать чудеса. Так, например, рассказ И.С. Тургенева «Муму» позволит обратить большое внимание на пересказ сюжета, сопоставление эпизодов. «Бежин луг», «Бирюк» и стихотворения в прозе будут стимулировать школьников к выявлению особой роли описаний, их выразительному чтению, введение в собственные пересказы. Организовать работу по развитию речи при изучении творчества

И. С. Тургенева можно по- разному, в том числе следующим образом.

Целесообразно подготовить к уроку плакат со словами стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык». На столе учащихся заранее подготовлены тексты рассказа «Бежин луг», книги со стихотворениями в прозе Тургенева, «Записки охотника», рассказы, иллюстрации к рассказам , на доске- портрет писателя.

Начиная урок словарной работой, включаем в нее, прежде всего упражнения, основанные на только что прочитанном рассказе «Бежин луг». Например:

1.Прослушайте внимательно и постарайтесь «увидеть» благодаря нескольким тургеневским строчкам картины, затем устно расскажите, как вы себе их представляете:

«…вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени…»

«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота…Все кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали…поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак… Побледневшее небо стало опять синеть- но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем».

«…Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею…»

2.Какие эпитеты помогли автору «нарисовать» портреты мальчиков? Какие детали этих портретов говорят о характере героев, зажиточности или бедности их родителей?

А) «…Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские…»

Б) «… У второго мальчика, … , волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»

В) «Лицо третьего, …, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. .. ему на вид было не более двенадцати лет».

Г) «Четвертый, ..., мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно...»

Вторым этапом работы может быть конкурс на лучший рассказ о героях. Такой конкурс подведет итог большой предыдущей работе, выявит наиболее интересные рассказы, в которых прозвучит описание, рассуждение учащихся, умение оценить отношение автора к героям.

Третьим этапом может стать инсценирование диалогов из рассказа «Бежин луг».

В заключение уместно послушать звукозапись отрывка из рассказа в исполнении А. Киселёва ( или других мастеров чтения) или рассмотреть и описать иллюстрации к рассказу, репродукцию картины В. Маковского.

Интересным по содержанию может быть урок знакомства со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Причем, использовать можно разные стихотворения: «Воробей», «Русский язык», «Щи», «Близнецы», «Два богача», «Голуби», прочитанные самостоятельно.

Урок целесообразнее начать с выяснения, насколько хорошо запомнились школьникам прочитанные произведения. Например:

  1. Какие из прочитанных вами произведений Тургенева имеют такое начало?

А) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» («Русский язык»)

Б) «Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.» («Голуби»)

В) «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. («Два богача»)

Г) «У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон. («Щи»)


  1. Какие из прочитанных произведений имеют такой конец?

А) «Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.» («Щи»)

Б) «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.» («Воробей»)

В) «Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.» («Близнецы»)

Г) «— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!» («Два богача»)

  1. Что вы можете рассказать о стихотворениях в прозе?

Этот вопрос призван выяснить, насколько знакомы ученикам тексты стихотворений в прозе и нравится ли они им.


Можно предложить следующие вопросы:

- Начало какого из этих произведений вам особенно понравилось?

-О какой жизни рассказал нам автор стихотворения «Щи», о чем горюет он и что в стихотворении более всего поражает читателя?

-Что восхищает автора в «героях» стихотворения «Воробей» и к какому обобщению можно прийти, прочитав это стихотворение?

Можно предложить ребятам прослушать несколько стихотворений в прозе в исполнении актеров и попросить оценить это чтение ( чем понравилось чтение, на что обращают внимание чтецы и т.д.)


Уроки или фрагменты уроков в старших классах при изучении творчества Ивана Сергеевича Тургенева, могут начинаться с докладов об особенностях языка произведений писателя, с прослушивания и обсуждения актерского чтения, с конкурсного чтения и последующего обсуждения текстов писателя ( стихотворений в прозе, отрывков из прозаических произведений писателя) и т.д.

После обсуждения предлагаем вопросы и задания:

  1. Что внес И. С. Тургенев в русский литературный язык?

  2. На что обратил внимание писатель, говоря о своеобразии русского языка?

  3. Как мысли Тургенева о русском языке воплотились в его произведениях? Приведите примеры.

  4. Помогло ли чтение тургеневских произведений обогащению вашей собственной речи?

  5. Откуда, из какого произведения взят этот пейзаж? Чем он особенно интересен? Какое настроение он рождает? Как помогает развитию действия, осознанию настроения героев?

  6. Чей это портрет? Чем интересно описание портрета? Какие существенные черты героя подчеркивает автор? Что бы вы рассказали о характере героя?

  7. Чем интересен монолог или диалог? Откуда он? Из какого произведения ?


Как построить работу по развитию речи, зависит от ситуации, от учителя…Можно сказать одно: произведения И.С.Тургенева – это настоящий кладезь для формирования культуры речи учащихся.

Культура речи учащихся- составная часть не только преподавания русского языка и литературы, но и всей системы образования и воспитания школьников. Н.М.Карамзин сказал мудрые слова: «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!