СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Компьютер как средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики"»

Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и творческому потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки студентов, при которой колледж оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Компьютер как средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Владение компьютером – важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции я рассматриваю преподавание своего предмета. Ребята должны осознать, что компьютер – это, прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в бытовой и профессиональной деятельности человека.

Компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

Главное для побуждения обучающихся к творчеству – это создание условий эмоционально-комфортных для творчества, подбор заданий, стимулирующих познавательную активность студентов.

Педагог ничего не навязывает, а создаёт такую атмосферу на учебных занятиях, когда ученику хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.

На протяжении вот уже нескольких лет работаю над методической темой: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики в условиях профессионального обучения как средство самореализации личности».

При организации учебного процесса использую современные формы проведения уроков. Традиционными для обучающихся при изучении информатики стали уроки творчества: урок-интервью, урок-экскурсия, видеоурок и т.д. Особый успех при выполнении практических работ занимают игровые уроки: урок – деловая игра, урок-соревнование, урок-КВН и др.

Так, на уроке «Выполнение расчетов и построение графиков в электронных таблицах» обучающимся предлагается поиграть в деловую игру под названием «Фирма «Компьютерленд». Студенты выполняют практические задания, в зависимости от представляемой ими должности: вице-президент, заведующий складом, менеджер, бухгалтер, продавцы-консультанты заведующий отделом по продажам, повар, продавец, администратор кафе и др. При распределении заданий применяется дифференцированный подход, т.е. по знаниям и возможностям обучающихся. Каждое задание является частью годового отчета фирмы, от результата которого зависит её рентабельность. Таким образом, все студенты заинтересованы в успехе выполнения данной комплексной работы. При этом каждый выполняет свою отведенную роль и доложен свои отчеты представить в соответствующем образе.

Обучающиеся на уроках оформляют графические кластеры, на которых выражают главную цель урока. Например, при изучении темы «Базы данных» студенты нарисовали плакат, на котором изобразили потребность человека в различных базах данных в повседневной жизни, учёбе, работе.



Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на их личном опыте. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Преподаватель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

В проектной деятельности обучающийся наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Например, при проведении урока «Разработка и создание коллажа в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop» студенты в парах оформляют визитные карточки по своей профессии. Не удивительно, что это одна из любимых тем, так как при выполнении данного проекта у обучающихся рождается масса творческих идей и порой не хватает урока на их воплощение.


При изучении темы «Информационная технология создания мультимедийных презентаций» даю учащимся задание продумать тему проекта. Как правило, она должна быть связана с их будущей профессией. Метродотели представляют «Отель своей мечты», конфетчики и наладчики оформляют ролики о перспективах развития кондитерской фабрики «АО «Баян-Сулу», повара и официанты разрабатывают мультимедийные бизнес-проекты своего будущего ресторана, кондитера и пекари фантазируют на тему «Кулинарные шедевры» и т.д.. Возможности для творчества здесь безграничны. При этом провожу мотивацию учебной деятельности с помощью демонстрации презентаций, созданных студентами. Такие уроки помогают обучающимся также проявить свои способности в умении высказываться публично.


На внеклассных мероприятиях студенты демонстрируют свои актерские данные. В моей практике организации предметных недель по информатике, наиболее интересными были театральные миниатюры: «Сказка об Интернете», «Суд над компьютером», ток-шоу «Современная техника или здоровье – есть ли компромисс?» и др.




Таким образом, обучающиеся учатся анализировать проблемные ситуации; выбирать информационные средства, необходимые для достижения поставленной цели; отыскивать возможные пути решения проблемы, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям и умениям.

Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача педагога – научить обучающегося учиться, так как этот процесс продолжается всю жизнь. Правильно определить способности ученика, максимально раскрыть и развить его талант. Научить будущего специалиста созидать, творить и получать от этого процесса удовольствие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!