СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федерального государственного образовательного стандарта."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья       "Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федерального государственного образовательного стандарта."

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федерального государственного образовательного стандарта."»




Ахтариева И.Б., учитель музыки Зайцевореченской ОСШ Нижневартовского района ХМАО-Югры.

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федерального государственного образовательного стандарта.


Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. Они в свою очередь способствуют достижению цели урока. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения)

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

Стандарт музыкального общего образования реализует Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и опирается на развитие музыкального образования и деятельностное освоение искусства. Общие цели образования – ориентация на развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий. Познание и освоение мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса. Задачи образования – развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусств, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

В основе музыкально - педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Возможная проблема: диалог учителя и учеников, подводящий школьников к выводу о том, например, какова же тема урока, может несколько затянуться и плохо повлиять на дальнейший ход урока. Системно-деятельностный подход требует от учителя большей подготовки к уроку и творчества.

Музыка обеспечивает среду формирования духовно- нравственной культуры личности на основе культурно- исторических и национально- культурных традиций России, формирование опыта музыкально- творческой деятельности.

Известно, что хорошая организация урока – это половина успеха обучения. При подготовке к уроку учитель всегда должен отвечать на вопрос чему учить детей, какие умения и навыки развивать, для чего изучается определенный материал уроков, с какой целью необходимо использовать какие- либо виды деятельности, пользоваться определенными методами изучения.

Главным звеном в проблеме музыкально- эстетического воспитания в общеобразовательной школе является личность учителя. По словам Б. С. Рачиной, «пока интересно учителю – интересно детям». На первый план выступает творчество учителя. Оно должно опираться на художественно- педагогическую интуицию. Урок музыки должен являться результатом творчества. Если учитель влечёт творческое общение с учениками, проявляет себя как педагог и как музыкант, дети ему верят и всегда готовы к сотрудничеству.

Организационный момент урока.

Первые слова учителя, его манера говорить, внешний облик, настроение играют решающую роль на стартовом этапе урока. Первые минуты встречи и контакта учеников с учителем влияют на ход урока, его эффективность, его деловую и творческую атмосферу. Начало урока должно замотивировать учащихся к обучению. Учитель создает нормальный климат в классе, определяет его настроение, настроение отдельных детей, в кратчайшее время успокаивает эмоциональное возбуждение или снимает психологическое напряжение. Необходимо создать на уроке определенную психологическую атмосферу тепла, добра, радости. Именно такая атмосфера урока способствует стремлению к познанию музыки, активному музицированию, созданию креативной среды на уроке

Музыкальное приветствие создает атмосферу заинтересованности уроком музыки. Учитель может выбрать собственный путь поиска музыкального приветствия. Его можно найти в методической литературе, сочинить самому, вместе с детьми импровизировать на выбранный текст, исполнить предложенный текст на знакомую популярную мелодию.

Музыкальные приветствия могут выполнять функцию креативных заданий. Например:

предложить ученикам придумать собственный текст приветствия; импровизировать ритм; сочинить мелодию.

Исполнение музыкальных приветствий предвидит разные варианты объединения сольного, ансамблевого и хорового пения. Выбор варианта исполнения зависит от текста приветствия, исполнительского плана, совместно продуманного учителем и учениками.

Кроме общей цели урока, связанной с раскрытием темы, учитель определяет поэтапные задачи реализации учебного материала в разных видах музыкальной деятельности на уроке. Это, как показывает практика, сосредотачивает внимание учеников, активизирует, мобилизирует их познавательную деятельность.

Иногда знакомству с темой помогает произведение, под звуки которого ученики входят в класс. Например: вход в класс под «Марш» П. Чайковского из балета «Щелкунчик». Учитель после приветствия спрашивает изменялась ли музыка марша, на что ученики дают утвердительный ответ. Учитель говорит: «Мы продолжаем изучать тему «Развитие музыки» и поговорим о музыке, которая постоянно изменяется, развивается».

Одним из интересных способов ознакомления с темой и задачами может быть появления гостя урока. Ним может оказаться человек, игрушка, сказочный персонаж и т.д. Гость может объявить или напомнить тему, объявить задачу. Так, например, в первом классе появляется Динозаврик (рисунок на большом лист бумаги). От его имени учитель говорит, что Динозаврик хочет быть гостем урока и услышать «О чем и как рассказывает музыка».

На итоговом уроке во втором классе гостями могут стать три кита - Песня, Танец и Марш (в виде рисунков или учеников в масках). Они выясняют, сколько песен, танцев и маршей выучили дети, в каких жизненных ситуациях они нужны человеку. Во время изучения темы «Куда ведут нас три кита?» эти же «герои» могут объявить подтемы уроков: «Куда ведет нас песня?», «Куда ведет нас танец?» и т.д.

В пятом классе гостем может быть писатель, поэт или художник, в шестом - сам Вольфганг Амадей Моцарт, в седьмом - Ромео и Джульетта, в восьмом - рок-музыкант, джаз-музыкант, современный местный композитор...


Слушание - восприятие музыки.

Научить детей «слышать» музыку (т.е. воспринимать ее) является важнейшей задачей музыкального воспитания. Восприятие музыки происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем слушание-восприятие музыки является самостоятельным видом деятельности на уроке. Музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее, - это напряженная работа сердца и ума и особое творчество.

Развитие музыкально-креативных способностей на данном этапе урока тесно связано с правильным и последовательным формированием у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу. На уроке необходимо создать условие для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Затем задача учителя подвести детей к осознанию содержания произведения, внести радость в общении с музыкой.

Не смотря на то, что у каждого ребенка свои интересы, свой внутренний мир, в определенном возрасте школьников объединяют общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают веселую жизнерадостную музыку, а также произведения, посвященные героической тематике. Им доступны пьесы, которые выражают их внутренний мир. Музыкальные произведения по слушанию музыки в начальной школе должны иметь яркий образ, живое поэтическое содержание, гибкость ритмов, простую форму и ясный музыкальный язык. К ним относятся: «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Вальс - шутка» Д. Шостаковича, «Сказочка» С. Прокофьева и многие другие. Школьники III - IV классов хорошо воспринимают героическую музыку прошлого и настоящего, музыку разных народов, народную музыку, звучащую в классических произведениях. Подростки тяготеют к произведениям, выражающим более сложный внутренний мир человека. Им нравится музыка XX века с ее своеобразными ритмами. Старших подростков привлекают образы любви. Им нравится слушать симфонические произведения П. Чайковского, героическую музыку Л. Бетховена и многие другие произведения им подобные. В подростковом возрасте детям интересна музыка, в которой трансформируются ранее знакомые им произведения других авторов. Например, Соната для альта и фортепиано Д. Шостаковича. В ней «цитируется» «Лунная соната» Л. Бетховена лишь с тем отличием, что в Сонате Д. Шостаковича она приобретает четырехдольность звучания.

Слушание знакомых пьес в новом звучании, сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же музыкального произведения активизирует креативность учащихся, обогащают их восприятие. Например: слушание и сравнение «Вокализа» С. Рахманинова, «Серенады» Ф. Шуберта в вокальном исполнении мелодии и инструментальном.

Музыкально-креативные способности детей развивает «живое» исполнение музыки учителем, учениками музыкальных школ. Школьники старших классов музыкальных школ своим исполнительским мастерством на уроке приносит истинное наслаждение музыкой, побуждает у других детей желание научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Среди пьес, которые наиболее часто исполняются на уроке учениками музыкальных школ, - «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Камаринская» П. Чайковского, «Весело - грустно» Л. Бетховена, «К Элизе» Л. Бетховена, «Турецкий марш» В. Моцарта.

Однако в основном на уроке школьники слушают музыку в грамзаписи, по возможности используется видеозапись. При этом важно качество технических средств обучения. Некачественная запись (остановка звука, шипение и др.) отвлекает учащихся от восприятия произведения.

Методы и приемы, используемые для подготовки школьников к эмоциональному восприятию музыки:

- вступительное слово учителя;

- использование произведений других видов искусства;

- вокализация тем музыкальных сочинений.

Для вступительного слова можно использовать поэзию, отрывки из рассказов, романов. Так, например, почувствовать пафос героической музыки Л. Бетховена поможет прочитанный отрывок из стихотворения И. Сельвинского:

Что за глубина!

Из океана эти волны льются!

Бетховена волна —

Из глубины французской революции...

На восприятие романса Н. Глинки «Жаворонок» поможет настроить прочитанный отрывок стихотворения К. Оленина:

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки —

Ладони музыкой полны.

В некоторых случаях используются произведения живописи. Этот метод лучше применять, по словам Н.Л. Гродзенской, когда речь идет о темах, далеких от жизненного опыта учащихся. Например: восприятию «Богатырской симфонии» А. Бородина способствует знакомство учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри», перед слушанием русской народной песни «Эй, ухнем!» целесообразно показать детям картину И. Репина «Бурлаки на Волге».

Создание креативной среды на уроке зависит от информационно-насыщенной беседы учителя или ученика до и после слушания музыки. В его основе могут быть разнообразные сведения о композиторе, интересные случаи из его жизни или жизни исполнителей, история создания произведений, его идея, проблематика. Можно начать с беседы об образе. Можно говорить о средствах музыкальной выразительности, музыкальной форме, музыкальной драматургии, музыкальных инструментах, ансамбле, оркестре. Можно говорить об исполнителях, их мастерстве, художественном направлении, стиле, исторической эпохе, важных исторических периодах. Можно связать произведение с передачами по радио и телевидением. По словам Н. Гродзенской, необходимо пробуждать эмоциональную память слушателей.

Во вступительном слове должна быть установка на восприятие музыки. В начальной школе можно предложить детям прослушать «Камаринскую» П. Чайковского в исполнении русских народных инструментов. Необходимо показать детям русские народные инструменты по возможности предложить ученику музыкальной школы сыграть мелодию «Камаринской», например, на балалайке. Дать возможность детям увидеть близко русские народные инструменты, прикоснуться к ним. Затем перед слушанием музыки учитель обращается к детям со словами: «Ребята! Постарайтесь почувствовать, как звучание русских народных инструментов помогает ярче передать задорный, плясовой характер «Камаринской» и создать впечатление перехода от широких танцевальных движений к веселым, быстрым.»

В подростковом возрасте развитию музыкально-креативных способностей способствуют методы сравнения, сопоставления, проблемные ситуации, включающие такие компоненты урока, как необходимость, при которой возникает потребность в новом поисковом действии; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; возможность учащихся в выполнении проблемного задания. В поисковой деятельности приобретенные знания «цементируются, скрепляются в единое целое и приводят учащихся к новому уровню развития – творческому. Сравнивая романс «Жаворонок» М. Глинки с инструментальным произведением МГлинки— М.Балакирева «Жаворонок», учитель дает задание постараться определить, что сохранил и изменил М. Балакирев в своей пьесе по сравнению с романсом М. Глинки. На уроке музыки учащимся старших классов можно предложить сопоставить «Тарантеллу» Ф. Листа и «Петрушку» С. Стравинского. Сопоставляя оба произведения, учитель подводит учеников к выводу о том, что в первом из них передается картина праздничного веселья, а во втором - картина народного гуляния.

Важным приемом активизации эмоционального отношения к музыке является вокализация тем, мелодий музыкальных произведений, с которыми предстоит познакомиться. На уроке ребята исполняют главную партию I части симфонии №40

В. Моцарта, «Утро» Э. Грига, «Скерцо» И. Баха и т.д. Вокализация главных тем музыкальных произведений, но словам Н.Л. Гродзенской, обогащает «интонационный словарь» учащихся, развивает интерес к музыке, расширяет возможности ее восприятия. Предварительное освоение темы произведения позволяют свободно и увлеченно следить за развитием образа.

Важным приемом в процессе слушания музыки является его объединение с музицированием, движением, игрой, креативными формами работы. Например:

- придумать ритмическое вступление к «Венецианской ночи» М. Глинки и ритмическое сопровождение к проигрышу произведения; прослушать «Венецианскую ночь» с одновременным выполнением ритмического аккомпанемента;

-определить название инструментов, исполняющих произведение; в игре «Если бы мы были композиторами» выбрать инструменты для исполнения пьес;

-придумать и выполнить движение к музыкальному произведению в форме рондо, которые будут одинаково повторятся в рефрене;

-отмечать звучанием шумовых инструментов, треугольника начало нового периода в произведении или смены характера произведения и многие др.

Выполнение подобных заданий, создание новых открывает перед учителем и учениками дорогу к творчеству.

Каждый ученик, имея свой жизненный и музыкальный опыт, воспринимает музыкальное произведение по-своему. Восприятие музыкального образа зависит от развития музыкально-креативных способностей слушателя.

Слушая музыку на уроке, школьник с помощью учителя стремится понять ее, постичь музыкальный образ произведений. Если музыкальное произведение захватывает ребенка, происходит катарсическая разрядка вытесненных в подсознание переживаний. В результате, говоря словами Аристотеля, школьники «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием». Л.С. Выготский назвал такое явление чудом искусства, а американский психолог А. Маслоу - «пиковым переживанием». Согласно А. Маслоу, в момент «пикового переживания» слушатель испытывает себя в единстве с Вселенной, приобретает особую «невинность» восприятия, уподобляясь художнику, влюбленному в свой предмет воображения. Такие переживания вызывают стремление к креативности, способствуют росту духовности школьников.

Приведем пример творческого задания в 5 классе: сочинить стихотворение к «Песни без слов» № 14 Ф.Мендельсона. Многие учащиеся начинают сочинять уже во время второго, третьего прослушивания произведения.

Среди многочисленных стихов, сочиненных во время звучания музыки, «Мечта» С.Геращенкова , «Осень» Ю.Ефимовой, «Осенний день» И.Кочетковой и многие другие.

На следующем уроке ученики читают сочиненные стихи, поэтичные и не совсем складные, это не важно, главное – от чистого сердца, под тихое звучание пьесы «Песня без слов» №14 Ф.Мендельсона. Самое сложное творческое задание – сочинить музыку к своим стихам. Ученица 5 класса Юля Ефимова сочинила песню «Осень», которую любят и с удовольствием исполняют школьники.

Осень

1. Хмурые тучи по небу плывут, осень к нам в гости стучится,

Птицы скорей улетают на юг, чтобы скорей возвратиться.

Припев:

Осень пришла, грусть принесла,

Осень дождя и тумана снова стоит у двора.


2. В воздухе пахнет осенней листвой, день незаметно уйдет.

Снова я слышу мотив тот простой, что осень тихо поет.

Припев: тот же.



Использованная литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004.

2.Долгушин Е.Л., Воробьева Л.В. Развитие креативности младших школьников – журнал «Музыка в школе». – 2002. - №4

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2003

4. Рачина Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Санкт-Петербург., 2007

5. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования – журнал « Музыка в школе». – 2002. №1


8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!